Глушкова Татьяна
Конспект родительского собрания «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»
Разработка плана-конспекта родительского собрания в средней группе
На тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»
По курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Публикация «Конспект родительского собрания „Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС“» размещена в разделах
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей; разъяснить вопрос о профилактике детского дорожного травматизма.
Форма проведения: встреча-путешествие.
Участники: старший воспитатель, воспитатели, родители, сотрудник ГИБДД.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Поздравление родителей с началом учебного года.
3. Выборы нового состава родительского комитета.
4. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет».
5. Особенности образовательного процесса в средней группе.
6. «Родителям о ПДД» (Анкета для родителей «Осторожно, дорога!»)
7. Отчет о подготовке группы к новому учебному году
8. Коротко о разном
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Подготовка благодарственных писем семьям, принявших активное участие в подготовке группы к началу учебного года и конкурсе «Золотая осень».
2. Разработка памяток для родителей.
3. Разработка проекта решения родительского собрания.
4. Оформление приглашения.
5. Подготовка презентации «Вот оно какое наше лето».
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно.
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены в ряд, изображая паровозик. На экране — изображение паровозика из Ромашкова, выставки, плакат с темой собрания.
III. Вступительная часть
Звучит торжественная музыка.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем поезде! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада!
Воспитатель. Вот и прошло наше лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений.
Вариант 1. Упражнение «Как мы провели лето»
- Встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес. (на рыбалку).
- Встаньте те, кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже).
-. у чьих детей от загара сгорела спина.
-. кто читал детям книги.
-. кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).
-. чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).
-. чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.
Да, я вижу, вы приятно и с пользой для детей провели лето. Значит, вы замечательные родители! А сейчас посмотрите, как дети провели лето в детском саду. (просмотр презентации).
- А кто из вас этим летом совершил путешествие на поезде, теплоходе, самолете? А хотите отправиться в путешествие прямо сейчас?
- Итак, сегодня мы — дети, педагоги и родители - отправляемся в путешествие по дороге Знаний (показывает на плакат, которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия — это, конечно же, Школа.
- Чтобы отправиться в такое длительное путешествие, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое средство передвижения. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?
IV. Поздравление родителей с началом учебного года.
Вручение благодарственных писем
- Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ, подготовке группы к началу учебного года и участие в конкурсе «Золотая осень».
- Воспитатель. А как можно отправиться в путешествие без надежной команды! Предлагаю выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.
V. Выборы нового состава родительского комитета
- Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».
Возможные должности представителей комитета:
- председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет МБДОУ);
- заместитель председателя родительского комитета (его правая рука);
- секретарь родительского собрания;
(Обсуждаются кандидатуры на выборные должности и прямым голосованием родительский комитет утверждается)
Примечание. Председатель родительского собрания выбирается на один год; секретарь — на каждом родительском собрании из числа присутствующих.
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гapмоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, находить компромиссные решения по всем вопросам.
VI. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»
Воспитатель. Поезд готов к отправлению. Полный вперед! Нет. чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития. (Текст доклада прилагается)
(Родителям выдается памятка (приложение 1).
VII. Особенности образовательного процесса в средней группе
1. Сообщение воспитателя
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий, о дополнительном образовании (кружки).
Особенности организации занятий детей 4-5 лет
Учитывая психологические особенности детей 4—5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно:
• обогащать словарный запас детей;
• развивать наблюдательность и любознательность;
• совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
• развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;
• учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
• совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
• учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;
• обучать правильному согласованию слов в предложении.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое внимание уделяется:
• бережному отношению к природе, вещам, созданным трудом людей;
• формированию любви к родному краю.
К концу года дети на пятом году жизни умеют:
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;
• считать в пределах пяти (количественный счет);
• отвечать на вопрос «сколько всего?»;
• сравнивать две группы предметов, используя счет (больше - меньше); сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке подлине, ширине, высоте;
• указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
• различать и называть части суток;
• определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;
• отличать правую и левую руку;
• правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;
• изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывая единым содержанием;
• лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;
• принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;
• ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м;
• принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;
• отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
• сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;
• ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
2. Обратная связь с родителями
Родители задают интересующие их вопросы, высказывая предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка «Правила для родителей» (приложение 2)
VIII. «Родителям о ПДД» (Анкета для родителей «Осторожно, дорога!») (приложение 3)
Инспектор ГИБДД: Мы живём в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой — они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей.
Уважаемые родители, мы невольно задумываемся о правилах дорожного движения
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает.
Именно поведение родителей имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля перехода проезжей части».
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:
Знать правила дорожного движения:
• Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
• Не играть на дороге или около проезжей части.
• Переходить улицу только по пешеходному переходу.
• При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
• Знать устройство проезжей части.
• Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
• Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
• Не стоять у дверей.
• Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
• Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
• Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
• Не ходить никуда без разрешения взрослых.
• Играть только на детской площадке.
• Не играть близко от проезжей части дороги.
• Не кататься по проезжей части дороги.
IX. Отчет о подготовке группы к новому учебному году
X. Коротко о разном
XI. Заключительная часть
Воспитатель: Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!
Вариант решения родительского собрания :
1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания — 17.00.
2. Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф. И. О.).
3. Утвердить родительский комитет в следующем составе:
(Ф. И. О. членов родительского комитета, их телефоны).
4. Принять к сведению содержание памяток «Ребенок 4—5 лет», «Уровень речевого развития».
5. Принять к исполнению правила для родителей.
6. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе
Приложение 1.
Уровень развития речи детей 4-5 лет
Четыре года
1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда — чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди - мужчины и женщины и т. п.).
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.
Пять лет
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, т. е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Приложение 2.
Правила для родителей
1. Приводите ребенка в детский сад:
• до 8.30;
• в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями;
• здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).
2. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
3. Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания по телефонам воспитателей.
4. После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте медсестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.
5. Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя.
6. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление директору МДОУ.
7. Вносите плату за содержание ребенка в МОУ не позднее 20-числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.
8. Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.
Не рекомендуется:
• приносить в детский сад ценные вещи и игрушки, которые могут поранить ребенка;
• продукты питания (конфеты, соки, жвачки и т. д.)
Запрещается:
• приходить в детский сад в нетрезвом виде;
• курить на территории детского сада;
• приводить животных.
Приложение 3
Анкета для родителей «Осторожно: дорога!»
Ежегодно на улицах городов, населенных пунктов и автодорогах области в дорожно-транспортных происшествиях погибают около двухсот детей и свыше двух с половиной тысяч детей получают телесные повреждения.
При проведении анкетирования мы хотим изучить проблему, стоящую перед дорожной полицией и учреждениями образования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в воспитании культуры поведения детей на улицах и дорогах. Нам хочется обратить Ваше внимание и найти пути решения данного вопроса. Надеемся, что ваши ответы будут искренними.
1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения? ___
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
— используете жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
— достаточно часто;
— редко;
— никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
___
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
— организация выставки литературы по данной теме;
— проведение лекториев для родителей;
— встречи с инспектором ГАИ;
— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.) ;
— размещение информации в уголке для родителей;
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания по данной теме.
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении :
— на высоком;
— на среднем;
— на низко.