Наталья Панкратова
Формирование временных представлений у дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Раньше-позже»
▼ Скачать + Заказать документы
1)Образовательная ситуация «Что раньше, что позже»
Цель: расширить временные представления у детей, уточнить отношение раньше-позже. Упражнять в умении правильно выбирать знак <,> или =. Устанавливать связь между числом, предметом и цифрой. Развивать внимание, мыслительные операции, речь.
Материал:
Демонстрационный.
Картинки для развития временных представлений, зимняя зарисовка, весна, лето, осень, картинки части суток, утро, день, вечер, ночь, цифры-карточки, знаки <,>,=, мяч колобок, 4 картинки- задачи, лесенка значений.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Раздаточный.
Рабочие тетради «Раз-ступенька,два ступенька» часть 1. Знаки <,>,=. Картинки-карточки для сравнения совокупностей; картинки на бытовую тему для групповой работы и на развитие временных представлении.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети, давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение. Сегодня мы с вами будем подниматься по лесенке знаний, каждое выполненное задание- это шаг на ступеньку вверх (вывешиваю лесенку). Чтобы оказаться на верхней ступеньке лесенки вы ребята,должны быть какими? (ответы детей). Обобщать ответы детей: любознательность, активность, внимательность, сообразительность.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: 1)актуализировать умение правильно употреблять понятия "раньше-позже»
2)тренировать умение называть времена года по порядку.
Послушайте загадку:
Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой,
Он пушистый, серебристый,
Но руной его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела,
Первый мед принесла,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Когда бывает снег? Что раньше, а что позже: весна или зима?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето прийти сразу после зимы? О каком времени года не было загадки? Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
1. Посмотрите на доску, где выставлены картинки о частях суток; назовите и расположите части суток по порядку.
2. (Дети организуются на 3-4 группы.) Раздаю картинки на бытовую тему на развитие временных представлении раньше-позже :
1) дети с воспитателем идут по дороге (раньше, увидели бабушку и помогли ей нести сумку (позже);
2) брат с сестрой гуляли и увидели собачку (раньше, взяли ее с собой домой (позже);
3) ребята и зверята гуляли по лесу (раньше}, нашли красивую заснеженную ель, отряхнули снег и завели хоровод (позже) и др.
-Дети,рассмотрите картинки, обсудите между собой и расскажите, какие события произошли раньше,а какие позже. Молодцы,вы справились с заданиями и поднялись на 1 ступеньку знаний.
3. Затруднение игровой ситуации.
Дидактические задачи.
1) Создать мотивационную ситуацию для сравнения понятии «раньше-позже»
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Выполняем задания в рабочей тетради.
На картинке отношения раньше- позже обозначаются стрелкой.
1. Посмотрите.
-раньше был хлебный колос, позже его смололи, из муки замесили тесто, из теста испекли хлеб.
-одуванчик золотой постарели стал седой. Каким был одуванчик раньше, позже?
-что раньше было яйцо или цыпленок, а что позже?
2. Иллюстрацию, к какой сказке вы видите во втором задании? С кем встретился Колобок раньше Волка? А с кем позже?
Дети, вы сделали второй шаг. Выполнили второе задание: узнали и закрепили понятия раньше, позже. П поднялись на вторую ступеньку лесенки знаний.
Физкультминутка «Колобок».
С кем встретился Колобок позже? С Лисой и решила она с ним поиграть.
Дети делают круг и приседают на корточки, «лиса» - в центре круга. Игроки перекатывают мяч- «колобок» друг другу так, чтобы он убегал от лисы.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи.
1)Сформулировать представление о понятиях «раньше- позже».
2)Тренировать мыслительные операции.
3)Развивать логическое мышление, творческие способности.
Прикрепляю картинки - задачи на магнитную доску.
-Дети, посмотрите на картинку, придумайте небольшой рассказ к ней и задайте вопрос так, чтобы можно было подобрать подходящие выражение. По картинкам- задачам (ответы детей) :
1. Играли три кошки, одна ушла (3-1=2). Сколько кошек осталась?
2.5 щенят играли с мячом, 2 щенка убежало, сколько щенят осталось? (5-2=3)
3.4 курочки клевали зерно, одна курочка подошла к ним, сколько курочек стала? (4+1=5) 4. 2 снеговика веселились, к ним пришло еще 2 снеговика с подарками. Сколько стало снеговиков? (2+2=4)
-Дети, вы составили рассказ к каждой картинке, задали вопросы к нужным выражениям, сделали еще один шаг и оказались на третьей ступеньке и лесенки знании.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1)Развивать логическое мышление.
Как можно сравнить две группы предметов по количеству? (Пересчитать, составить пары.) Что нужно сделать вначале? (Записать в окошках число листьев-- 5, ягод-4).
Что сделать потом? (Составить пары и обвести красной линией листики и ягоды.)
Что осталось без пары? (Листик)
Чего больше, чего меньше, на сколько? (Листьев больше, чем ягод на 1.)
Какой знак поставим между числами?
-Дети, вы поднялись на самую верхнюю четвертую ступеньку лесенки знаний, сделали еще шаг. Выполнили все задания. Молодцы.
Осмысление (итог).
-Дети, а какое задание вам показалось самым трудным? (ответы детей).
Что бывает раньше- дождь или радуга?
Что бывает позже- день или вечер?