Татьяна Скороходова
Конспект НОД по познавательному развитию «Отечество мое — Россия!» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Отечество мое - Россия!»
с детьми старшей группы
Скороходова Т. А., воспитатель
МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовской области»
Ртищево, 2018 год
Актуальность темы:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Отечество мое — Россия!“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Почему я выбрала эту тему? В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Познавая окружающий мир, ребенок, постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказах – былинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к былинам открывает дошкольникам возможность удовлетворить свой познавательный интерес, заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий. Ребята становятся соучастниками исторических событий. Проживают жизнь былинных героев, приобщаются к истории родной страны. У детей закладываются основы патриотизма.
Время, затраченное на проведение НОД: 25 мин.
Цель: формировать представление детей об историческом прошлом и настоящем России.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление детей о родной стране, о Российской армии
Совершенствовать речь, как средство общения.
Формировать умение составлять рассказ по картинке.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительное с числительным.
Упражнять в образовании однокоренных слов: танк – танкисты и т. д.
Формировать художественно творческие способности. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов.
Познакомить с картой Древней Руси. Учить сравнивать территорию России и Руси.
Развивающие :
Развивать мышление, речь, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к воинам разных эпох, защитникам отечества, гордость за Россию, желание подражать ее защитникам.
Воспитывать интерес к истории России.
Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения песни "Наша Родина сильна" (слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко).
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие (ФЭМП, речевое развитие, художественно – эстетическая, физическое развитие, развитие игровой деятельности.
Методы и приемы: словесный, наглядный, демонстрационный, практический, метод игры.
Активизация словаря: назвать элементы костюма богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, оружия русского воина: щит, меч, стрелы, лук, копье, булава, палица.
Индивидуальная работа: с Олесей К., развивать уверенность в себе, предложить показать на карте России знакомые города; при составлении рассказов по картинкам, помочь Егору Г., связно, последовательно изложить рассказ; упражнять Алену Ш. в получении равенства из неравенства, добавляя к меньшему предмету один предмет.
Предварительная работа: рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», альбомов с военной тематикой, семейных фотографий; знакомство с картой России, древней Руси, Российским флагом, флагом города Ртищева; расширяли значение смысла слов трудная, но почетная обязанность защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность во все времена, как прадеды, деды, отцы. Расширяли представление о малой Родине.
Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Никита Кожемяка». Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Инсценирование песни: «Наша Родина сильна».
Изодеятельность: «Богатырские доспехи», раскрашивание - «Воины прошлого и настоящего». Роспись бумажных силуэтов.
Сотворчество родителей и детей: оформление художественно – эстетической выставки «Богатыри земли русской».
Ручной труд: коллективное изготовление богатырей (из коробок).
Работа с родителями: изготовление костюмов, помощь в оформлении.
Пособия и материалы: ноутбук, телевизор, музыкальная запись «Гусли», песня «Наша армия сильна»; географические карты: «России» и «древней Руси»;
счетный материал – богатыри и горшочки с кашей, фланелеграф;
заготовки из бумаги щиты, карандаши, фломастеры. Костюм и доспехи богатыря.
Ориентиры на карте России и древней Руси - флаги России и Ртищева, Ростов, Муром, Карачаево; конверты с разрезными картинками «Рода войск».
НОД проводилось в рамках Дня открытых дверей. Утром в группу пришел богатырь и попросил детей о помощи: освободить Русь от Соловья-разбойника. Дети согласились помочь и пригласили гостя на зарядку, чтобы набраться сил, быть бодрыми.
Ход НОД.
I. Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, какие вы у меня добрые, смелые, храбрые, отважные! Не испугались трудностей. Молодцы!
Богатырь - Спасибо, вам, что не отказали мне в помощи искать Соловья Разбойника.
- Очень понравилось, как вы выполняли утреннюю гимнастику, а вы ее делаете каждый день? Зачем?
Дети - Чтоб расти здоровым, крепкими, нужно утром заниматься гимнастикой, закаляться, соблюдать режим дня, и выполнять культурно - гигиенические навыки.
- Вы такие маленькие, а уже знаете, что необходимо для здоровья. Молодцы!
Воспитатель: - У нас сегодня столько гостей, а мы еще не поздоровались.
- Богатырь, расскажи, как приветствовали и желали здоровья на Руси.
-Приветствие всегда сопровождалось низким поклоном до земли. Рука прикладывалась к сердцу, так выражалась сердечность намерений. Движения руки идут к земле, т. к. славяне почитали землю – матушку за то, что она их кормила.
Дети кланяются гостям, (в знак приветствия).
II.Основная часть.
Ребенок: Илья Муромец, ты жил в древней Руси, расскажи, как ты оказался в нашем времени?
Дети и Илья садятся на поляне, (рассаживаются на ковре вокруг богатыря)
- Ребята, а откуда вы про меня узнали?
Мы о тебе в былинах читали, кино смотрели.
Садитесь, я вам расскажу, как я в вашем времени оказался.
- После боя с черной вражеской силой уснул я богатырским сном, да видно долго проспал. А, когда проснулся, услышал свист Соловья Разбойника. Пошел я его искать, да заблудился в лесу. Плутал, плутал, вышел и глазам своим не верю. Вокруг дома высокие, дороги широкие, красота кругом. Задумался я, в какое государство попал? А когда услышал речь русскую, обрадовался. Неужели Русь наша такой стала? И вы ребята такие рослые, здоровые, красивые. Чудно мне все, как же сейчас государство наше величают?
Дети – Россией.
- Ро – СС- ия! (прочувственно произносит богатырь).
- (достает карту) Посмотрите, какое было Русское государство. На этой земле жили славяне. Называли этих людей – русичами. Очень сильные, выносливые и храбрые люди.
- А как ваш город называется?
- Ртищево.
- Ищет на карте город. Рассуждает: в Ростове - Алеша Попович родился, в Муроме селе Карачаеве – я, Добрынюшка – в городе Рязани. А вот города Ртищева на карте нет!
- Нет на этой карте града Ртищево.
Много лет видно прошло, много воды утекло. Не один видать град отстроили на Руси.
Как бы узнать о жизни российской, о просторах её.
Работа с картой. Актуализация знаний детей.
Воспитатель. – Есть у нас карта России (подходят к карте).
Воспитатель: Олеся, покажи границу России?
Протянулась она с запада на восток, с севера на юг.
Воспитатель: …Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек.
- Как найдем на карте: леса, поля, реки, горы? - Ответы детей.
- Где находится на карте столица России?
- Столица России – Москва!
- Что обозначают цвета на Российском флаге?
- Интересно, а где город Ртищево?
- Вот город Ртищево.
А вот и старинный город Муром, Рязань, Ростов.
Далее воспитатель показывает старинные города на карте Древней Руси.
Сравнение двух карт. На карте древней Руси городов Ртищева и Саратова не было.
- Богатырь смотрит на карту, удивляется, руками разводит. Велика стала Россия и границы дальние.
Уже княжескими дружинами не обережёшь страну.
Как же вы, без дружины обходитесь?
- У нас есть сильная армия.
Дети исполняют отрывок из песни
- Есть у нас танкисты, есть и моряки, есть артиллеристы. Чудо всей земли. Наша Армия сильна, охраняет мир она. Охраняет мир она (шагают по группе).
В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
Д/и «Назови рода войск»
- Ребята, познакомим богатыря с родами войск.
На столе разложены в конвертах разрезные картинки «Рода войск». Нужно собрать их и составить рассказ.
Примерные рассказы. Погранвойска. (Пограничники).
– Покажите и назовите мне кто охраняет государственную границу?
- Дети рассказывают о пограничниках.
Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно – морской флот. На кораблях служат моряки. На кораблях и подводных лодках есть пушки и ракеты. Они защищают Родину на водных просторах.
Военно – воздушные войска.
-Кто из вас знает, кто такой десант?
Военно – воздушные силы защищают наше Отечество с воздуха. Лётчики управляют самолетом, десантники должны уметь прыгать с парашютом и не бояться высоты.
Сухопутные войска.
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходная машина, ею управляет танкист. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
Локаторы могут обнаружить любую вражескую технику, а ракеты уничтожить ее.
Интересно вы рассказали о войнах Российской армии.
Илья: - А знаете ли вы, какие были доспехи у русских богатырей?
Дети - Щит, меч, кольчуга, палица, копье, шлем.
- Правильно назвали.
Воспитатель: После сражения богатыри отдыхали.
Физминутка. И нам пора отдохнуть (дети встают в круг).
Богатырь, он вот каков:
(ставят руки на пояс)
Он силен, он здоров.
(поочередно отводят руки в стороны и поворачивают туловище вправо, влево)
Он из лука стрелял
(имитируют движение)
Метко пику бросал.
(Изображают метание)
На границе стоял
(стоят по стойке смирно)
Зорко – зорко наблюдал
(прикладывают руку ко лбу)
Станем как богатыри! Как растем мы, посмотри!
(Медленно тянут руки вверх)
Пришло время подкрепиться.
- А чем питаются богатыри?
Богатырь - Ели мы пищу простую, но полезную: «Щи, да каша - пища наша!».
- А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра интерактивная «Полезные и вредные продукты»
- Назовите самые необходимые витамины.
- А, В,С, Д.
- Давайте представим, что нам предложили позавтракать, Какие продукты мы выберем на завтрак?
- Пришло время обеда, (ужина). Приготовим салат, а чем будем заправлять? Дети предлагают свои варианты. Какой напиток полезней? Почему?
- Богатырь, а ты какую кашу любишь?
- Гречневую.
Почему гречневую. Чем она полезна?
В гречневой каше находятся все витамины, необходимые человеку для здоровья.
- Кашу лучше варить в глиняном горшочке.
К нам после боя, пришла дружина богатырей.
-Давайте накормим дружину кашей.
- Посчитаем сколько всего богатырей.
- А теперь посчитаем, сколько всего горшочков каши.
- Кого больше богатырей или горшочков каши?
- Горшочков каши больше, на сколько больше?.
На один
- Что мы будем делать с лишним горшочком каши?
- Кого накормим?
Ребята, пришел еще один богатырь.
А сейчас давайте посчитаем, сколько стало богатырей.
Илья, посчитай.
- Всего богатырей стало восемь.
А горшочков сколько? Восемь.
- Что можно сказать об этих числах
Восемь богатырей и восемь горшочков будет поровну.
Художественное творчество
- Ребята, мы повстречали на своем пути Соловья Разбойника? (нет).
- Встреча с ним нас ждет впереди.
- Нам нужно подготовиться.
Посмотрите, какие доспехи у богатыря.
- У Ильи Муромца есть щит и меч.
Вы хотите такие щиты (да).
Щит - это защита богатыря. Посмотрите на рисунок щита Ильи Муромца. Что на нем изображено?
- Солнце. Илья Муромец верит, что в бою «Солнце» - (оберег, отразит удары врага, защитит его. Вспомните, какие еще рисунки изображали на щитах богатырей.
- Диких животных.
- Растения.
-Птиц.
-Кресты.
-Геометрические фигуры.
Воспитатель обращает внимание детей, на оформленную выставку фотографий «Щиты». Предлагаю, каждому из вас нарисовать на своем маленьком щите – эмблему, которая защитит, обережет, поможет в битве с Соловьем Разбойником.
Воспитатель и богатырь интересуется, что будут рисовать дети.
- Почему?
- Воспитатель: Илья Муромец, помоги мне разрисовать щит. Я очень хочу подготовиться к встрече с Соловьем Разбойником.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Дети прикрепляют щиты к одежде, рассказывают о своем настроении: что сегодня получилось,/не получилось, было трудно/легко.
Ребенок читает стих.
Чтоб богатырями нам расти
Нужно закаляться.
Не по дням, а по часам
Спортом заниматься.
Не нужна совсем микстура
И пилюли не нужны,
Нам поможет физкультура,
Нам занятия важны.
Мы готовы искать дальше Соловья Разбойника.
Ребята, для того чтоб продолжить поиски Соловья Разбойника нам надо отдохнуть.
Дети отправляются дальше искать Соловья Разбойника на физкультурное занятие.
Д