Ольга Блинова
Конспект путешествия по экологической тропе «Ищем приметы весны» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект путешествия по экологической тропе: «Ищем приметы весны»
для детей подготовительного к школе возраста.
Автор: Блинова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ № 452 г. Нижнего Новгорода.
Программное содержание
Задачи:
1. Наблюдать с детьми изменения, происходящие в природе весной (набухание почек, появление первоцветов и т. д).
Публикация «Конспект путешествия по экологической тропе „Ищем приметы весны“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (солнце весной начинает пригревать, идут дожди, у деревьев начинается сокодвижение, природа пробуждается от зимнего покоя).
3. Формировать умение устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды (цветочный барометр).
4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
5. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, познавательное отношение к окружающему.
6. Совершенствовать ориентировку в пространстве (ориентировка по плану).
7. Воспитывать у детей нравственные качества: бережное отношение к природе, чуткость, ответственность.
Словарь: почки, листочки, деревья, кустарники, береза, сирень, шиповник, мать-и-мачеха, первоцветы, сокодвижение, набухают, распускаются, лопаются, клейкие, нежные, молодые.
Предварительная работа:
Экологическая тропа: «Деревья и кустарники»
Беседа на тему: «Пробуждение деревьев весной», разучивание поговорок, пословиц, стихов о весне, березе.
Дидактические игры: «Что можно, что нельзя», «Без чего нам не прожить».
Ход проведения
Воспитатель приносит письмо детям.
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто прислал это письмо.
«Она приходит с ласкою и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет» (весна)
Правильно, это весна.
Воспитатель зачитывает письмо
«Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас друзья, найти приметы про меня»
Воспитатель предлагает вспомнить приметы весны (тает снег, появляются проталины, набухают почки, ярче светит солнышко, оживляются птицы и т. д).
- Ребята, а как называется второй месяц весны (апрель).
- Апрель-месяц воды. Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей»
Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне и апреле.
Дети:
• Вода с гор потекла - весну принесла.
• Апрельские ручьи всех будят.
• Апрель землю красит.
• Апрель всех напоит.
• В апреле земля теплеет, воды разливаются, птички заливаются.
Воспитатель предлагает детям план путешествия, на котором красным крестиком отмечены объекты наблюдений.
1. Дети определяют свой маршрут по карте и подходят к первому объекту- березе.
Воспитатель предлагает поздороваться с деревом (прикоснуться ладошками).
Что вы почувствовали? Ребята, береза это дерево или кустарник? Почему? Какие изменения мы видим в березе по сравнению с зимой?
(набухание почек). С чем это связано? (у деревьев начинается сокодвижение).
Игра «Почка»
Дети встают в круг. Руки складывают вместе перед собой. Своим дыханием, как солнышком, согревают «почку» и она «распускается» (ладони постепенно раскрываются).
Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется»
Воспитатель: Какое дерево считается символом России?
Дети: Береза.
Воспитатель: Чем отличается береза от других деревьев?
Дети: Белой корой.
Воспитатель: Что обозначает слово «береза»?
Дети: Оно обозначает «белый» - дерево назвали так по цвету коры.
Если на дереве дети увидят сломанную веточку, обсудить этот момент. Ребята, что мы пообещаем березке? (ответы детей)
Прощаемся с деревом (прикасаемся ладошками).
Ребенок читает стихотворение.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Вешаем на березку запрещающий знак «не ломай деревья»
2. Дети по карте определяют свой маршрут и подходят ко второму объекту-сирени.
Воспитатель предлагает поздороваться с сиренью (погладить веточки снизу-вверх)
Ребята, сирень - это дерево или кустарник?
Почему?
Затем дети рассматривают почки: большие или маленькие? Как расположены почки? Закрытые или уже треснули? Сравнивают их с березовыми почками.
Воспитатель зачитывает письмо от сирени (в письме обращение сирени не ломать красивые цветущие веточки).
Прощаемся сиренью.
3. Дети вместе с воспитателем по карте определяют третий объект наблюдения (шиповник) и подходят к нему.
- Воспитатель: Ребята, шиповник дерево или кустарник? (кустарник).
Как вы думаете, можно ли его потрогать?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему нельзя (у него есть шипы). Для чего нужны шиповнику шипы (защита от людей и травоядных животных).
Воспитатель: С березой и сиренью мы здоровались ладошками, а как можно поздороваться с шиповником, не дотрагиваясь до него. (словесно).
Дети здороваются.
Рассматривание почек (размер, цвет, расположение). Рассказ воспитателя о пользе шиповника.
Прощание с шиповником.
4. Предложить детям посмотреть, не заметили ли они еще вестников весны.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какое необычное, красивое растение.
Отгадайте загадку, и вы узнаете, что это за цветок.
Что за ранний цветок?
В марте выпустил листок
Цветочки солнышком горят
Листки задуматься велят:
Почему верхушка наша очень холодна?
А нижняя сторонка как мамочка тепла, нежна (мать-и-мачеха).
Правильно, это растение называется мать-и-мачеха. Рассматривание, любование цветами. Какое еще название можно придумать для этого растения (ответы детей). На что он похож?
- Золотые лепестки, хрупкий стебелек.
Распустился здесь у нас солнечный цветок.
Какие части растения мы видим? (стебель, цветы).
Чем покрыты стебельки (чешуйками и пушком, пушок защищает от жаркого солнца и от холода). Какого цвета лепестки? Посмотреть с детьми, раскрыт или закрыт бутон цветка (в зависимости от состояния погоды и времени суток, (в пасмурную погоду и ночью цветок спит).
Сделать вывод, что цветы этого растения могут предсказывать погоду.
Спросить детей, все ли части растения мы наблюдаем. Чего не хватает? (листьев).
Вывод: сначала это растение цветет, а потом отращивает листья.
Почему так называется растение?
Предложить вспомнить загадку.
Рассказать детям, что это растение лекарственное. Помогает при многих болезнях.
Спросить у детей, можно ли рвать цветы. Почему нельзя. Что происходит с растениями? Установка запрещающего знака «Не рви цветы».
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы нашли многие весенние приметы. А что еще самое главное мы узнали и поняли из нашего путешествия? (ответы детей).
Вывод: Все хорошо там, где выросло. Нужно беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом, беречь и любить все живое.
Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица не всегда
Умеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете
Мы останемся одни
И только тот, кто всех добрей, легко поймет
Язык зверей
А всех добрей на белом свете
Вместе: Конечно дети!
Воспитатель награждает детей медалями «Знаток природы».