Получи документы

Сценарий путешествия-исследования «Интерактивное путешествие по Самарской Луке»

Анна Абросимова
Сценарий путешествия-исследования «Интерактивное путешествие по Самарской Луке»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект путешествия-исследования

по теме «Интерактивное путешествие по Самарской Луке»[/i]

(для детей старшего дошкольного возраста)

Вид путешествия: путешествие–демонстрация

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

– познавательно–игровая: дети, путешествуя, играют в игры познавательного характера.

Публикация «Сценарий путешествия-исследования „Интерактивное путешествие по Самарской Луке“» размещена в разделах

– коммуникативно–познавательная: дети в ходе путешествия принимают ранее полученную информацию; презентуют свои «успехи» (способности) при выполнении игровых заданий; дают анализ путешествия.

Содержание деятельности детей(дидактические единицы): животные, птицы, растения Самарской Луки: описание внешнего вида, повадки, место обитания. Красная книга.

Образовательные задачи:

1. Расширять представления детей о жизни обитателей флоры и фауны Самарской Луки. Углублять у детей познавательный интерес к данной теме.

2. Развивать у детей умение различать животных, птиц по отличительным особенностям внешнего вида. (Знать животных по росту, повадкам, способам передвижения)

3. Поощрять желание детей бережно и внимательно относиться к животным.

4. Способствовать проявлению детьми умения определять на слух пение определенной птицы (голоса птиц)

5. Развивать у детей потребность и интерес к реализации решения проблемы в совместной со сверстниками и взрослым деятельности.

6. Стимулировать дружеские взаимоотношения среди детей.

Материалы для деятельности детей.

1. Стимульный материал:

приглашение к участию (интерактивное включение);

сюрпризный момент (Компьютерный Вирус);

фильм о национальном парке Самарской Луки;

эмблемы команд по количеству участников путешествия;

конверты-папки для команд участников путешествия.

фишки – фотографии для создания альбома об флоре и фауне Самарской Луки;

карта Самарской Луки;

альбом «Самарская Лука».

2. Материалы для деятельности детей:

Материалы для представления результатов деятельности:

– Альбом «Самарская Лука»,

– стол для заполнения альбома.

Материальные средства для деятельности детей:

– видео фильм (интерактивный музей);

– карта Национального парка Самарской Луки;

– следы животных;

–разрезные картинки;

–шифрованные картинки;

– карточки с изображением лекарственных растений,

продукция из лекарственных трав;

– картинки - иллюстрации объектов Национального парка Самарской Луки;

– аудиозапись «Голоса птиц».

3. Дидактический материал:

серия картинок с дикими животными (лиса, медведь, косуля, волк, барсук, заяц, белка, лось, олень, европейская норка, куница, русская выхухоль, ёж, летучая мышь (вечерница рыжая, рысь, слепыш, чёрный полозень, кабан);

серия картинок с птицами (свиристель, лебедь-шипун,снегирь, зелёный дятел, змееед, кукушка, сова - сплюшка, орлан – белохвост, синица, чёрный аист);

серия картинок с растениями (одуванчик, шиповник, крапива, ромашка, подорожник, репейник, венерин башмачок, береза, ель, сосна, дуб, липа);

серия картинок с продукцией лекарственных растений;

серия картинок с изображением эндемиков Самарской Луки: гвоздика волжская, качим жигулёвскиймолочай жигулёвский, тимьян жигулёвский

карта путешествия;

карточки с изображением потребностей животных и людей;

следы животных (лось, косули, белки, волка, медведя, лисы).

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон (для аудиозаписей музыкальных композиций); интерактивная доска для демонстрации фильма о Самарской Луке; магнитная доска, «нора» (игровой туннель, стол.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Мотивационно-целевой

Деятельность педагога

1. Сообщает, о предложении посетить интерактивный музей «Самарская Лука» и принять участие в путешествии.

2. Сообщает, что Вирус удалил все данные о музее «Самарская Лука»необходимо восстановить все данные, используя знания о природе Самарской Луки.

3. Предлагает разделиться на две команды и выполнить задания по маршруту, указанному на карте.

4. Сообщает о том, что за каждый пройденный этап маршрута, команда получает фишки- фотографии для создания альбома «Самарская Лука»

Деятельность детей

1. Смотрят видео начало путешествия по Самарской Луке, встречаются с Вирусом.

2. Принимают решение восстановить данные музея, удалить Вирус, выполняя задания по маршруту карты.

3. Делятся на команды. Изучают маршрут карты.

4. Принимают решение о начале пути. Получают эмблемы команд и конверты- папки для сбора фишек-фотографий.

Содержательно-деятельностный

Педагог

1. Предлагает детям отправиться в путешествие

2. Показывает карту Самарской Луки с отмеченными интерактивными объектами Национального парка и предлагает найти первый интерактивный объект на карте и назвать его.

3. Напоминает правила прохождения пути, рассказать о первом объекте парка.

4. Предлагает выполнить задания на первом интерактивном объекте парка «Сложи птицу леса», «Угадай по голосу».

5. Сообщает, что команды проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

6. Напоминает о фишках-фотографиях, за правильно выполненное задание, которые вынимает из конверта и отдаёт командам.

7. Предлагает обратиться к карте и отыскать в группе следующий интерактивный объект национального парка и рассказать о нём.

8. Даёт задание из конверта. «Найди и назови лекарственное растение», «Соотнеси лекарственное растение и продукцию, изготовленную из него»

9. Отдаёт командам фишки-фотографии, за выполненное задание.

10. Организует поиск следующего интерактивного объекта на карте, а затем в группе.

11. Предлагает детям ответить на вопросы об интерактивном объекте.

12. Даёт задание командам «Зашифрованная картинка», найденное у данного интерактивного объекта.

13. Сообщает, что команды проверяют правильность выполнения задания друг у друга. 14. Выдаёт фишки-фотографии за успешно выполнение задание.

15. Предлагает двигаться дальше к следующему интерактивному объекту, обратившись к карте, назвать объект.

16. Обращает внимание на следы животных, которые расположены на пути следования к следующему объекту. Предлагает назвать животных, оставивших следы.

17. Организовывает прохождение каждого участника через «Нору лисы».

18. Предлагает игру «Потребности человека и животного»

19. Предлагает сравнить потребности.

20. Выдаёт фишки-фотографии за правильно выполненное задание.

21. Оповещает о том, что все интерактивные объекты пройдены и вручает красочный пустой альбом, для создания альбома «Самарская Лука».

Дети

1. Делятся на команды, принимают решение о восстановлении данных музея.

2. Рассматривают карту, определяют начало пути иотправляются в путешествие, называют первый интерактивный объект парка.

3. Рассказывают о первом объекте парка «Гнездо орла».

4. Команды выполняют задания, которые нашли на данном объекте: одна команда собирает картинку из 9 частей, вторая – угадывает птицу по голосу.

5. Дети рассуждают, складывают, угадывают, проверяют

6. Убирают фишки в конверты-папки.

Мотивация в решении поставленной задачи.

7. Определяют по карте объект и находят его в группе. Делятся друг с другом своими знаниями о «Доме Айболита».

8. Находят и называют лекарственные растения среди представленных растений Самарской Луки. Показывают продукт из лекарственного растения и называют растение, из которого он изготовлен.

9. Убирают фишки в конверты-папки.

10. Находят на карте интерактивный объект «Дом лисы», затем находят его в группе.

11. Отвечают на вопросы и дополняют свои ответы интересными фактами о «Доме лисы».

Развитие и совершенствование монологической и связной речи.

12. Каждая команда рассматривает свою картинку, на которой спрятаны животные и птицы Самарской Луки.

13. Находят, называют животных и птиц, проверяют друг друга.

14. Убирают фишки в конверты-папки.

15. Определяют по карте и называют интерактивный объект - «Лисья нора».

16. Рассматривают и называют животных, оставивших следы.

17. Проползают через «Лисью нору» (туннель).Оптимальная двигательная активность, снятие мышечного тонуса.

18. Одна команда рассматривает, называет, показывая потребности человека, а другая команда рассматривает, называет, показывая потребности животного.

19. Сравнивают, обсуждают, делают вывод о потребностях людей и животных.

20. Убирают фишки в конверты-папки.

21. Принимают решение о совместном оформлении альбома.

Оценочно-рефлексивный

Педагог

1. Проводит обобщающую беседу о проведенном путешествии. Предлагает детям поделиться своими впечатлениями о том, как они выполняли задания, что узнали ново, и интересного, что особенно понравилось и запомнилось.

2. Предлагает детям проверить, восстановились ли данные интерактивного музея.

Сюрприз (видео фильм «Национальный парк Самарской Луки».

Дети

1. Оценивают свою деятельность, делают выводы, что только совместными усилиями, знаниями, они смогли справиться с задачей по восстановлению данных музея.

Удовлетворенность от собственных интересов, получение эмоционального удовольствия, развитие дружеских отношений.

2. Смотрят видео фильм «Национальный парк Самарской Луки».

Методы и приемы.

1. Практические методы стимулирования и мотивации детей:

– создания альбома «Самарская Лука» из фотографий – фишек для восстановления данных интерактивного музея «Самарская Лука».

2.Наглядные методы организации и осуществление деятельности:

– рассматривание карты Самарской Луки;

– рассматривание иллюстраций к играм «Лекарственные растения», «Соотнеси лекарственное растение и продукцию, изготовленную из него»;

– складывание картинки «птица леса» из 9 частей в целое ;

– рассматривание картинки, на которой спрятаны (зашифрованы) животные и птицы Самарской Луки;

– рассматривание следов животных;

– рассматривание карточек с изображением потребностей животных и людей;

– демонстрация видео фильма «Национальный парк Самарской Луки».

3. Словесные методы:

– рассказывание о первом объекте парка «Гнездо орла»;

– угадывание птиц по голосу;

– рассказывание о «Доме Айболита»;

– ответы на вопросы о «Доме лисы», дополняя свои ответы интересными фактами;

Дидактическая игра «Потребности человека и животного»

Цель: закреплять представления детей о потребностях людей и животных и в чём они заключаются. Путем рассуждений ввести экономическое понятие «потребность». Развивать речь и логическое мышление, воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

Ход игры: две картинки : с изображением человека и животного и карточки с изображением «потребностей. Дети подбирают карточки с изображением нужных «потребностей» необходимых человеку, а потом находят карточки с изображением нужных «потребностей» необходимых животному. Затем поясняют, почему они выбрали, ту или иную, «потребность». Делают вывод о потребностях человека и животного.

4. Метод контроля и самоконтроля:

– оценка деятельности детей, делаются выводы, что надо любить и заботиться о природе родного края;

– удовлетворенность собственных познавательных интересов, получение эмоционального удовольствия, воспитание любознательности и дружеских отношений.

5. Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми:

– посетить нацианальный парк Самарской Луки;

– создать свой видеофильм об обитателях Самарской Луки;

– прочитать познавательную литературу о флоре и фауне Самарской Луки;

– оформить выставки рисунков «Символ Самарской Луки», «Животные и птицы Самарской Луки».

Иинформационная беседа об интересных фактах Самарской Луки

Самарская Лука – это удивительный полуостров, образованный изгибом реки Волга, река почти полностью огибает Жигулевские горы, а затем поворачивает на сторону юго-запада, оставляя для соединения с материком лишь, небольшой переход. Протяженность полуострова с запада на восток около 60 километров, а с севера на юг 30 километров, длина береговой линии его равна 200 километрам.

Самарская Лука – это Заповедный край, который создавался веками. Он разделен на 2 части: точное название — Жигулевский государственный природный биосферный заповедник имени И. И. Спрыгина и Национальный парк Самарская Лука. Богат и разнообразен животный мир Самарской Луки. Более 50 видов млекопитающих, свыше 150 видов птиц, 9 видов пресмыкающихся, 8 – земноводных, до 40 видов рыб и около 10 тысяч видов беспозвоночных, среди которых наиболее разнообразны представители класса насекомых. На Самарской Луке обитает немало ценных охотничье – промысловых животных, таких, как лось и кабан, а также косуля и пушные звери: зайцы беляк и русак, куница, лисица, белка, норка, ондатра. Постоянно живет по лесам боровая дичь: глухарь, тетерев, рябчик. Фауна птиц Самарской области насчитывает 271 вид, из которых 197 относятся к гнездящимся видам, 47 — к пролётным, 27 — к залётным.

На территории Самарской Луки обитали бурые медведи до конца 19 века. Даже правобережье называли медвежьим углом. Благодаря широкой кормовой базе жигулёвские мишки вырастали более крупными, нежели их собратья из ближайших регионов. Но интенсивная охота, активное заселение территории, добыча полезных ископаемых, вырубка лесов явились причиной исчезновения бурого медведя.

Национальный парк Самарской Луки на своей территории размещает несколько интерактивных объектов: «Гнездо орла», «Нора лисы», «Дом – музей Лисы» и «Дом Айболита».

Талисманом национального парка Самарской Луки является – лисица.

«Дом – музей Лисы» - это место, где размещены все чучела животных и птиц, обитающих на территории Самарской Луки. В доме-музее отведено место для талисмана парка - лисы, где лиса представлена в разных исполнениях и из разного материала взрослыми и детьми. Отдельными экспонатами представлены орудия браконьеров: ружья, капканы.

В «Гнездо орла» уже с удовольствием забираются и дети и взрослые, здесь можно убедиться в комфортности «птичьего дома», осмотреть окрестности с высоты, понаблюдать за жизнью кабанов в соседнем загоне.

Интерактивная площадка «Нора Лисы» задумана как продолжение знакомства посетителей комплекса с жизнью талисмана национального парка – лисой. Благодаря обустраиваемой площадке, можно побывать в «квартире» этого жителя Самарской Луки, представить себя лисенком или взрослым животным. В будущем на стенах внутри норы будут устроены специальные ниши-кармашки с различными заданиями, чтобы лазить в нору можно было не только ради интереса, но и с пользой для ума.

В национальном парке размещены лечебница и приют для диких животных «Дом Айболита». Животных, пострадавших по различным причинам выпускать обратно в дикую природу после лечения и реабилитации удается не всех из-за серьезных травм, не совместимых с последующей жизнью в дикой природе. Они остаются жить в приюте.

Познавательный материал о флоре и фауне Самарской Луки

Лиса — млекопитающее семейства Псовые, рода Лисицы. Лиса отдаёт предпочтение лесостепи, открытым участкам с зарослями кустарника, предоставляющими множество укрытий. Она многочисленный представитель фауны Самарской Луки.

Косуля - глубокие снега делают её существование в Жигулях ненадежным.

Кабан Кабаны появились на Самарской Луке в середине 70-х годов и прочно обосновались в жигулевских лесах.

Волк – единственный крупный хищник Самарской Луки, численность которого находится под постоянным контролем человека.

Заяц – беляк – наиболее многочисленный представитель пушных зверей жигулевских лесов.

Белка на Самарской Луке немногочисленна, зимой питается желудями, сосновыми шишками, липовыми орешками.

Рысь обыкновенная – представитель семейства Кошачьи, рода Рыси. В Самарской области наиболее предпочтительной средой обитания для рыси являются крупные лесные массивы с густым подлеском и буреломом, хотя встречается в самых разных насаждениях, включая лесостепь. Чаще встречается в Исаклинском, Клявлинском, Похвистневском и Шигонском районах.

Олень благородный— вид животных семейства Оленевые, рода Настоящие олени. Поселяется в лиственных и смешанных лесах, предпочитая места с просторными лугами и густыми зарослями кустов. Чаще встречаться в Шигонском, Кинель-Черкасском, Сергиевском и Безенчукском районах, в пойме реки Большой Кинель.

Барсук— представитель семейства Куньи, рода Барсуки. Водится в лесах всех типов, реже — на открытых пространствах в зарослях кустарника, предоставляющих множество укрытий. Для рытья норы чаще выбирает места с мягкой почвой и природными неровностями рельефа: овраги, балки, крутые берега водоёмов. В Самарской области также встречается подвид обыкновенного барсука — Барсук песчаный.

Норка американская— вид млекопитающих из рода Хорьки. Обитает в лесах около проточных водоёмов с захламленными обрывистыми берегами.

Куница лесная— млекопитающее семейства Куньи, рода Куницы. Обитает в лиственных и смешанных лесах, отдаёт предпочтение крупным лесным массивам, глухим лиственным лесам. Чаще встречается в Борском, Клявлинском, Красноярском и Сергиевском районах. Выхухоль русская— вид животных рода Выхухоли, семейства Кротовые. Одни из самых древних обитателей Самарской Луки. Обитает на пойменных водоёмах по высоким обрывистым берегам, заросшим водной растительностью. Питается выхухоль насекомыми. Вид занесён в Красную книгу Самарской области в категорию «Весьма редкий вид, тенденции численности неизвестны».

Вечерница рыжая— небольшое млекопитающее из рода Вечерницы. Обитает в широколиственных и смешанных лесах.

Кроме рыжей вечерницы на территории Самарской области обитают Вечерница гигантская и Вечерница малая. Гигантская вечерница и малая вечерница внесены в Красную книгу Самарской области в категории «Крайне редкий вид, тенденции численности неизвестны» и «Редкий вид, со стабильной численностью» соответственно.

Слепыш обыкновенный— крупный грызун семейства слепышовые рода Слепыши. Встречается на территории Жигулевского государственного заповедника на различных травянистых участках, лесных опушках и полянах. Вид занесён в Красную книгу Самарской области в категорию «Крайне редкий вид, с тенденцией к росту численности».

На территории Самарской Луки обитают более 60 видов типичных лесных птиц: тетерев, рябчик, глухарь, вальдшнеп, кукушка обыкновенная, большой пёстрый дятел, зяблик, иволга, сойка, жаворонок лесной, дрозд певчий, горлица обыкновенная, вяхирь, клинтух, соловей восточный.

В Красную книгу Самарской области внесено 36 редких видов птиц: поганка малая, цапля большая белая, аист чёрный, лебедь-шипун, огарь, скопа, лунь степной, змееяд, орёл-карлик, орёл степной, могильник, беркут, орлан-белохвост, балобан, сапсан, глухарь, журавль серый, красавка, дрофа, стрепет, кречетка, кулик-сорока, тиркушка степная, хохотун черноголовый, крачка белощекая, крачка малая, филин, сплюшка, сизоворонка, дятел зелёный, сорокопут чернолобый, сорокопут серый, каменка-плешанка, синица усатая, ремез обыкновенный, дубровник.

Богат растительный мир Самарской Луки. Есть растения, которые больше нигде, как только в этих местах прорастают – эндемики: гвоздика волжская, качим жигулёвский малочай жигулёвский, тимьян жигулёвский.

Публикации по теме:

«Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» Сценарий праздника для старшего возраста «Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» (для подготовительной группы) Действующие лица: Ведущая, Дед Мороз – взрослые;.

Сценарий игры-путешествия «В поисках сокровищ» для разновозрастной группыСценарий игры-путешествия «В поисках сокровищ» для разновозрастной группы Цель: создание весёлого, бодрого настроения. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде. Задачи: учить ориентироваться.

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли» .

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Сценарий квест-путешествия «По сказочным тропам» для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Задачи: Формировать.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Сценарий тренировочного занятия с дошкольниками по подготовке к исследовательской практике «Исследования «Сахар» Воспитатель показывает изображение сахара, спрашивает у детей: «Что бы вы хотели узнать о сахаре?» Дети задают вопросы: - Для чего людям.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Лэпбук для детей старшей группы «Животные Красной книги Самарской области. Рысь»Лэпбук для детей старшей группы «Животные Красной книги Самарской области. Рысь» Бездумная эксплуатация людьми природных ресурсов на планете привела к тому, что существовавший задолго до их появления животный и растительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий путешествия-исследования «Интерактивное путешествие по Самарской Луке»
Опубликовано: 29 января 2024 в 23:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий путешествия-исследования «Интерактивное путешествие по Самарской Луке»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Абросимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД