Ирина Соболь
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» в средней группе по теме «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Путешествие в зимний лес» в средней группе
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.
Цель: Обобщить знания детей о жизни животных зимой
Задачи:
• закрепить знания детей о жизни животных зимой : где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в зимний лес“ в средней группе по теме „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре) ;
• воспитывать любовь к природе, интерес к животным
Материал и оборудование:
Игрушки: лиса, белка, заяц, мышка; презентация; обручи; карточки (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат) ; еловая шишка, веточка; фонограмма вьюги, подвижная музыка для физминутки.
Предварительная работа: наблюдения в природе, оформление в группе альбома «Дикие животные», беседа о повадках животных зимой, просмотр презентации» дикие животные зимой».
Последующая работа: рассматривание картинок о жизни животных зимой, продолжать знакомить с другими дикими животными, подобрать книги и стихи о животном мире, создание и просмотр презентации «Животные нашего края».
Группа оформлена в виде зимнего леса :
1. Искусственная ёлка, на ней сидит белка
2. Сугроб из белой ткани, в центре сугроба емкость со снегом
3. Куст из веточек – под ним сидит заяц
4. Нора (из белой ткани, в норе сидит лиса)
5. Поваленное дерево (стульчики)
Ход совместной деятельности
Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Отгадайте загадку
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима!
- А вы были когда-нибудь в зимнем лесу.
- Давайте тепло оденемся. Что нам нужно надеть зимой, чтобы отправиться в лес? Сапоги, шапки, куртки, рукавички.
П/и «Оденься» (имитация движений)
- Готовы? Пойдемте.
Дети идут за воспитателем по группе и приходят на снежную полянку.
Подходят к сугробу (в нём ванночка со снегом) (звучит фонограмма «Вьюга»)
Воспитатель:
- Ветер дует, холодно, посмотрите, елочка в снежной шубке стоит. Какие сугробы в лесу намело, а снег, хотите потрогать?
- Какой он? Холодный или теплый?
Дети берут снег в руки, отвечают на вопросы:
Воспитатель: - Почему он тает в наших руках?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель спрашивает, какие у вас ручки? Подводит детей к выводу, что от тёплых рук тает холодный снег.
Вывод и переход на разгадывание загадок:
Воспитатель: Наши ручки тёплые, потому что мы одеваемся зимой тепло и не мёрзнем.
(Можно дать детям возможность ответить самим на вопрос, почему наши ручки не мёрзнут на улице и остаются тёплыми)
Воспитатель: А как же животные живут в зимнее время?
Высказывания детей.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как и где зимуют животные в лесу? Сначала отгадайте загадки:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет? (белка) \
Воспитатель: Найдите в лесу жилище белки.
Дети отгадывают загадку, находят нужное животное на «снежной полянке».
Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке. Словарная работа.
Воспитатель: - Как белка выглядит?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем питается?
Ответы детей:
Воспитатель: Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом?
Дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, прятала сама и т. д.)
Воспитатель: Куда белка прячется в сильные морозы?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем утепляет свое гнездо, дупло?
Дети предлагают свои варианты, что можно найти в лесу для утепления дупла.
Вывод и переход к рассказу воспитателя.
Воспитатель: Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:
Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо, оно состоит из удлиненного мешка, свитого из сучьев, травы, мха, выстланного внутри пухом или мхом, а сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют «гайно».
Гайно устраиваются белками, преимущественно на высоких деревьях, и содержатся очень опрятно. Кроме таких искусственных гнезд белки часто селятся в дуплах. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки.
Как можно по-другому назвать гнездо белки? Кто запомнил?
Ответы детей (знакомятся и закрепляют новое слово).
Воспитатель: Давайте ещё раз повторим – «гайно».
Загадывание загадки
- Слушайте следующую загадку:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами…
(Заяц)
Воспитатель: Как заяц утепляет свою нору?
Ответы детей:
Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце.
Воспитатель:
- Скажите, как заяц готовится к зиме?
- Почему заяц меняет окраску на зиму?
- Как заяц спасается от врагов?
- Чем питается заяц зимой?
Ответы детей на вопросы.
Рассказ воспитателя:
Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы деревьев. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.
«Зайка» Физкультминутка
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
Загадывание загадки и беседа о животном.
Воспитатель:
- Есть у меня еще одна загадка:
Эту хитрую плутовку
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая… (Лиса)
- Почему говорят: «Лиса – всему свету краса!»?
- Как меняется лисий наряд к зиме?
- Как называется жилище лисы?
- Чей дом может занять лиса?
- Чем питается лиса зимой?
Ответы детей на вопросы.
Рассказ воспитателя:
Конечно, главным кормом для лисы становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она «мышкует». Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – «мышковала».
Воспитатель:
- Ну вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили чем питаются, почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру?
Давайте поиграем в игру «Кто, где живет» (на полу раскладываются обручи, в центр обручей посадить по игрушке: лиса, белка, заяц).
Детям раздаются карточки-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.
Дидактическая игра «Кто, чем питается в лесу».
Воспитатель:
-Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (стульчики) давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру «Кто, чем питается в лесу».
( На столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки). Нужные предметы дети относят животным.
Подведение итогов (рефлексия) :
-Ой, ребята, мы с вами засиделись, заигрались, а ведь нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями. Возвращаются в детский сад.
Ребята, вам понравилось путешествие в зимний лес? А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что понравилось, что было сложно?