Лариса Щеголева
Конспект занятия «Путешествие в Страну профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях.
Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
обучающие:
- активизировать знания детей об известных профессиях взрослых в разных сферах деятельности;
-познакомить с профессией дизайнера, с особенностями его деятельности;
-продолжать формировать умение анализировать свою деятельность, выделять удачи и неудачи, понимать причины.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Страну профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
развивающие:
- закреплять умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности, игре;
воспитательные:
- продолжать воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда,
- продолжать формировать уважение к людям труда.
Задачи в интеграции:
ОО «Речевое развитие» :
продолжать развивать фонематический слух;
продолжать расширять словарь на тему «Профессии» путем знакомства с новым словом «дизайнер» и его родственными словами, выводить их в активный словарь;
закреплять умений делить слова на части (слоги) и определять их количество;
продолжать формировать грамматический строй языка - закреплять умения согласовывать числительные и существительные в единственном числе;
продолжать развивать связную речь.
ОО «Познавательное развитие» :
формировать представления детей о разных видах дизайнерского искусства (ландшафтный дизайн, дизайн одежды, причесок, интерьера –помещения, комнаты, игрушек, посуды и т. п.)
продолжать формировать мотивацию, познавательный интерес, любознательность;
развивать психические процессы: логическое мышление, память, внимание.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
продолжать развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности;
развивать желание создавать интересные поделки из бросового и природного и др. материалов;
упражнять в умении воплощать творческие замыслы в своей работе, доводить задуманное до конца.
ОО «Физическое развитие» :
продолжать развивать мелкую и общую моторику.
Здоровьесберегающие задачи:
создать психологически благоприятные условия для совместной деятельности, для внутренней раскрепощенности детей, творческой свободы.
Планируемые результаты НОД: дети знают о профессиях взрослых в разных сферах деятельности, их трудовых действиях и орудиях труда, необходимых для выполнения трудовых действий, и умеют рассказывать о них; имеют представления о профессии дизайнера, о разных видах дизайна и разновидностях данной профессии; понимают, что к каждому делу необходимо относиться творчески, любить свою профессию, уважать представителей других профессий.
Методы и приемы:
Традиционные:
наглядные – демонстрация слайда с разными видами дизайна, слайда с письмом-ответом Волшебника, демонстрация предметов (воздушного шара, конвертов с заданиями).
словесные – эвристическая беседа, ответы - рассказы детей;
игровые – игровая проблемная ситуация, дидактические, речевые игры и игровые задания;
практические – физкультминутка с пальчиковой гимнастикой, конструирование из различных материалов.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из различного материала, двигательная.
Предварительная и последующая работы:
- рассматривание альбомов «Мир профессий»,
-беседы о профессиях членов семей воспитанников, рассматривание фотографий, семейных газет и презентаций,
- чтение художественной литературы по теме «Профессии»,
- разучивание скороговорок: «Ткет ткач ткани на платье Тани», «Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку»,
-создание совместно с родителями Коллекции пословиц и поговорок о труде, профессиях (*см. приложение к конспекту,
- игровая деятельность:
настольно-печатные игры по теме – лото «Профессии», домино «Профессии», пазлы «Что кому нужно?»,
дидактические игры – «Хорошо или плохо?», «Мир профессий», «Кто больше назовет!», «Посмотри и расскажи!», «Составь логическую цепочку!», «Что лишнее?», «Собери ряд», «Подбери пару!», «Кто что делает?»;
речевые игры - «Прибавь предметы!», «Посчитай предметы!» (грамматич. строй языка, согласование слов); «Назови профессию!», «Отгадай профессию!», «Кто что делает?», «Чей предмет?» и др. (работа со словарем); игра «Семейка слов», «Зерныщко упало»(подбор однокоренных слов); «Слова рассыпались!» «Бусики» (грамматический строй языка); «Скажи по-разному!», «Что лишнее?» и др. (развитие фонематического слуха)
сюжетно-ролевые игры – «На приеме у врача», «Почта», «Транспорт», «Едем на отдых к морю» (профессии машиниста, проводника, «Детский сад» и др.
игра-драматизация «Все работы хороши!»
Оборудование: слайд «Виды дизайна», письмо от Волшебника, бумажный воздушный шар, конверты с игровыми заданиями, картинки-путаницы, первый набор картинок с изображением людей разных профессий и предметов, сопутствующих определенной профессии, орудий труда, необходимых для выполнения трудовых действий:
-картинка «Профессия повар» - капуста, кастрюля, половник, нож, вилка, стол, пила, шприц, фартук, мясорубка.
-картинка «Профессия врач» - шприц, молоток, белый халат, строительная каска, фонендоскоп, йод, бинт, утюг, шпатель, таблетки.
-картинка «Профессия портного (швеи) – иголки, ткани, ножницы, сантиметровая лента, мел, утюг, молоток, кирпич, нитки, швейная машинка.
-картинка «Профессия строитель» - лопата, цемент, кирпич, гвоздь, окно, дверь, нитки, йод, каска, шпатель.
-картинка «Профессия парикмахер» - ножницы, расческа, фонендоскоп, зеркало, лак для волос, краска для волос, иголка, шприц, заколка, шпилька, бритва;
второй набор картинок с изображением людей разных профессий – строитель, военный, швея, хлебороб, предметы – щит, меч, лук и стрелы (военный); кусочек искусственного меха – шкуры дикого животного, бечевка (портной); телега, лошадь (водитель); яйцо, камень, лопата (строитель); серп (хлебороб); ноутбуки (2 шт, электронные носители информации - флешки (2 шт, контейнеры с пайетками, бусинами и пуговицами, природным материалом- еловыми веточками, ракушками, морскими камушками и т. п., кусочками тканей, листы картона, сложенные пополам, кусочки цветной бумаги, деревянные заготовки, обмазанные пластилином, клей-карандаш, аудиозапись с красивой музыкой (автор не известен).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – создание проблемной ситуации)
Содержание Образовательная область, вид деятельности Формы работы Наличие средств
у детей Образовательные задачи Место расположения детей
1. Игровая проблемная ситуация
К детям «прилетает» письмо на воздушном шаре от Волшебника из Страны профессий, из которого они узнают, что двоюродная сестра Волшебника Вредина заколдовала всех жителей страны – они забыли свои профессии : одни перепутали свои обязанности, а другие вовсе ничего не делают, а из-за этого не работают магазины, аптеки, библиотеки, не ходит транспорт, дети не посещают детский сад. В Стране профессий стало хмуро и уныло, совсем не красиво. У Волшебника появилось много работы, и он просит помощи у детей, передав конверты с заданиями от Вредины.
Дети принимают коллективное решение помочь Волшебнику и вернуть все на свои места в Стране профессий
(1 мин.) «Социально –коммуникативное развитие»
(коммуникативная деятельность)
«Речевое развитие» (восприятие художественного текста) Игра, ситуативное общение слуховое и зрительное восприятие -вовлечь каждого ребенка в образовательную деятельность,
-развивать познавательный интерес, воспитывать чувство сопереживания, способность прийти на помощь
Дети постепенно собираются около воспитателя
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание Образовательная область, вид детской деятельности Формы работы Наличие средств у детей Образовательные задачи Место расположения детей
Дети из корзины воздушного шара достают конверты с играми-заданиями, которые подготовила Вредина, раскладывают их по порядку на столе.
Педагог подводит к пониманию того, что выполнив задания из конвертов, решив все задачки от Вредины, дети смогут помочь Стране профессий.
2. Рассматривание и обсуждение картинок - путаниц по заданному образцу + речевая игра «Слова рассыпались!»
(конверт №1 с заданием от Вредины)
(характеристика действий людей отдельных известных детям профессий)
Детям предлагается рассмотреть картинки и решить, соответствуют ли изображения действительности?
Далее речевая работа по образцу:
Врачу не нужен молоток, потому что…
Молоток нужен плотнику, чтобы…
Учителю не нужен шприц, потому что…
Шприц нужен врачу, чтобы….
и т. д.
Задание - из услышанных слов составить фразу:
-повар, каша, варить, вкусная;
- шить портной одежда, красивый;
-пилот, кабина, самолет, садиться.
(3 мин.) «Социально –коммуникативное развитие»
(коммуникативная деятельность,
«Речевое развитие»
(игровая деятельность) рассматривание и обсуждение картинок - путаниц по заданному образцу,
речевая игра зрительное и слуховое восприятие - активизировать знания детей об известных профессиях взрослых в разных сферах деятельности ;
-формировать грамматический строй языка;
- закреплять умения согласовывать слова в предложении ;
-развивать связную речь;
-закреплять умение общаться со сверстниками дети стоят около стола, на котором разложены картинки – путаницы, дети около воспитателя
3. Игровое задание «Что лишнее?»
(конверт №2)
Детям предоставляется возможность самостоятельного выбора материала – картинки с заинтересовавшей профессией, партнера по совместной деятельности в паре для дальнейшего обсуждения проблемы и нахождения общего ее решения.
Дети выполняют игровое задание – из предложенных картинок с изображением предметов профессиональной деятельности необходимо убрать лишние, не подходящие заявленной профессии. После выполнения задания – совместное обсуждение, проверка правильности выполнения.
Картинка «Профессия повар» - капуста, кастрюля, половник, нож, вилка, стол, пила, шприц, фартук, мясорубка.
Картинка «Профессия врач» - шприц, молоток, белый халат, строительная каска, фонендоскоп, йод, бинт, утюг, шпатель, таблетки.
Картинка «Профессия портного (швеи) – иголки, ткани, ножницы, сантиметровая лента, мел, утюг, молоток, кирпич, нитки, швейная машинка.
Картинка «Профессия строитель» - лопата, цемент, кирпич, гвоздь, окно, дверь, нитки, йод, каска, шпатель.
Картинка «Профессия парикмахер» - ножницы, расческа, фонендоскоп, зеркало, лак для волос, краска для волос, иголка, шприц, заколка, шпилька, бритва. (2,5 мин.) «Социально-коммуникативное развитие,
(коммуникативная и игровая деятельности)
«Познавательное развитие»
(познавательная деятельность) игровое задание зрительное восприятие -закреплять умение из множества выбирать предметы по признаку, классифицировать предметы;
-закреплять умение работать в паре
дети стоят парами у своего стола
4. Речевая игра «Слова и молоточек»
- проговаривание слов сначала тихо, потом громко;
-проговаривание слов в разном темпе с отстукиванием каждого слога ладошами и подсчетом слогов.
Слова: мясорубка, шпатель, утюг, дверь, шпилька.
(2 мин.) «Речевое развитие»
(игровая деятельность) речевая игра + речевое упражнение Слуховое восприятие -закреплять умение разбивать слова на части (слоги) и определять их количество в слове;
-развивать фонематический слух дети около воспитателя
5. Игра-имитация «Найди и покажи!»
(конверт №3)
Детям предлагается объединиться в микро-группы (подгруппы) и выбрать «свой» стол, на котором лежит перевернутая вниз карточка с изображением человека известной детям современной профессии. На отдельных столах лежат предметы, использовавшиеся в старину людьми, род деятельности которых сподвигнул возникновению современных профессий : лук и стрелы, меч, щит (военный, спортсмен, кусочек искусственного меха – шкуры дикого животного, бечевка (портной, телега, лошадь (водитель, глиняный кувшин, ступка для измельчения продуктов (повар) и т. д.
Воспитанникам необходимо выбрать предметы –прародители профессии, изображенной на карточке, показать, как и для чего применялись, по их мнению, эти предметы, объяснить свой выбор.
(5 мин.) «Социально-коммуникативное развитие» (игровая и двигательная деятельности) игра, ситуативное общение зрительное и тактильное восприятие -активизировать знания о возникновении отдельных известных детям профессий –повар, портной (швея, военный, строитель, водитель,
-закреплять умение ассоциировать предметы с заданной ситуацией;
-развивать детскую инициативу, уверенность в себе, творческие способности;
- закреплять умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности в подгруппе;
-развивать связную речь
дети свободно передвигаются вдоль столов, на которых лежат предметы, по группе
6. Физкультминутка «Повар»
Повар готовил обед,
(круговые движение руками перед собой по часовой стрелке)
А тут отключили свет.
(поднятие рук вверх, динамичное сжимание разжимание и кистей рук (имитация выключенного света)
Повар леща берёт
(движение рук, имитирующие движение плывущей рыбы в воде)
И опускает в компот.
(те же движения вниз)
Бросает в котёл поленья,
(имитация бросков)
В печку кладёт варенье.
(ладони в форме миски)
Мешает суп кочерыжкой,
(круговые движения кулочка по ладони)
Угли бьёт поварёшкой.
(удары кулочками друг об друга)
Сахар сыплет в бульон.
(имитация действия пальцами рук)
И очень доволен он!
(развод рук в стороны)
(1 мин) «Речевое развитие»
«Физическое развитие»
(двигательная)
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики слуховое и зрительное восприятие -снять напряжение, раскрепостить детей;
-развивать мелкую и общую моторику дети становятся в круг
7. Объяснение нового материала - знакомство с понятием «дизайн», его разновидностями, новыми словами «дизайнер», «дизайн».
(конверт №4)
Детям раздаются конверты с электронными носителями информации - флешками, на которых содержится информация о неизвестной профессии (работа с флешкой уже знакома детям, при необходимости педагог оказывает помощь). На экранах перед детьми появляются окошки с изображением цветочной клумбы, современной комнатой с красивой мебелью, посуды, одежды, детей с праздничными прическами, новогодними елочными украшениями.
Наводящими вопросами педагог подводит детей к пониманию того, что все предметы, изображенные на экране, очень красивы, поднимают настроение, вызывают желание потрогать или рассмотреть внимательнее детали, сделать их совсем непросто. Все это – результаты труда дизайнера. Детям поясняется, что дизайнеры бывают разные. Опираясь на картинки, дети делают вывод о том, что есть ландшафтный (уличный) дизайнер, дизайнер одежды, причесок, посуды, мебели, игрушек и т. д.
Вывод: дизайнер – человек, создает красивые вещи по придуманному плану, по возникшей идее. Идея, задумка, план свой собственный, непохожий на другие, называются дизайном.
(5,5 мин.) «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательно развитие»
(познавательная деятельность) Эвристическая беседа с использованием ЭОР, работа с ноутбуками по подгруппам слуховое и зрительное восприятие -познакомить с профессией дизайнера, с особенностями его деятельности;
-продолжать расширять словарь на тему «Профессии» путем знакомства с новым словом «дизайнер» и его родственными словами, выводить их в активный словарь;
- закреплять умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;
-формировать представления детей о разных видах дизайнерского искусства (ландшафтный дизайн, дизайн одежды, причесок, интерьера –помещения, комнаты, игрушек, посуды и т. п.)
-продолжать формировать мотивацию, познавательный интерес, любознательность;
-развивать психические процессы: логическое мышление, память, внимание.
дети сидят за столами перед ноутбуками
8. Речевое упражнение «Семейка слов» + введение в активный словарь
Детям предлагается подобрать родственные слова к слову «дизайнер»
Творческая идея украшения чего-либо называется дизайном, человек, который придумывает дизайн – дизайнер. У дизайнера много идей как украсить окружающий мир.
Вещи, придуманные дизайнером, называются дизайнерскими.
Новогодняя елочная игрушка – дизайнерская новогодняя елочная игрушка;
стол – дизайнерский стол;
платье – дизайнерское платье.
(2 мин.) «Речевое развитие»
(познавательная деятельность) речевое упражнение, беседа слуховое восприятие -продолжать расширять словарь на тему «Профессии» путем знакомства с родственными словами слову «дизайнер», выводить их в активный словарь;
дети полукругом стоят около воспитателя
9. «Мастерская дизайнера» - создание собственной дизайнерской вещи
(конверт №5)
Конверт № 5 оказывается пустым. Педагог обращает внимание детей на столы с материалами. Выясняется, что Вредина предлагает ребятам создать самим свою собственную, непохожую ни на чью другую «дизайнерскую» вещь.
На столах:
- контейнеры с природным материалом – еловыми веточками, ракушками, камешками, песком и т. п. ; с кусочками тканей различной фактуры и цветной бумаги, бусинами, пуговицами, пайетками, нитками и т. п. ;
- заготовки – деревянные дощечки, картон, сложенный пополам, картонные шаблоны кукольного платья
Дети по желанию выбирают заготовки, придумывают идеи их украшения и воплощают задуманное.
Процесс создания поделок сопровождается спокойной красивой мелодией.
После выполнения задания – выставка работ с обменом впечатлениями.
(5 мин.)
Слышится звук фанфар. На экране ноутбука появляется электронное письмо от Волшебника, в котором он сообщает о том, что в Стране профессий проказы Вредины исчезли, люди вернулись к своим обязанностям, вокруг все стало красиво и уютно, потому что дети выполнили все задания! «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из различного материала) Изготовление «дизайнерской» собственной поделки Тактильное, зрительное, слуховое восприятие -продолжать развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности;
-развивать желание создавать интересные поделки из бросового и природного и др. материалов;
-упражнять в умении воплощать творческие замыслы в своей работе, доводить задуманное до конца;
-развивать мелкую моторику рук.
дети свободно перемещаются по группе: по желанию сидят за столами или стоят около столов, подходят друг к другу - свободный творческий процесс.
Заключительная (итоговая, рефлексивная) часть
Содержание Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Место расположения детей
Подведение итогов, рефлексия
Педагог в беседе подводит детей к самостоятельному анализу своей деятельности по плану:
-успел – не успел;
-комфортно - дискомфортно;
-понял – не понял, почему?;
- полезно – неполезно;
-понравилось - не понравилось?
(3 мин.) «Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативная деятельность) беседа Зрительное, слуховое восприятие -продолжать формировать умение анализировать свою деятельность, выделять удачи и неудачи, понимать причины. дети стоят около воспитателя