Анна Михайловна Седова
Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы «Путешествие в Шаблово»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной логопедической группы
по речевому развитию
Тема: Путешествие в Шаблово
Подготовили :
Седова Анна Михайловна
учитель-логопед
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: Путешествие в Шаблово
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы „Путешествие в Шаблово“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность (подгрупповая)
Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 12»
Цель: Формирование связной речи
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Обобщить знания детей о жизни и творчестве Е. В. Честнякова.
-Учить драматизировать сказку «Чудесное яблоко»
-Расширить словарный запас детей за счет устаревших слов и выражений, которые использует автор.
Коррекционно-развивающие :
- Развивать ВПФ;
- Развивать общую и мелкую моторику рук детей;
-Развивать монологическую и диалогическую речь;
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать навыки взаимодействия, активность, доброжелательность;
-Воспитывать интерес и уважение к родному краю, к его истории, прошлому.
-Воспитывать добрые чувства к персонажам и сопереживать героям сказки.
Интегрируемые области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, пояснения, вопросы к детям, инструкции к действию, уточнения.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, слайдов.
Игровые: сюрпризный момент, игровые упражнения, дидактические игры
Практические: собственная деятельность детей.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: компьютер, проектор, презентация, бумажные грибы, конверт с письмом, иллюстрации из сказок Е. В. Честнякова
Раздаточные: русские народные костюмы
Образовательные области Совместная образовательная деятельность с детьми Взаимодействие с родителями
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие -рассматривание иллюстраций к сказкам Е. В. Честнякова
•
•
•
•
• -чтение сказок Е. Честнякова и их обсуждение
- лепка яблока из пластилина в контексте сказки “Чудесное яблоко”
- рисование на тему «Край, где родился Е. Честняков».
- разучивание народной игры “Тетера” -сбор познавательного материала для оформления альбома «Е. Честняков- рыцарь сказочных чудес»
- домашнее чтение произведений о Е. Честнякове
-совместное творчество с родителями «По сказкам Е. Честнякова»
План непосредственно образовательной деятельности
Время
1 этап Организационный момент
Цель: организация детей на предстоящую деятельность.
• создать образовательную ситуацию;
• мотивировать детей на предстоящую деятельность;
• сформулировать цель предстоящей деятельности.
1- 2 минуты
2 этап Основная часть. Выполнение заданий
Цель: закрепление умений и навыков, приобретённых детьми ранее, в совместной и самостоятельной деятельности.
• решение проблемной ситуации;
• уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым;
• анализ и систематизация знаний;
• собственная деятельность детей.
22 - 25 минут
3 этап Подведение итога деятельности. Рефлексия
Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности.
• игровой анализ занятия (итог);
• плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.
2- 3 минуты
Ход непосредственно образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
I.Вводная часть. Орг. момент
-Много сказок на свете, но у каждого человека есть своя любимая. В сказках всегда встречается волшебство.
Вы любите сказки?
-Угадайте, пожалуйста, название сказок. Включается в аудио записи отрывки сказок Е. В. Честнякова «Чудесное яблоко», «Сергеюшко» и «Иванушко»
II.Основная часть
Звучит музыка. В группу входят в русских народных костюмах, стилизованных под костюмы картин Е. Честнякова, мальчик и девочка.
-Дети, как вы необычно одеты? Почему? Откуда вы?
Ответ героев: Мы побывали в деревне Шаблово и сейчас приехали оттуда. Там родился Ефим Честняков. Эта деревня находится на реке Унжа в Кологривском районе Костромской области.
-Ребята, а вы знаете, кто же такой был Е. Честняков?
Правильно! Он был педагогом, художником, писателем, сказочником, поэтом. Его сказки в начале мы и вспоминали.
- Ребята! Но ведь в деревне Шаблово давно никто не живёт, мы уже говорили с вами об этом.
Ответ героев: А вот и нет! С прошлого лета там проживает семья Матюхиных, и они надеются, что скоро к ним приедут ещё семьи, и деревня Шаблово возродится. Там будут селиться люди, которые любят Е. Честнякова. Мы привезли вам письмо от семьи Матюхиных.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам семья Матюхиных. Мы проживаем в деревне Шаблово. Очень хотим с вами встретиться! Приезжайте к нам в гости!»
Ребята, для того, чтобы добраться до Матюхиных, нам придется отправиться в путь. Вы любите путешествовать?
Но путь наш будет не обычным, это будет сказочное путешествие. Дорога не близкая, трудная, не испугаетесь?
Тогда в путь!
Звучит музыка, на экране изображение леса с множеством тропинок (СЛАЙД №1).
-Ребята, вот мы и очутились в сказочном лесу. Посмотрите, сколько здесь тропинок. По какой же нам следует идти?
-Верно. Нам необходимо найти нужную дорожку. Где – то здесь должны быть подсказки!
Посмотрите, сколько здесь грибов! А вот и необычный гриб: на нем прикреплен листочек. Давайте прочитаем, что там написано!
Педагог читает письмо: Что вы знаете о детстве Е. Честнякова?
-Правильно! Е. Честняков вырос в бедной крестьянской семье.
-Детей в семье было много, но Ефим отличался ото всех, он очень любил рисовать.
-А ещё он очень любил слушать сказки, которые ему рассказывали бабушка и дедушка.
-У него не было карандашей, и он рисовал свои картинки камешками, которые находил на берегу реки Унжа.
- Посмотрите, на экране появилась нужная нам тропинка! (СЛАЙД№2) Давайте продолжать наше сказочное путешествие.
Звучит музыка. На экране появляется изображение деревни (СЛАЙД№3). В группу заходят «гуси – лебеди»
Гуси-лебеди: Здравствуйте, ребята! Куда это вы отправляетесь?
Гуси-лебеди: Чтобы продолжить свое сказочное путешествие, вам необходимо отгадать наши загадки. Отгадаете – узнаете, куда дальше следовать. Нет – заберем вас к себе! Но загадки наши не простые. Мы будем вам показывать иллюстрации к сказкам, а вы должны будете отгадать название.
Гуси-лебеди: Ну что ж! Вы с легкостью справились с заданием и мы вас отпускаем.
Гуси-лебеди улетают. Звучит музыка. На экране появляется река Унжа (СЛАЙД №4)
-Ребята, за этой рекой будет деревня Шаблово, в которой и проживает семья Матюхиных. Но как же нам через нее перебраться?
На экране появляется русалка (СЛАЙД №5) и звучит аудиозапись: «Я помогу вам перебраться через реку, если вы прочитаете про меня стихотворение Ефима Честнякова».
На экране появляется изображение моста. (СЛАЙД№6). Звучит музыка. В группу входят Матюхины – муж и жена, одетые в народные костюмы.
Матюхины: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы приехали к нам в гости. Вы, наверное устали с дороги? Давай те мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Тетера».
Физ. минутка
Педагог выбирает двоих детей. Остальные дети-тетера.
Драматизация сказки “Чудесное яблоко”
-Ребята, а сейчас я прочитаю вам сказку Ефима Честнякова «Чудесное яблоко»
Чтение сказки с последующим обсуждением:
-Назовите главных героев этой сказки
-Зачем дед пошёл в лес?
-Что росло на яблоне в лесу?
-Получилось с первого раза сорвать яблоко? Что сделал дед?
-Помогла ли ему лошадь сорвать яблоко? Кого позвал дед?
-Каким было сорванное яблоко?
Выбор персонажей и распределение ролей.
Педагог начинает рассказывать сказку, а затем продолжает кто-то из детей.
III. Итог НОД. Рефлексия.
Матюхины: Ребята, большое спасибо, что приехали к нам в гости, совершили настоящее путешествие, нам очень понравилась сказка!.
-Мы тоже были рады с вами познакомиться, но нам пора возвращаться. До свиданья.
М: До свиданья, до новых встреч!
Звучит музыка, на экране появляются изображения реки, деревни, леса (СЛАЙД№7). Последний слайд – изображение Е. Честнякова (СЛАЙД№8).
- Вот мы и завершили наше путешествие в Шаблово. Ребята, что больше всего вам понравилось и запомнилось?
Вы все молодцы! Спасибо вам, буду рада ещё раз отправиться с вами в путешествие! До свидания! Дети под музыку заходят в группу и садятся на свои места.
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей.
Предполагаемые ответы детей.
Дети выполняют задание.
Предполагаемые ответы детей.
Четыре ребёнка читают стихотворение.
РУСАЛКИ
1.
Ля-ля-ля-ля.
Спит вся земля.
Духи живые
Снами блуждают,
Духов встречают
На дальних мирах.
И предки земли
Витают во снах.
И кто чего чает,
Там то получает:
Иль в ужасах вражьих
Дух мукой страдает,
Иль в мир красоты
От земли возлетает.
2.
Люлинь спящий же жалок:
Трудом истомлен
И видит русалок.
То явь или сон?
Русалки-ундины
И феи лесов
Играли, кружились
Под лепет ручьев.
В тумане волнистом
Их голос сребристый:
«Живем мы без хлеба
Да и без борения.
Не ведаем неба,
Но вечно без тленья.
3.
Без счета и даты —
Года и века —
Лишь манят куда-то.
Такая тоска.
С рожденья не знаем,
Блаженны ли мы
Иль мы погибаем,
Зачем рождены.
Иди к нам в объятья
И с нами играй,—
Любую из нас ты
Всегда выбирай.
Готова любая
Себя подарить
И, в неге тоскуя,
С тобой говорить.
4.
При лунном сиянье
Мы чудны всегда.
У нас одеянье —
Туман да вода.
Бери же скорее
Иль эту иль ту.
Мы с негою полной
Дарим красоту.
У нас — наслажденье,
Забвенье от мук.
И будешь с очами
Уже без слезы —
Всегда в созерцании
Нашей красы.
Мы рая земного
Управа во всем.
И мы никакого
Креста не несем.
Мы, феи земные,
Живем, как гостим,
И в сферы иные
Душой не летим.»
Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:
Тетёра шла,
Меховая шла,
Шла по удалью
По заудалью
Сама прошла
И детей провела
Самого лучшего оставила
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят тех, кто не успел пройти. Круг становиться шире. и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново, если есть желание.
Дети слушают сказку.
Предполагаемые ответы детей.
Дети рассказывают сказки и проигрывают взятые на себя роли
До свидания!
Предполагаемые ответы детей.
До свидания.