Ольга Ларькина
Конспект занятия «Путешествие в картинную галерею»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о жанрах изобразительного искусства.
Задачи:
Развивающие:
Развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти творческого воображения, креативного мышления;
Развитие эстетического сознания, предполагающее творческое отношение к миру, проявляющееся у воспитанников в позиции созидателя, а также осознание элементарных законов художественно-творческой деятельности;
Развитие эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств личности ребёнка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в картинную галерею“» размещена в разделах
Воспитательные:
Формирование художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства;
Воспитание интереса к разным видам художественного творчества.
Образовательные:
Формирование знаний о средствах художественной выразительности;
Формирование знаний о видах художественно-творческой деятельности и специфических для каждого из них изобразительных средствах.
Методы и приемы: вопросы, рассматривание репродукций картин,
дидактическая игра «Собери картину», прослушивание аудиозаписи, воображаемая
ситуация, беседа, физкультминутка, искусствоведческий рассказ педагога.
Предварительная работа: рассматривание фотографий детей с выде
Словарная работа: оригинал, репродукция, экскурсовод, композиция.
Материал: репродукции картин изображающие разные виды живописи, наборы для создания натюрморта.
Методы и приемы: вопросы, рассматривание репродукций картин,
дидактическая игра «Собери картину», прослушивание аудиозаписи, воображаемая
ситуация, беседа, физкультминутка, искусствоведческий рассказ педагога.
Предварительная работа: рассматривание фотографий детей с выде
Методы и приемы: вопросы, рассматривание репродукций картин,
дидактическая игра «Собери картину», прослушивание аудиозаписи, воображаемая
ситуация, беседа, физкультминутка, искусствоведческий рассказ педагога.
Предварительная работа: рассматривание фотографий детей с выде
Предварительная работа: рассматривание и изучение картин известных художников, чтение литературных отрывков, дидактические игры.
Ход ООД:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Педагог: - Ребята, сегодня я вам приготовила сюрприз!
- Показываю красочно оформленный пригласительный билет, и читаю: «Приглашаем ребят старшей группы в музей на выставку картин»
- Как вы думаете, что можно увидеть в музее?
Дети: Картины, глиняные игрушки, разные старинные вещи, скульптуры.
Педагог: Верно, но прежде, чем идти на экскурсию давайте вспомним правила поведения. Как нужно вести себя в музее?
Ты в музее не шали,
Громко ты не говори!
Слушай всё внимательно,
Запомни обязательно!
Но руками ты не трожь
Экспонат музейный.
Если ты в музей пришёл
Не бери с собой домой
Ни картину, ни портрет
Ни красивейший букет
Люди после вас придут
Ничего здесь не найдут!
Дети: Спокойно, не кричать, говорить шепотом, не мешать другим, рассматривать картины, не трогать руками экспонаты.
Педагог: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.
Если вы в музей пойдете,
Трудно будет вам понять
Без ученой строгой тети,
Где осмотр ваш начинать.
Тетя за собой неспешно
Группу целую ведет.
Слушают ее прилежно,
Ведь она – экскурсовод.
Экскурсоводом сегодня буду я. Посмотрите, сколько здесь различных картин великих художников. А вы, знаете кто такие художники? (Ответы детей) У них есть талант, творческие способности, а самое главное, трудолюбие.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Экскурсовод: в нашем музее вы увидите репродукции картин знаменитых художников. Мы в зале живописи. Это название означает «писать живо», то есть, чтобы на картине все было как живое. Про художников говорят, что они пишут картины. В своих картинах художники передают красоту мира. Если художник рисует природу или город, или деревню, как называется такая картина?
Дети: Пейзаж
Экскурсовод: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Экскурсовод: Давайте рассмотрим репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Что изображено на картине? Почему художник ее так назвал?
Дети:
Экскурсовод: Что вы чувствуете, когда рассматриваете репродукцию?
Экскурсовод: А вот эта картина вам будет знакома. Как она называется?
Дети: «Рябинка»
Экскурсовод: Да, верно, эта картина называется «Рябинка». Кто ее написал?
Дети: Игорь Эммануилович Грабарь, художник пейзажист.
Экскурсовод: Подлинник этой картины находится в Государственной Третьяковской галерее.
Экскурсовод: Давайте рассмотрим репродукции картины. Что изображено на картине? Почему художник ее так назвал?
Дети:
Экскурсовод: Как художник описал рябинку?
Дети:
Экскурсовод: Чем вам запомнилась картина? Расскажите о своих чувствах?
Экскурсовод: Какие еще картины И. И. Грабаря вам знакомы?
Дети: «Первый снег»
Экскурсовод: Правильно. Давайте найдем ее.
Экскурсовод: Вы правильно сделали свой выбор. Присаживайтесь на свои места. Ребята, кто хотел бы высказать свое мнение по этой картине?
Дети: высказывания детей. (заслушиваем 2-3 высказывания)
2.1. Физкультминутка: «Для начала мы с тобой».
Для начала мы с тобой
Покачаем головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем - (Приседания.)
Нужно ноги укреплять,
Раз – два – три – четыре - пять. (ходьба на месте).
От разминки раскраснели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Экскурсовод: Теперь отдохнуть нужно и нашим глазкам
2.2. Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Экскурсовод: А сейчас послушайте стихотворение.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Кто автор этого стихотворения?
Дети: Михаил Юрьевич Лермонтов.
Экскурсовод: Верно. Какого художника вдохновили строчки из этого произведения, и он решил написать одноименную картину?
Дети: Иван Иванович Шишкин
Экскурсовод: Как называется его картина? Укажите на нее. Что вы чувствуете, когда рассматриваете ее. Какое время года изображено?
Дети: На картине мы видим глубокую зиму. Холод и одиночество.
2.3. Дидактическая игра «Придумай пейзаж»
Цель: закреплять знание о пейзаже, как виде живописи; о сезонных явлениях в природе
Ход игры:
Перед детьми выложены подносы с вырезанными силуэтами домов и деревьев, церкви, цветов. Предлагается составить пейзаж из предложенных предметов. (сигналом к началу работы служит включение одной мелодии из времен года Чайковского).
Экскурсовод: Переходим в другой зал. Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать. В каком жанре искусства они написаны?
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это…
Дети: Натюрморт!
Экскурсовод: Натюрморт — это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая посуда, дорогие украшения. Посмотрим репродукцию натюрморта Ильи Машкова «Снедь московская. Хлебы».
Экскурсовод: А вот ещё один натюрморт художника Федора Петровича Толстого. Дети как он называется?
Дети: «Букет цветов, бабочка и птичка».
Экскурсовод: Что видите при рассматривании картины?
Дети: Мы видим букет полевых цветов в кувшине.
Экскурсовод: Ключевые детали автор выделяет яркими пятнами. На переднем плане мы видим очень живо прорисованный цветок космеи, справа - оранжевый бархатец и слева выше всех красный мак с белым ободком, рядом мышиный горошек и синий левкой. Мы видим яркую бабочку, птичку, сидящую на карандаше. Птица даже не смотрит на свою еду - гусеницу, ползущую по упавшему на стол листу, все ее устремления направлены к небу, к свободе.
2.4. Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Цель: упражнение детей в составлении натюрморта по собственному замыслу.
Материал: ваза, искусственные цветы, набор фруктов и овощей, хлебобулочных изделий, посуды.
Ход игры:
Материал лежит перед детьми. Детям предлагается составить натюрморт по своему замыслу.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Экскурсовод: На этой прекрасной ноте наша экскурсия заканчивается. Все вы очень наблюдательные ребята и мне было очень приятно с вами беседовать.
Какие жанры живописи вы запомнили?
На какую из картин вам хотелось бы взглянуть еще раз?
Какую репродукцию из этих картин вы хотели бы видеть у себя дома?
До новых встреч.