Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Варварушке-Загадушке»

Людмила Рузанова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Варварушке-Загадушке»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Варварушке-Загадушке»

Цель:Стимулировать у детей проявление собственной речевой активности при выполнении заданий.

Программное содержание:

Обучающая:

- уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания; о деревьях и их частях;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Путешествие к Варварушке-Загадушке“» размещена в разделах

- закрепить умение в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно - ласкательной форме;

- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;

Развивающая :

- развивать умение анализировать и обобщать,

развивать зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;

-способствовать развитию грамматически связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя метод моделирования.

Воспитательная:

- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;

-воспитывать выдержку.

воспитывать дружеское отношение детей друг к другу.

Материал и оборудование: деревянный сундучок; кокошник для Варварушки – Загадушки; корзина; муляжи овощей и фруктов (яблоко, картофель, лук, помидор, груша, баклажан, лимон); натуральные овощи и фрукты (яблоко, лимон, капуста, морковь); две маленьких корзины; демонстрационная картинка-корзинка; картинки с изображениями фруктов и овощей (редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста); демонстрационные картинки – схемы для составления описательного рассказа; магнитная доска; магниты,указка.

Методы и примы обучения: игровой (игровые действия, упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, физкультминутка); словесный (обобщающая беседа, словесные упражнения, вопросы, указание, пояснение, рассказывание детьми, индивидуальные и хоровые повторения, художественные тексты, образец правильной грамматической формы, наглядно-практический (моделирование, самостоятельная работа, самоконтроль).

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Психогимнастика.

Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы выразим им мимикой, жестами и словами наше гостеприимство. (Дети выражают свое гостеприимство.) Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что мы очень рады их видеть.

2. Организационный момент.

Вы хотите поиграть,

Чтобы скуку разогнать?

Только игры на замке,

В этом славном сундуке.

Вы ребята помогите

Сундучок наш отворите.

(Дети открывают сундучок. Воспитатель достает кокошник.)

- Ребята, вы догадались, кто нас сегодня приглашает в гости? (Варварушка-Загадушка.)

- Вы готовы отправиться к Варварушке-Загадушке? (Дети садятся на стульчики за столы и показывают знак готовности.)

Сядьте поудобней, закройте глаза

И произнесите волшебные слова:

Мы отправляемся в путешествие,

Где ждут нас чудесные происшествия.

Раз, два, три все закружись

Варварушка-Загадушка появись!

(Дети произносят волшебные слова, а воспитатель одевает кокошник.)

Здравствуйте, а вот и я!

Приветствую вас люд честной да народ озорной!

А кто мне скажет из вас друзья,

Почему Варварушкой-Загадушкой зовут меня? (Ответы детей.)

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем и загадки отгадаем!

Но вначале вспомним правила игры:

- Загадку надо дослушать до конца.

- Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руку.

- Подсказывать друг другу не разрешается.

Слушайте первую загадку:

- Круглое, румяное.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

- Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней …

(Помидора)

- Для Володи и Катюши

Соберем в корзину …

(Груши)

- Собираем мы в лукошко

Очень вкусную …

(Картошку)

- И красавец-великан

Темно-синий …

(Баклажан)

- В шкуре желтой,

Кислый он,

Называется …

(Лимон)

- Прежде чем мы его съели,

Мы наплакаться успели.

(Лук)

(Дети называют отгадку, а Варварушка-Загадушка из корзины достает муляжи овощей, фруктов и выкладывает их на стол.)

- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Овощи и фрукты.)

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах.

4. Классификация овощей и фруктов.

- (Имя ребенка) выбери овощи, а ты (имя ребенка) фрукты. (Дети самостоятельно отбирают овощи и фрукты.)

5. Уточнение обобщающего понятия овощи.

- Как можно назвать эту группу предметов? (Овощи.)

- (Имя ребенка) назови овощи, которые собрала (имя ребенка). ( Ребенок поочередно называет овощи: картофель, морковь, помидор, лук, баклажан.)

- Где выращивают овощи? (Овощи выращивают на грядках в огороде.)

6. Образование относительных прилагательных.

Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что – нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель, - это картофельное поле.

- Как называется поле, на котором растет капуста? Капустное. (Морковь – морковное, свекла – свекольное, кабачок – кабачковое, горох – гороховое, баклажан – баклажанное.)

7. Составление предложений с предлогами “над”, “под”, “с”, “из”.

Игра “Мой огород”. Сейчас я, приглашаю вас в огород.

Есть у меня огород

Каждый год на нем растет:

Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Вы ребята – молодцы!

Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация. Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)

8. Физминутка.

Мы пойдём в огород,

Много там всего растё т:

Огурцы сорвём мы с грядки,

Помидоры с кожей гладкой,

Толстая репка

Засела в землю крепко.

Дёргай, дёргай из земли

Всё собрали, посмотри

(шагать на месте)

(развести руки в стороны)

(срывать воображаемые огурцы)

(кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

(поставить руки на пояс)

(покачаться из стороны в сторону)

(изображать как будто дёргаем из земли)

(развести руки в стороны)

(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)

9. Уточнение обобщающего понятия фрукты.

- Как эти предметы можно назвать одним слово? (Фрукты.)

- (Имя ребенка) назови фрукты, которые здесь лежат.

10. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Игра “Назови ласково”. (Имя ребенка) назови эти фрукты ласково.

11. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Игра “Один – много”.

- (Имя ребенка, один лимон, а много - (лимонов);

- (Имя ребенка, одно яблоко, а много (яблок);

- (Имя ребенка, одна груша, а много (груш);

- (Имя ребенка, один фрукт, а много (фруктов).

12. Образование относительных прилагательных.

Игра “На каком дереве что растет?”

- Где выращивают фрукты? (В саду.)

- На чем вырастают фрукты? (На деревьях.)

Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.

- Как называется дерево, на котором выросли лимоны, (мандарины, абрикосы, яблоки?

13. Игра“Назови части и выложи их”.

Вспомните, из каких частей состоит яблоня, и выложите эти части. ( Дети называют части дерева: ствол, ветки, листья, кора, корни, на ветках почки, цветы, плоды. С помощью картинок выкладывают изображения дерева.)

- Зачем дереву корень? (Корень всасывает питательные вещества и воду, которые потом передвигаются в стебли и листья. Дерево получает питание.)

- Весной появляются почки, бутоны из них распускаются листья и прекрасные белорозовые цветы. Летом пригреет солнышко, польет дождик, и из цветов появятся маленькие яблочки. Осенью они поспеют.

14. Составление описательного рассказа об овощах и фруктах по опорной схеме.

Игра “Угадай – ка”.

В рот я всем вам положу

Маленький кусочек.

Вы названье промолчите

Все что съели, опишите.

Пусть другие отгадают

Что вы съели детвора?

- Закройте глаза, откройте рот и определите по вкусу, что вы съели. (Дети закрывают глаза и открывают рот, Варварушка – Загадушка берет с подноса кусочек овоща или фрукта и кладет каждому в рот. Ребенок по вкусу определяет, что это было. Затем составляет описательный рассказ по опорной схеме так, чтобы остальные дети догадались, какой овощ или фрукт он съел.)

- Кто готов рассказать про свой кусочек?

- Опиши свой кусочек по моделям так, чтобы другие догадались, что ты съел.

(Если дети затрудняются назвать характерные признаки плодов, Варварушка – Загадушка помогает, дополняет описание. Какой он по цвету, форме, вкусу, где растет и т. д.)

- Где можно купить овощи и фрукты? (На рынке, в магазине.)

- Для чего детям полезно есть овощи и фрукты? (Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми.)

15. Итог занятия.

О чем сегодня говорили?

Что нового узнали?

В чем испытывали трудности?

Понравилось ли играть с Варварушкой-загадушкой?

Дети отвечают, высказывают своё мнение.

Литература.

1. Вахрушев А. А. и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. – М., 2000.

3. Володина В. С. Говорим правильно. Альбом по развитию речи. – М., 2004.

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1997.

5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999.

6. Ушакова О. С. и др. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 1996

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Как прекрасна наша планета Земля» Цель и задачи Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Варварушке-Загадушке»
Опубликовано: 19 декабря 2020 в 22:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Варварушке-Загадушке»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рузанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД