Алина Лачинова
Конспект проведения экскурсии по экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по экологической тропе»
Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы летом. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Публикация «Конспект проведения экскурсии по экологической тропе для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Оборудование: объекты экологической тропы : рябина, березовая роща, ель, цветник, каштан – великан, клен, зеленая аптека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Рассматривание растений (деревьев, кустов, цветов, растущих на территории детского сада. Беседы и чтение произведений о растениях, о лете. Заучивание стихотворений, народных примет, связанных с растениями. Отображение природы в изобразительной деятельности.
Ход путешествия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. (Дети с воспитателем выходят на улицу). Кто мне скажет, какое сейчас время года? (Ответы детей). А как вы догадались, что сейчас лето? (Ответы детей).
Точка 1. «Рябина»
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Дети: Рябина.
Воспитатель: Скажите, а вы знаете почему это дерево так назвали? (Ответы детей). Есть красивая народная легенда о происхождении названия рябины. Жили - были муж с женой, и было у них двое детей. Старшая была дочь – злая, завистливая, и имя ей дали не ласковое, звали ее Восьмухой. А сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте красивое кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябинкой. В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, время созревания плодов рябины. В этот день ветки рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Ветки втыкали также на краю каждого поля. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед.
Ребята, а какие вы знаете народные приметы, связанные с рябиной?
Дети: Если на рябине много ягод, это к холодной зиме.
Воспитатель: Давайте пойдем дальше.
Точка 2. «Березовая роща»
Воспитатель: Скажите, а как называются эти деревья?
Дети: Березы. Березовая роща.
Воспитатель: Березка – один из символов нашей страны России. Она украшает наши леса, города и села. Это очень красивое и полезное дерево. Давайте подойдем к березкам поближе. Прикоснитесь к стволу. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Погладьте березу. Какой ствол у березы? Чем береза отличается от других деревьев? В чем особенность окраски ствола березы? Зачем березе черные черточки на стволе? Как они называются? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем и проведем психогимнастику «Мы -березки». (Воспитатель называет действия, а дети выполняют соответствующие движения).
А теперь я хочу, чтобы вы ответы на мои вопросы.
• Как люди используют березу?
• Что такое туесок?
• На что похожи семена березы?
• Как добывают березовый сок?
• Как вы думаете, нужно ли беречь деревья?
• Что значит беречь деревья? (Ответы детей).
Точка 3. «Ель»
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, как называется следующая наша остановка, надо отгадать загадку.
Всем известно, это ясно.
Крона – конусообразна.
Цвет зеленый и в метель.
Хвоя, шишки. Это…
Дети: Ель.
Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Что вы можете о нем сказать? (Ответы детей). А еще ель широко используют в современной медицине. Из нее делают витамины, эфирное масло, порошки для хвойных ванн. Настои из коры молодых побегов используют для лечения сердца. Еловый сок лечит кожные болезни. Ель обладает сильным фитонцидным свойством, очищает воздух, им очень полезно дышать. Ребята, давайте мы с вами оздоровимся и проведем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Мы по лесу шли, шли.
И полянку там нашли.
Сели, посидели,
Встали, подышали.
Вдох глубокий, выдох тоже.
Это сделать каждый может.
Подышать, оздоровиться,
Нужно только не лениться.
Мы подышали чистым воздухом, набрались сил и готовы идти дальше. Следующая остановка у клумбы с цветами.
Точка 4. «Цветник»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько красивых цветов на нашей клумбе. Давайте полюбуемся ими. Скажите, чем дышат растения? Для чего им нужны корни? Почему мы любим цветы? (Ответы детей). Давайте поиграем в игру «Что за цветок?». Я буду загадывать вам загадки, а вы - отгадывать и показывать цветок.
Вырос во поле цветочек:
Сверху — синий огонечек,
Снизу — тонкий стебелек.
Что за цветик? (Василек)
Цветики — корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка.
Хороша. (ромашка).
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это. (колокольчики).
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки! (Роза).
На стебле держит колокола
Легко, без видимого усилия.
Она душиста, она мила,
И называется нежно … (лилия).
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в еще одну игру «Угадай по запаху» (ТРИЗ). (Воспитатель закрывает ребенку глаза рукой и подводит к какому-нибудь цветку. Ребенок по запаху угадывает цветок и открывает глаза. Игру проводят 3 – 4 раза.) Мы хорошо поиграли и угадали все цветы. Не будем больше задерживаться, идем дальше.
Точка 5. «Каштан – великан».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами самое большое и самое старое дерево, которое растет в детском саду. Вы его узнали? (Каштан). Это каштан – великан. Давайте вспомним стихотворение о каштане, которые мы с вами учили.
Дети (читают стихотворение) :
Белые гроздья, как белые свечи,
Тянуться ввысь к небесам.
Это раскинул широкие плечи
Гордый красавец каштан.
Воспитатель: Вы молодцы! Скажите, пожалуйста, о каких гроздьях и свечах говорится в стихотворении? В какое время года у каштана появляются белые свечи? (Ответы детей).
Ребята, посмотрите, после вчерашнего ветра на земле лежат еще несозревшие плоды каштана. Возьмите по одному. Как вы думаете, что можно с ними делать? Когда созревают плоды каштана? (Ответы детей). Я предлагаю сделать массаж наших ладошек. Что вы почувствовали? Для чего мы делаем массаж рук? (Ответы детей).
Экологическая тропинка повела нас дальше.
Точка 6. «Клен»
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
С длинной ножкой. (Клен).
А какие вы помните приметы про клен?
Дети: Если клен "заплакал" - верный признак, что через несколько часов будет дождь. Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.
Воспитатель: Послушайте легенду.
По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына и превратила его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым. Однажды бродячие музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру о вине его матери.
Ребята, давайте проведем опыт с плодами клена. Возьмите по одной крылатке и запустите в воздух. Что вы увидели? На что похож полет крылатки? Как вы думаете, почему у крылатки такое название? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «А что будет, если…» (Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, а дети находят ее решение).
Экологическая тропинка повела нас дальше, к последней точке нашего маршрута.
Точка 7. «Зеленая аптека»
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных растений на этой клумбе. А вы знаете, что это за растения? Какие растения называют лекарственными? Почему? Какие вы знаете лекарственные растения? (Ответы детей).
Отгадайте загадки.
Во рту холодок от ее аромата: в конфетах и пасте — душистая. (мята).
Лечит раны, порезы, ожоги. Он обычно растет у дороги. (Подорожник.)
На стебле держит колокола легко, без видимого усилия. Она душиста, она мила, и называется нежно. (лилия).
То, что желтыми было газонами, блекло все — у цветка седина. Парашютиками невесомыми разлетаются семена. (Одуванчик.)
Думал я, что на лугу о любви узнать смогу. Вышла жуткая промашка — солгала тогда. (ромашка).
Воспитатель: Какие целебные свойства лекарственных растений вы знаете? У вас дома есть лекарственные растения? Какие? Как вы их применяете? (Ответы детей).
Я хочу рассказать и о других свойствах лекарственных растений. Одуванчик используют как средство, повышающее аппетит и улучшающее пищеварение. Чистые листья подорожника прикладывают к ране, чтобы остановить кровь, снять боль. Белую лилию используют при нарывах. В народной медицине листья мяты используют при мигрени (свежие – прикладывают ко лбу, а также для лечения кожных заболеваний. Мятный настой обладает слабым успокаивающим действием.
А сейчас давайте поиграем в развивающую игру «Эмпатия» (ТРИЗ). Представьте, что вы растения в проблемной ситуации:
• «Вы цветы. Солнце сильно пригревает, вам хочется пить, а дождя нет. Что вы чувствуете? Расскажите». (Ответы детей).
• «Я – злой мальчик, а ты красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать». (Ответы детей).
Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Осенью мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе. (Дети заходят в группу).