Оксана Мишина
Конспект прогулки «Что нам принесла весна» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки в старшей группе на тему: «Что нам принесла весна».
Подготовила воспитатель Мишина О. В.
Цели:
• Развивать способности детей к анализу характерных изменений в живой и не живой природе в весенний период времени;
• Формировать представления о марте как о месяце пробуждения природы;
• Формировать навыки самостоятельного наблюдения за явлениями природы и бережного отношения к ней.
Публикация «Конспект прогулки „Что нам принесла весна“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
• Развивать умение самостоятельно наблюдать за весенними явлениями природы и выделять признаки весны;
• Формировать умение устанавливать связь одних природных явлений с другими; формировать навыки анализа свойств воды;
• Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их жизни; закрепить знания о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде, свете, тепле;
• Воспитывать устойчивое внимание, радостное отношение детей к пробуждающейся природе.
Ход прогулки:
Перед выходом на прогулку воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы с вами отправимся в гости. Внимательно послушайте загадку и догадайтесь, кто наша приветливая хозяйка:
«Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая».
Кто же это? (ответы детей).
Воспитатель: Вот в гости к весне мы и пойдём. Целых три месяца длилась суровая зима. Назовите зимние месяцы. (Ответы детей). А теперь на смену зиме пришла юная весна. Сейчас идёт только первый месяц весны, как он называется? (Ответы детей). И в марте весна уже ясно заявила о себе. Как любая щедрая хозяйка, ожидающая гостей, она приготовила для нас подарки. Что это? Мы узнаем, когда выйдем на улицу. Одевайтесь!
Дети вместе с воспитателем выходят на крыльцо детского сада. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сюрпризы начинаются сразу же. Обратите внимание на свою одежду, что изменилось в ней с приходом весны? (Ответы детей). Правильно, вы сменили зимние пуховики и комбинезоны на лёгкую весеннюю одежду. Она ещё называется демисезонной. Почему это произошло? (Стало тепло на улице.) Почему на улице стало тепло? (Начало пригревать солнышко).
Воспитатель: Тёплое солнышко – это второй подарок весны. Оно теперь не только светит, как зимой, но и греет. Март в народе называют «солнечником». А всё потому, что солнца, света в марте много. Солнышко раньше встаёт, дольше светит в голубом высоком небе. Всё длиннее становится день, всё короче – ночь. Солнышко – главный помощник весны. Оно влияет на всё, до чего может дотянуться своими жаркими лучами.
И в первую очередь солнечные лучи влияют на снег. Давайте подойдём к нашему участку и посмотрим, что произошло со снегом? Каким он стал? (Ответы детей). Правильно, снег стал грязным, рыхлым. Высокие сугробы осели, стали ниже. Обратите внимание на снег в тени веранды, потрогайте его пальчиком. Какой он? (Ответы детей). Правильно, снег твёрдый, он как будто покрыт ледяной корочкой. Это наст. Он образуется потому, что днём снег подтаивает, а ночью ещё морозно и подтаявший снег снова замерзает, превращаясь в ледяную корочку.
Давайте немного поиграем. Какой прибор показывает нам температуру воздуха на улице? (Ответы детей) Правильно, термометр. Сейчас мы превратимся с вами в ртутный столбик термометра и будем приседать и вставать, изображая понижение или повышение температуры воздуха. Повышается температура – растёт вверх столбик термометра. Когда теплее: днём или ночью? (Ответы детей). Правильно, днём. Значит, когда я говорю: «День», - вы встаёте. А когда я говорю: «Ночь», - вы садитесь. Играем! Проводится игра «День – ночь».
Воспитатель: А ещё март называют «капельником». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Потому, что днём снег на крышах домов тает и водичка падает вниз звонкими капельками. Ночью эта водичка замерзает и превращается во что? Правильно, в сосульку. Обратите внимание на крышу веранды. Какие длинные сосульки выросли на ней и свисают вниз. Сосульки – явление хрупкое. В тёплые дни они падают на землю и со звоном разбиваются. Поэтому вблизи домов в это время ходить нельзя. Послушайте, как описывает сосульки поэт А. Инчин:
Блестящие, звенящие,
Хрустят, как леденцы.
Под крышами висящие
Сосульки – сорванцы.
Блестящие, звенящие,
Как солнышка лучи.
…Отсюда начинаются
Весенние ручьи.
Отчего же возникают ручейки? (Ответы детей). Правильно, оттого, что снег тает и превращается в воду. Ручейки, как и сосульки, - тоже подарок весны. Журчание ручейков создаёт по- настоящему весеннее настроение.
Сейчас мы с вами будем переправляться через бурный ручей. В этом нам поможет мостик. Проводится игра «По мостику».
Воспитатель:Ребята, посмотрите, я выложу из шнуров дорожку-мостик. Ваша задача пройти по мостику на носках, вытянув руки в стороны. Старайтесь сохранять равновесие и держать правильную осанку. Начали!
Воспитатель: Ребята, вода – это, как и солнце, - помощник весны. Она пропитывает землю, «будит» деревья и траву. Давайте подойдём к рябинкам, которые растут у нас на участке. Присмотритесь внимательно к веточкам. Что вы видите? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, на веточках набухли почки. Всю зиму деревья отдыхали, а теперь, когда в природе много света, тепла и влаги, они вновь пробуждаются для жизни. Обратите внимание на почки. Что в них прячется? (Листочки). Верхушки стебля и зачатки листиков прикрыты чешуйками. Они защищают молодые почки от сухого зимнего воздуха. Чешуйки клейкие. Этот клей не даёт им раскрыться зимой. При наступлении тепла клейкое вещество высыхает, и почки открываются. Они начинают набухать и приоткрывают свои чешуйки.
Проводится игра. "Пробуждение листочков"
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами – листочки, которые крепко спят в почках – колыбельках. Сядьте на корточки, опустите голову вниз, обхватите руками колени. А теперь мы начинаем просыпаться. Поднимайтесь на ножки, тяните ручки вверх, к солнышку, к теплу и свету. Опустите ручки через стороны вниз, обрисовав контур листика.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? (Пение птиц). Назовите птиц, которые зимовали вместе с нами. (Воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны). Они пережили долгую зиму и теперь радуются приходу весны. Чему радуются птицы? (Ответы детей). Послушайте, как отвечает на этот вопрос поэт В. Берестов:
Воробей с берёзы на дорогу – прыг!
Больше нет мороза, чик-чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеёк,
И не зябнут лапки – скок, скок, скок!
Высохнут овражки – прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки – чик- чирик!
Воспитатель: В конце марта начинают возвращаться перелётные птицы. Первыми прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Ещё есть и такая пословица: «Если грач на горе, то весна на дворе». Чем занимаются весной птицы? (Ответы детей). Правильно, они строят гнёзда и откладывают яйца, из которых затем вылупятся маленькие птенчики.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем же порадовала нас весна? (Ответы детей). Посмотрите, как щедра весна. Она подарила нам яркое тёплое солнышко, звон капели и птичьи песенки. Она пробудила к жизни ручьи, а талая вода, напоив землю, разбудила растения. Пройдёт совсем немного времени, и всё вокруг зазеленеет. Давайте и мы сделаем весне подарок: споём ей песенку, которую выучили. (Дети поют и водят хоровод).
Ой, весна – красна!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
Приходи к нам весна с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистою,
С пшеницей золотистою,
С ячменём усатым,
С овсом кучерявым,
С калиной-малиной,
С чёрной смородиной.