Светлана Толкач
«Удивительные приключения маленького человечка». Конспект проектного занятия по ФКЦМ с элементами ТРИЗ — «ММЧ» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД
«Удивительные приключения маленького человечка».
/Средняя группа/
Цель:
расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.
Задачи:
Упражнять детей в умении определять различные свойства воды;
Закрепить знания детей об агрегатных состояниях воды;
Продолжать знакомить детей с «МЧ», которые в твердых, жидких и газообразных ведут себя по – разному; развивать умение работать с моделями, перевоплощаться в образ «МЧ»;
Публикация «„Удивительные приключения маленького человечка“, Конспект проектного занятия по ФКЦМ с элементами ТРИЗ — „ММЧ“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Развивать познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, моделировать физические процессы;
Активизировать мышление, речь, развивать воображение, интерес к экспериментированию;
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, игровая.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Физическая культура, «Музыка».
Планируемые результаты:
проявляет интерес к экспериментированию, умеет делать выводы, правильно использует «МЧ» для определения агрегатного состояния воды, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал:
Кукла Незнайка, модели «МЧ», карточки с изображением воды в разном агрегатном состоянии, материал для экспериментирования: подносы с кубиками льда, чайник, блюдце.
Словарная работа:
вода, жидкие, твердые, воздушные человечки, лед, пар.
Предварительная работа:
знакомство с моделями «МЧ», наблюдение с детьми за различными агрегатными состояниями воды, опыты с водой,льдом, воздухом, составление алгоритмов выполнения опытов, чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», «Воробей и снежинка» и др., дид. игры «Хорошо – плохо»
Работа с родителями:
Консультации:
«Что такое ТРИЗ и почему мы используем эту систему в детском саду?»
Пака передвижка«Что такое ТРИЗ?»
Уголок для родителей «ТРИЗ в детском саду».
Предложили родителям: сделать модели «МЧ» из проволоки, нарисовать предметные картинки для моделирования «МЧ».
НОД
Создание проблемной ситуации.
Приходит Незнайка.
Незнайка: - В воскресенье я был на дне рождении у Снежной королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается… Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая…
Снежная королева мне даже одну чашку подарила на память, Упаковала в красивую коробочку, чтобы не разбилась. Приехал домой, открыл коробочку, а в ней ничего не было, только мокрое пятно.
-А куда делась чашка?
-Как она могла исчезнуть?
Воспитатель:- Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться?
-Что случилось с его чашкой? /чашка растаяла…/
-Почему чашка растаяла? /Она была сделана из льда, а лед растаял…/
Незнайка: - Все равно не понимаю, как получилась вода?
Опыт
«Сравнение твердых и жидких веществ»
/Дети садятся за столы, на столах блюдца с кубиками льда/.
-Что это?
-Какие свойства льда вы знаете?
-Какой он на ощупь, холодный или теплый?
-Лед твердый или мягкий?
/Спросить Артема, Лизу, Сашу, Юлю/
-Правильно! Лед – это твердое вещество.
-А какие в нем живут маленькие человечка? /В нем живут твердые маленькие человечки, которые дружно держаться за руки/.
-Покажите модель твердого человечка. /Дети показывают модель твердого человечка из проволоки, на доске вывешивается модель твердого человечка/.
Незнайка: Ребята! Посмотрите, а что происходит со льдом?
Дети: Лед в тепле тает, получается вода.
/Результат опыта зарисовываем на доске. /
-Какие человечки живут в воде? /В воде живут жидкие «МЧ», которые не держатся за руки, а только касаются локтями/.
-Покажите модель жидкого «МЧ»
-Скажите, жидкие человечки умеют двигать? /Да, умеют/.
-А как они двигаются? /быстро, юрко, наперегонки…/
/Спросить Полину, Сережу, Ваню, Настю…/
Физкультминутка.
-Давайте и мы подвигаемся, как жидкие человечки. /Звучит музыка, дети поют и танцуют/.
Вот мы крошки, круглые немножко.
И у нас у всех стоят на поясе ладошки.
Мы живем в водице, умываем личико.
В чае тоже мы живет, хоть вы нас не видите.
Опыт
«Превращение воды в пар»
Незнайка. Я все понял, почему у меня вместо чашки оказалось мокрое пятно. Вот как интересно умеет превращаться вода. То в ней живут твердые человечки, а потом превращаются в жидких человечков.
Воспитатель. Незнайка, а вода может превращаться еще и в другого человечка.
-Ребята, посмотрите, в чайнике закипела вода. А что это поднимается из носика чайника вверх? /Пар/
-Как вы думаете какие «МЧ» живут в паре? /В паре живут воздушные человечки/.
-Потрогаете блюдце, какое оно? /влажное, мокрое/
-Значит здесь живут мокрые воздушные человечки.
-Дети, воздушные «МЧ» какие? /легкие, подвижные, воздушные…/
-Покажите, как выглядят воздушные маленькие человечки.
/ на доске вывешивается модель воздушного человечка/
/Спросить Диану, Тимура, Диму, Германа…/
/На подставках - домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния воды. /
/Дети берут карточки с предметными картинками с изображением разнообразных состояний воды. /
Воспитатель. Ребята вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте.
«Раз, два, три – в свой домик беги».
-Молодцы! Все правильно нашли свой домик.
Зрительная гимнастика.
Рефлексия.
-Кому мы сегодня помогали?
-Какие «МЧ» помогали нам больше узнать о воде?
-Ребята, а как можно было Незнайке спасти свою чашку? / поставить в холод, в холодильник…/
-Молодцы!
/Незнайка благодарит ребят, а дети дарят ему маленьких человечков. /