Татьяна Ильина
Конспект проекта исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Лед»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о свойствах воды, возможности перехода в твердое состояние под действием низкой температуры и в жидкое – в присутствии тепла.
Задачи:
- учить проводить исследовательскую деятельность, фиксировать результаты с помощью условных знаков;
- формировать умение выдвигать предположения, опытным путем доказывать их, делать выводы;
- закреплять знание основ безопасности в ситуациях, связанных со льдом; применение льда в разных бытовых ситуациях;
Публикация «Конспект проекта исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме „Лед“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Снег и лед
- Снег и лед. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- учить представлять слушателям свой опыт, результаты исследований, с использованием условных знаков.
Предварительная работа: изучение жидкого, газообразного состояния воды, твердого в виде снега в опытно-экспериментальной деятельности; ознакомление со способами фиксации информации при помощи условных знаков; чтение детской литературы: сказка «Снегурочка», стихотворения «Снег», «Сосулька»; рассматривание ледяных узоров на окнах.
Материалы и оборудование: кусочки льда на каждого ребенка на тарелочках для тактильного исследования; кусок льда в емкости для проведения опыта «Таяние льда»; 2 одинаковых куска льда в емкостях, кусок меха и махровое полотенце для проведения опыта «Теплее ли льдинке в шубе?»; сосульки или длинные плоские кусочки льда, емкость для проведения опыта «Хрупкость льда»; емкость для проведения опыта «Плавает или нет?»; картинки для рассматривания «Опасные ситуации» (сосульки на крыше, лед на водоеме).
Ход исследования:
В группу вносится кусок льда, одновременно включается музыка «Песенка сосульки». Заинтересовавшиеся дети предлагают рассмотреть, потрогать лед.
Воспитатель. Что это? ( Ответы детей: лед, льдинка, замерзшая вода). Лед – это какое состояние воды? (Твердое). Какие еще бывают состояния у воды? (Жидкое, пар/газообразное). Какое твердое состояние воды мы изучали недавно? (Снег). Как вы думаете, как мы можем изменить твердое состояние воды на жидкое? (Поместить лед в теплое место, он растает).
Предлагается принести емкость для этого куска льда, дети уносят лед в самое теплое место, рядом с радиатором отопления.
Воспитатель. Наш первый опыт уже начался. Но сегодня я предлагаю не просто ставить опыты, но проводить исследование, как настоящие ученые. Настоящие ученые обязательно записывают все, что они делают, чтобы потом можно было рассказать об их открытиях другим. Предлагаю записать то, что мы уже с вами сделали.
Дети при небольшой помощи воспитателя на листочках бумаги зарисовывают знаками, что поместили лед в теплое место. Через некоторое время определяют, что лед превращается в воду, отмечают на своих зарисовках знаком «+» ( Вывод: лед тает в тепле, переходя в жидкое состояние – воду).
Воспитатель. Вспомните, какие опыты мы проводили с другим твердым состоянием воды – снегом. Какой опыт мы можем провести со льдом?
Дети по аналогии предлагают провести опыт «Теплее ли льдинке в шубе?». Один кусок льда лежит просто на тарелке, другой закутывается в кусок меха и полотенце, чтобы «шуба» была потолще, потеплее. Дети делают предположения – где лед растает быстрее. В процессе обсуждения, выяснилось, что не все были внимательны при опытах со снегом, так как предположили, что в «шубе» лед растает быстрее, хотя вывод о таянии снега сделали определенный – при изоляции снега от тепла комнаты он таял намного медленнее).
Фиксируем на листочках знаками лед в «шубе» и без нее, через некоторое время рассматриваем результат – лед, который просто лежал на тарелке растаял быстрее. Вывод: лед тает быстрее, соприкасаясь с теплым воздухом комнаты. Лед, закутанный в мех, не получал тепла из комнаты и не отдавал свой холод в комнату, поэтому долго не таял. Фиксируем результат с помощью знака «+».
Воспитатель. У нас получился замечательный опыт. Теперь задача на смекалку: как в жаркий день донести мороженое домой, чтобы оно не растаяло.
Предложения детей. Многие дети правильно догадались – закутать в полотенце или кусок меховой ткани.
Воспитатель. Я хотела напомнить вам сказку. А какую – сейчас узнаем.
Показывается фрагмент сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Скажите, можно было как-то по-другому лисе поступить? Как можно было спасти ее избушку хотя бы на время?
Дети предлагают: можно было закутать хорошенько, чтобы избушка пока не таяла, а пока построить с помощью других зверей лисе хороший домик.
Физкультминутка «Пингвин».
Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лед да лед, лед да лед,
А по льду пингвин идет.
Дети «скользят» по полу со словами:
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин не упадет!
Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин
И не замерзаем.
Воспитатель предлагает детям каждому взять по льдинке и изучить самостоятельно – пощупать, подержать в кулаке, рассмотреть через лупу, какая вода осталась от растаявшей льдинке.
Воспитатель. Давайте вспомним стихотворение «Сосулька» :
Сосать сосульку – вот беда! –
Нам строго запрещается.
Но почему ж она тогда
Сосулькой называется?
Можно ли сосать на улице сосульки? Почему? (Ответы детей. Вывод: в растаявшей воде много грязи, можно заболеть, поэтому нельзя есть снег и сосать сосульки, это опасно для здоровья). Дети фиксируют результат – лед грязный, есть его нельзя.
Воспитатель. Что еще мы можем сделать со льдом?
Дети предлагают положить лед в воду – поплывет или утонет? Другие предлагают росить его – проверить, разобьется ли. Проводятся опыты (кусочки льда опускаем в емкость с водой; другие с силой бросаем в ведро).
Выводы: лед плавает; лед хрупкий, при ударе он бьется. Фиксируем результаты.
Мини-рассказы воспитателя. Ситуация 1. Дети катались на коньках на замерзшем пруду. Им было очень весело. Мальчики решили прыгнуть с разбега на лед – лед проломился, и одного из мальчиков пришлось спасать из ледяной воды. Ситуация 2. Девочки гуляли около дома и увидели сосульки, свисающие с крыши. Они начали бросать снежки, чтобы сбить сосульки. Одна очень большая сосулька упала прямо рядом с девочкой и глубоко воткнулась в сугроб. Девочка испугалась. Почему? Обсуждение ситуаций. Вывод: нельзя ходить по тонкому льду, прыгать на нем – он хрупкий, может проломиться. нельзя ходить там, где свисают сосульки, они очень твердые и в то же время хрупкие, могут упасть на голову, причинить вред здоровью.
Воспитатель. Какие еще правила безопасности на льду вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель. Мы все время говорим о том, как лед может быть опасен. Подумайте и скажите – может ли лед быть полезным?
Ответы детей: да, можно сохранять продукты, чтобы не портились; на льдинах плавают пингвины, белые медведи – они им нужны; можно приложить, если ударишься, чтобы не было шишки.
Воспитатель. Молодцы! Вот сколько интересного мы сегодня с вами выяснили про лед – твердое состояние воды. Ребята, а вы не забыли, что мы сегодня – настоящие исследователи? Мы записали все результаты наших опытов, а теперь будем учиться делать доклад по этим записям.
Выбирается ребенок (по желанию, его наряжают в накидку и феску «ученого», по своим записям ребенок вспоминает все, что узнал на занятии и рассказывает другим детям (1-2 человека). Остальные могут дополнить, если что-то забыли.
Воспитатель. А можем ли мы сделать что-то, чтобы лед нам доставил удовольствие и радость?
Предложения детей: сейчас зима, можно залить скользкую горку; можно закрасить воду, заморозить и сделать ледяные фигурки, бусы, украсить деревья, постройки на участке.
Воспитатель предлагает принести в детский сад формочки, веревочки, краски, чтобы можно было приготовить украшения для участка.