Любовь Лисенкова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Первооткрыватели космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и обогащать знания детей о космосе, космических полётах, космонавтах.
Задачи:
образовательные: 1).Закрепить знания детей о том, что первым
космонавтом Земли был гражданин России Юрий
Гагарин.
2) Познакомить детей с российскими учеными, которые
стояли у истоков русской космонавтики -
К. Э. Циолковским, С. П. Королевым.
3) Подвести к пониманию того, что космонавтом
может быть только здоровый, образованный,
настойчивый и бесстрашный человек.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме „Первооткрыватели космоса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
коррекционные: 1) Развивать связную речь.
2) Развивать внимание, логическое мышление.
воспитательные: 1) Воспитывать в детях гордость за свою страну.
Оборудование: иллюстрации или презентация по теме «Космос», мультимедийная установка, портреты космонавтов, детали ракеты для игры (геометрические фигуры).
Предварительная работа: заучивание стихов о космосе и космонавтах, беседа «Неизвестная Вселенная».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I. Организационный момент
- Дети, послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы сегодня будем беседовать.
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
- Правильно, космонавт. Значит, сегодня мы с вами побеседуем о космосе, космонавтах, первооткрывателях космоса.
- Ребята, что такое космос?
- Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство.
Сюда не залетают птицы. Здесь не могут летать самолеты, небо здесь совсем черное. Здесь нет воздуха. А что мы можем увидеть в космосе, узнаете, отгадав загадки:
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звезды)
Над клубком челнок летает,
На клубок витки мотает. (Спутник Земля)
Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу.
Днём она не видна. (Млечный путь)
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеориты)
- С давних времен, люди, смотря на звездное небо, мечтали узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие? Ученые придумали специальные приборы – телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты.
- Какие планеты вы знаете? (Марс, Венера, Плутон, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Земля)
- Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Для этого людям нужно было подняться в небо. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, дирижаблях. Позже полетели на самолетах и вертолетах.
II. Основная часть.
-Но чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос. И ученые придумали ракеты.
- Кто же в России придумал первую ракету?
- Совершенно верно К. Э. Циолковский! (портрет ученого)
Жил К. Э. Циолковский в городе Калуге. Он родился 5 сентября 1857 года в небогатой семье в Ижевске. Рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.
Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка – воздухоплавателя в полет.
С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и, ему очень хотелось построить металлический аэростат, не пропускающий газ и вечно плавающий в воздухе, чтобы при помощи его полететь на другие планеты. Он проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, но, к сожалению, у него не было возможности сделать это.
И только через много-много лет другой ученый – конструктор Сергей Павлович Королев (портрет) смог сконструировать первый космический корабль – спутник. На его борту было много научной аппаратуры для изучения космоса. На нём впервые поднялась в космос собака лайка – первое живое существо. Кабина лайки имела систему кондиционирования воздуха, приспособление для кормления, ряд медицинских аппаратов, измеряющих пульс и давление крови. Специальная аппаратура периодически включалась программным часовым механизмом и передавала на Землю данные всех измерений, проводимых на спутнике.
-Ребята, как вы думаете, почему первой полетела собака, а не человек?
- Правильно, учёные мечтали о полёте человека в космос. Но прежде надо было проверить безопасность полётов, узнать действие космических явлений на живые существа. И нашими верными помощниками стали собаки. Для пробных полётов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек – ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлёны. В космосе побывали собаки Цыган, Дезик, Малышка, Альбина, Белянка, Чернушка, Белка и Стрелка и другие. Летали кролики Марфуша и Звёздочка, мыши, крысы и даже мухи. Многие собаки летали в космос не один раз. Их долго тренировали. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.
-Ребята, что такое скафандр?
- Скафандр – это специальный костюм космонавта.
- Космические корабли облетали вокруг Земли и благополучно возвращались на землю. И вот уже все было подготовлено для полета в космос человека. Давайте и мы с вами соберем ракету из геометрических фигур.
Д/ и: «Собери ракету»
(Дети делятся на 2 команды)
- 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль- спутник «Восток». Ребята, кто знает, кто его пилотировал? Как звали первого космонавта?
Первый космонавт.
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вкруг Земли виток,
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
- Совершенно верно, его пилотировал Ю. А. Гагарин (портрет). Он был первым человеком, который поднялся в космос и за 108 минут облетел вокруг Земли. «Какая она красивая!» - говорил Гагарин по радио тем, кто остался внизу.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
-Он должен быть храбрым, умным, бесстрашным, отважным, решительным, мужественным, трудолюбивым, ответственным, дисциплинированным.
- Верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.
- Как же простой русский паренёк стал космонавтом?
-Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года на Смоленщине. В 1941 году мальчик пошёл в школу, но война прервала его учёбу.
После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая. Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.
В юности он увлекался спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолётов, прыгал с парашютом.
Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным лётчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полётах в космос. Когда он узнал, что создаётся отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.
В отряде космонавтов он оказался, когда был уже военным лётчиком, лейтенантом, и два года прослужил на Севере. Начались долгие и трудные тренировки. Сначала его поместили в военный госпиталь, где началась долгая и дотошная проверка здоровья. После успешного прохождения всех врачей, у Юрия Гагарина начались новые испытания. «Он кружился на особом кресле, голый по пояс, опутанный проводами с резиновыми присосками – так проверялось чувство равновесия. Затем Гагарина поместили в барокамеру – тесную кабину, похожую на лифт с круглым окошечком из толстого стекла… Воздух в кабине разрежённый, как на самой высокой горной вершине, куда альпинисты карабкаются в кислородных масках. В барокамере маски не полагалось. Дышать становится всё труднее, уши закладывает… Можно, конечно, нажать на красную кнопку – испытание прекратится. Но тогда надо проститься и с мечтой о космосе! Отбор был строгим: кандидаты в космонавты «отпадали» один за другим. Гагарин держался стойко. Его крутили на центрифуге. Трясли на вибростенде. Из 40- градусного мороза бросали в 60-градусную жару. Проверяли выдержку и хладнокровие в долгом одиночестве сурдокамеры. Словом, испытывали умение работать в любых условиях. Наконец, он был зачислен в отряд космонавтов». (Лидия Обухова)
- Ребята, кто знает, где будущие космонавты готовятся к полёту в космос?
- В Звёздном городке, в центре подготовки полётов.
- Полёт первого космонавта начался утром в 9 часов 7 минут и проходил на высоте около 200 км над Землёй. Во время старта и приземления космического корабля космонавт испытывает огромные перегрузки, а в полёте в кабине – невесомость.
«Умолк могучий гул ракетных камер,
И отошла последняя ступень…
Мы невесомы. Мир как будто замер.
Смешались в чёрном небе ночь и день»
(О. Соколов – Тобольский)
«Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом, и тело его ничего не весит. Он поднял руку – она так и осталась приподнятой, поднял ногу – она не опустилась.
Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а карандаша на месте нет: он плывёт по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе…» (В. Бороздин)
Физкультминутка:
Дети показывают имитационные движения: изображают себя в невесомости, показывают лёгкость своего тела, тяжесть рук и ног, изображают прием пищи в невесомости, запуск ракеты.
- 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе нашей Родины.
Это сообщение об успешном возвращении человека из первого космического полёта слышали во всём мире. Вся страна радовалась благополучному приземлению первого космонавта. Люди вышли на улицы городов. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади, и до позднего вечера продолжался этот праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.
Когда на Землю он вернулся,
Закончив звёздные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
В ней только доброта и сила,
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Берёзовый озёрный свет.
(В. Костров)
-Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник – День космонавтики.
- Ребята, представьте, что мы сейчас находимся на космодроме, и через минуту космический корабль унесёт космонавтов в просторы космоса. Что бы вы пожелали им? Какие напутственные слова сказали?
Д/ у: «Пожелание космонавтам»
- Пожелаю счастливого полёта и успешного возвращения на землю. Пожелаю мягкой посадки. Пожелаю интересных опытов в космосе. Пожелаю сделать красивые фотографии в космосе привезти их домой.
-Молодцы! А теперь 1,2,3 – повернись,
В космонавтов превратись.
Д/у «Внимание, космонавты!».
-Ничего не говори, лишь руками покажи: высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко, звезда, земля.
Взрослый называет различные понятия и объекты космической тематики, дети руками показывают их местонахождение.
1, 2, 3 – повернись
И в ребяток превратись.
- Ребята, после полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины – это первая в мире женщина – космонавт Валентина Терешкова (портрет). Она летит над земным шаром, а на весь мир звучат её далё кие позывные: «Я – Чайка!»
«Я - Чайка!» - слышится опять
Над звёздною пучиною.
А как же эту чайку звать?
Да просто – Валентиною.
Ей подчиняются рули
И двигатели грозные,
И пропускают дочь Земли
Все светофоры звёздные»
(Е. Тараховская)
- Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в аэроклубе Ярославля.
Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьёзно готовили к ответственному полёту. Её корабль «Восток -6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился.
Валентина Терешкова – необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолётом и космическим кораблём.
- И вот новый подвиг сына нашей Родины лётчика- космонавта Алексея Леонова впервые в истории человечества, покинувшего корабль и вышедшего в открытый космос. Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, его удерживал трос, Леонов успешно провёл исследования и возвратился на корабль первым «космическим пешеходом». В открытом космосе он пробыл 20 минут.
- Многие космонавты летали в космос не один раз и работали там несколько месяцев. Сейчас совершаются совместные полёты с космонавтами разных стран. Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
- Люди не останавливаются на достигнутом. Девиз и призыв космонавтики : «Космос должен служить людям!» Вокруг Земли постоянно вращаются искусственные спутники нашей планеты, они являются её разведчиками – опытной лабораторией. Спутники передают прогноз погоды по всему земному шару, сообщают о приближении тайфунов и землетрясений, осуществляют телевизионную и телефонную связь между городами и странами. При помощи спутников Земли ведё тся разведка полезных ископаемых: нефти, газа. Наша страна первая проложила путь к звёздам. Мы гордимся нашей страной, нашей Родиной.
Закрепление материала. Викторина «Звёздная рулетка».
- А теперь, ребята, ответьте на вопросы.
• Кто первый полетел в космос?
• Кто первый вышел из ракеты и совершил прогулку в космосе?
• Назовите первую женщину, побывавшую в космосе.
• Когда мы отмечаем День космонавтики?
• Кого из советских и российских космонавтов вы знаете?
• Как называется состояние, при котором человек и все окружающие его предметы теряют вес?
• Как называется прибор для исследования и изучения космических тел?
• Вспомните, как назывался летательный аппарат, на котором совершали полёт герои в сказках?
Д/ и : «Что лишнее? Кто лишний?
Назовите, что лишнее и объясните почему?
Космическая станция, «Шаттл», искусственный спутник», самолёт
Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов, К. Э. Циолковский
- Ребята, давайте подберём однокоренные слова к слову «космонавт».
(космос, космонавтика, космодром, космический)
Д/ и: «Подскажи словечко»
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного… (космодрома)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную… (ракету)
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической… (орбиты)
III. Заключительная часть. Итог.
- Ребята, кому была посвящена наша беседа?
- Что нового вы узнали о космонавтах?
- Какие задания вам понравились больше всего?
Оцените свой вклад в данном мероприятии!
(дети берут звёздочки разного цвета)