Ольга Николаевна Токарева
Паспорт долгосрочного проекта «А я знаю наизусть!» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «А я знаю наизусть!» для детей 6-7 лет
Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининграда Токарева О. Н.
Актуальность проекта :
В начале учебного года, я попросила рассказать какие-нибудь стихотворения, какие вспомнит, каждого ребёнка в группе. Оказалось, что многие не смогли вспомнить ни одного стихотворения, только пять детей вспомнили 2-3 стихотворения и шестеро по одному. Стихи дети читали в медленном или быстром темпе, со слабой эмоциональной выразительностью. Это проблема и ее необходимо было решать. Так возникла идея проекта «А знаю наизусть!».
Публикация «Паспорт долгосрочного проекта „А я знаю наизусть!“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Одной из качественных характеристик речи является её выразительность.
Выразительность речи является важным показателем речевой культуры личности.
В связи с этим моя педагогическая деятельность была нацелена на то, чтобы
сформировать у детей качества культуры речи, в том числе выразительность,
точность и логичность. Основы методики развития выразительности речи
дошкольников, определены в работах С. С. Бухвостовой, Л. М. Машковцевой, Л. В.
Шевцовой. Изучив работы этих авторов, я стала более активно направлять свою
деятельность в режимные моменты, в непосредственную образовательную и
совместную деятельность.
Кроме того заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит
восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию
общего уровня культуры человека. Стихи вызывают интерес и быстро
запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а,
следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в
дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного
легче заучивать объемные стихи, правила и математические формулы.
Цель.
Развитие выразительной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с
художественной литературой через поэтическое слово.
Задачи.
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Сформировать у детей качества культуры речи.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей
при чтении стихотворений и инсценировок сказок.
5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию
литературных художественных произведений.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и
чувствовать настроение произведения.
1
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Формы и методы работы.
Методы работы:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод.
Формы работы:
– чтение художественной литературы;
– театрализованная деятельность и инсценировки;
– игры;
– разные формы бесед;
– подбор стихов и художественной литературы;
- проведение занятий по художественно-изобразительной деятельности;
– взаимодействие с семьей.
Участники:
Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель,
родители.
Период выполнения проекта :
Долгосрочный : 01.09.2021 – 31.05.2022 уч. г.
Вид проекта : педагогический, творческий.
Прогнозируемый результат:
1. Речь детей эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участвуют в театрализованных постановках сказок.
3. Дети самостоятельно проявляют интерес к инсценировкам стихов и сказок.
4. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
5. Повышение активности участия родителей в жизнидеятельности группы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
Риски:
Низкий показатель речевой культуры детей, особенно выразительности.
Слабая заинтересованность родителей.
Пути преодоления:
Преподносить «стихотворный материал проекта» на позитиве, не перегружая
объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность
проектом, делиться результатами работы с родителями на каждом этапе
проекта.
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
1. Подобрать и изучить методическую литературу.
2. Провести вводную диагностику по выразительности речи детей
(приложение 1).
3. Составить план по реализации проекта.
4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения и
заучивания.
5. Подготовка консультаций для родителей.
6. Подготовка консультации для педагогов. 2
7. Создание картотеки игр на развитие связной речи.
8. Подбор мультфильмов по экранизации произведений художественной
литературы детских поэтов.
2-й этап – практический
Беседы:
1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать
любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая;
активизировать речь детей.
2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о
библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии.
3. «Беседы о творчестве К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, С. Маршака» –
рассказать о русских поэтах и их произведениях для детей, прочитать цикл
стихотворений, беседы по ним.
4. «Положительные и отрицательные герои в стихотворениях и сказках» –
помочь детям осознать, каких героев можно назвать положительными, а каких –
отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.
5. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям К. Чуковского:
«Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Тараканище»; С. В. Михалкова «А что у
вас?», «Дядя Стёпа - милиционер»; Самуила Маршака «Вот какой рассеянный».
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Заучивание стихотворений на осеннюю тему:
А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало …», В. Авдеенко «Осень»,
Н. Нищевой «Листья», М. Геллер «Дарит осень чудеса»;
2. Заучивание стихов к осеннему празднику «Осень в гости просим»;
3. Заучивание стихов к празднику «День матери»;
4. Заучивание стихов к празднику «День народного единства»;
5. Инсценировка авторской сказки Дарьи Михайловой «Осенняя сказка»;
6. Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка»;
7. Инсценировка русской народной сказки «Кот, петух и лиса»;
8. Заучивание стихов на зимнюю тему:
И. Мазнина «Зимняя песенка», Я. Аким «Первый снег», Л. Воронкова
«Зима», С. Есенин «Поёт зима – аукает»;
9. Заучивание стихов к Новогоднему утреннику «Новогодние
приключения»;
10. Инсценировка русской народной сказки «Три поросёнка»;
11. Заучивание стихов к празднику «23 февраля» :
Н. Филиппова «Я хочу солдатом стать!», Н. Мигунова «Чудесный
праздник в феврале», В. Косовицкого «У меня пока игрушки!»;
12. Заучивание стихов к празднику «Масленица» :
А. Усачёва «Здравствуй, Масленица!», «Масленица – праздник вкусный!»,
«Золотистые как солнце.»;
13. Заучивание стихов к празднику 8 марта «Весеннее настроение»;
14. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Мамы разные нужны, мамы
всякие важны»;
15. Инсценировка стихотворения «Айболит и семеро котят»;
16. Инсценировка отрывка из стихотворения «Айболит» К. Чуковского; 3
17. Заучивание стихов ко «Дню Космонавтики» :
А. Вишневской «Я лечу в большой ракете», Аркадия Хайта «По порядку
все планеты.»;
16. Заучивание стихов к празднику «День Победы»;
17. Инсценировка стихотворения «Мы тоже воины».
18. Заучивание стихов к выпускному баллу «В добрый час»;
19. Инсценировка сказки «Сказка про девочку Алёнушку и зайчика».
Творческие работы:
1. Рисование. Тема: «Мой любимый сказочный герой» – формировать
умение отображать в рисунке характерные особенности образов
сказочных героев.
2. Рисование. Тема: «Осенняя погода» - формировать умение отображать в
рисунке характерные признаки осени.
3. Рисование. Тема: «Мамочкин портрет» - формировать умение передавать
в рисунке портретное сходство.
4. Рисование. Тема: «Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка» -
развивать творческое воображение.
5. Рисование. Тема: «Зимний вечер в городе» - рисование по представлению.
6. Рисование. Тема: «Пограничник с собакой» - закрепить умение рисовать
человека, соблюдая пропорции фигуры, изображать животное в
движении.
7. Аппликация. Тема: «Подарок маме» - закрепить умение работать
ножницами, создавать композицию цветов из бумаги.
8. Конструирование. Тема: «Космические корабли и станции» - закреплять
умение строить космическую технику из конструктора «лего», развивать
воображение.
9. Рисование. Тема: «Космическое пространство» - продолжать учить
изображать космические объекты, дополнять свой рисунок новыми
деталями.
10. Лепка. Тема: «Вечный огонь» - учить передавать в лепке символ памяти
о погибших воинах в годы ВОВ.
Работа с родителями:
Консультации:
1. «Показатели речевого развития детей 6-7 лет»;
2. «Познавательное семейное чтение»;
Рекомендации:
1. «Как организовать домашнее чтение»;
2. «Как превратить чтение в удовольствие».
3-й этап – заключительный.
1. Проведение итоговой диагностики.
2. Проведение КВНа «Узнай и назови стихотворение по первым строкам».
Цель: развивать память, внимание.
3. Создание музыкальных поздравительных открыток для родителей ко
«Дню матери» и «23 февраля»;
4. Участие детей во Всероссийских конкурсах чтецов «Главные слова о
Родине», «День народного единства»; 4
5. Участие во Всероссийской интернет-викторине «Солнечный свет» по
разным сказкам;
6. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей по речевому
развитию.
При реализации данного проекта сделаны следующие выводы:
Ожидаемые результаты проекта подтвердились :
1. У детей сформировался интерес к художественной литературе.
2. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.
3. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при
чтении стихотворений и драматизаций.
4. Дети различают жанры художественной литературы (проза, поэзия).
5. Расширился и активизировался словарный запас детей.
6. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.
7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
8. Дети с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок.
9. Сформировалась способность активно слушать произведение,
вслушиваться в художественную речь, эмоционально откликаться на содержание
произведения.
10. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше
времени проводить с детьми. Несколько семей стали регулярными
посетителями детской библиотеки.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Вся проведенная работа была активно использована в воспитательнообразовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В
дальнейшем, планирую продолжить работу в летний оздоровительный период по
этому направлению. Пополню библиотеку в группе интересными книгами с
яркими иллюстрациями, в театральный сундучок добавлю маски героев сказок.
Планирую пополнить театральный уголок новыми персонажами сказок.
Список литературы:
1. Антипина Е. П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего
дошкольного возраста. – М. Творческий центр»Сфера», 2006 – 168 с. ;
2. Бухвостова С. С. Формирование выразительности речи у детей дошкольного
возраста. С. С. Бухвостова – Курск: Академия Холдинг, 2013. – 178 с. ;
3. Машковцева Л. М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников
посредством театрализованных этюдов. /Л. М. Машковцева// Логопед. – 2014.
-№ 6. – с. 74-83;
4. Шевцова Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи /
Л. В. Шевцова. – сПб. : АСТ, Астрель, Харвест, 2014. – 224
5. Интернет ресурсы
5
Приложение 1
Методика «Исследование выразительности речи»
Цель: обследование характеристик выразительности речи.
Тестовые задания
1. Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при
пересказе текста вслед за педагогом.
Отмечается:
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
правильная, но с помощью воспитателя – 2 балла
неправильная – 1 балл
отказ от оценки – 0 баллов
2. Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевого
задания: при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с
инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь» :
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе
говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Отмечается:
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпе – 2 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпе –
1 балл
невозможность чтения стихотворения в заданном темпе 0 баллов
6
3. Определяется возможность одновременной реализации движений и речи
в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер»
и хлопать одновременно в ладоши». Воспитатель предварительно демонстрирует
образец.
Отмечается:
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов
4. Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, при
воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения.
Отмечается:
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
5. Обследование мелодико–интонационных характеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного
голоса при произнесении различного речевого материала.
Отмечается:
правильная, но с помощью воспитателя – 2 балла
неправильная – 1 балл
отказ от оценки – 0 баллов
6. Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое
ударение при произнесении речевого материала: воспитатель читает ребенку
фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее,
правильно расставив все логические ударения;
Отмечается:
ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой
сложности – 2 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 1
балла 7
невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов
Интерпретация результатов:
Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 7–13 баллов
Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 4–6 баллов
Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0–3 балла