Карасёва Ольга Ивановна
Конспект природоведческой экскурсии по территории детского сада «Весенняя экскурсия» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект природоведческой экскурсии по территории детского сада «Весенняя экскурсия» с детьми 5-6 лет.
Цель: Расширение навыка наблюдательности и обогащение знаний детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
-расширять навык наблюдательности и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;
-способствовать формированию интереса детей к природе;
-способствовать развитию основ экологического воспитания посредством экологических игр (игр – путешествий, дидактических).
Публикация «Конспект природоведческой экскурсии по территории детского сада „Весенняя экскурсия“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивающие:
-развивать наблюдательность, всматриваться в явления природы, замечать их изменения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе;
- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать;
-развивать умение участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе;
-прививать культуру поведения в природе.
Материал: письмо от Печтальона
Методы и приемы: Наглядный, словесный – загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.
Описание: Экологическая экскурсия направлена на развитие наблюдательности у детей старшей группы, а также знакомство с природой в весеннее время года.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, картинок о весне, о природе, птицах, растениях, насекомых; чтение художественных произведений о весне, загадывание загадок, разучивание песен, стихотворений о весне, беседа
Ход экскурсии:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, утром к нам в группу почтальон принёс письмо. А кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня.
(Весна)
Дети: Весна!
Воспитатель: Что вы знаете о весне? Расскажите.
Дети: Весна – это время года, которое наступает после зимы. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной оживает и просыпается вся природа.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? Ранняя весна – большое половодье. Весна да осень – на дню погод восемь. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Матушка весна всем красна.
Воспитатель: Весна – это удивительное время года. И сегодня Весна приглашает нас на экскурсию. Вот какое письмо она нам прислала: «Дорогие мои друзья! Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по территории вашего любимого детского садика, чтобы вы сами могли увидеть изменения, которые произошли в природе. Ещё, я посылаю вам карту-схему, где стрелочками указан маршрут путешествия и остановки. В конце этого увлекательного путешествия вас ждёт сюрприз. Желаю вам удачи. Ваша Весна.
Воспитатель: Ребята, вы готовы к путешествию?
Дети: Готовы!
Основная часть
Воспитатель: Я вас попрошу внимательно наблюдать и запомнить, что растет на участке. Я вам предлагаю отправиться пешком, ведь во время пеших прогулок можно увидеть все изменения в природе, которые происходят в то или иное время года, понаблюдать за птицами и насекомыми, внимательно рассмотреть почки и листочки на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте вспомним правила, которые надо соблюдать, чтобы не навредить природе.
Дети перечисляют правила поведения в природе:
-нужно ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава; нельзя ломать деревья и кустарники;
-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не спугнуть птиц;
-нельзя бросать мусор, а если увидишь мусор, надо подобрать его. Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Я уверена в том, что вы во время экскурсии не нарушите ни одно из этих правил.
Первая остановка «Неживая природа». Предложить детям посмотреть вокруг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в неживой природе с приходом весны? (Потеплело, от весеннего тепла растаял снег). Какая сегодня погода? (Ответы детей) Посмотрите на небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое). Есть ли на нём облака? (Ответы детей) Ребята, а вы знаете, из чего состоят облака?
Дети: Из мельчайших капелек воды.
Воспитатель: Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте и скажите, на что они похожи. Ребята, а есть ли сегодня на небе солнце? (Есть). Какое оно весеннее солнышко? (Яркое, лучистое, приветливое). Чем отличается весеннее солнышко от зимнего?
Дети: Зимой солнце не грело землю.
Воспитатель: А как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но ещё и греет?
Дети: Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза.
Воспитатель: Попробуем это сделать. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Вы почувствовали, что солнце пригревает?
Дети: Да, солнце грело лицо.
Воспитатель: Есть ли сегодня ветер? Как вы определили? А если есть ветер, то как можно сказать о погоде? (Погода ветреная). Ребята, вы заметили, как легко нам дышится весной! Давайте подышим свежим воздухом. Дыхательное упражнение «Вдох и выдох» (Вдохнуть глубоко воздух через нос и выдохнуть через рот (3 – 4 раза).
Воспитатель: Есть ли сегодня какие-либо осадки? Какие осадки выпадают весной? (Ранней весной может идти снег, дождь). Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает, в ней накопилось много влаги от растаявшего снега). Вот видите, сколько признаков весны мы выделили в неживой природе. Отправляемся дальше.
Вторая остановка «Деревья и кустарники» Посмотрите вокруг и скажите: какие деревья растут у нас на территории детского сада?
Дети: Берёзы, рябины.
Воспитатель: А кроме деревьев, что ещё растёт у нас на территории детского сада? (Кустарники). Чем кустарник отличается от дерева?
Дети: У дерева один большой ствол и оно высокое, а у кустарника много стволовых веток и он низкий.
Воспитатель: Посмотрите на деревья, кустарники и расскажите, что происходит с ними весной?
Дети: На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, появляются серёжки и уже распустились листочки, потому что на улице тепло.
Воспитатель: Ребята, я хочу проверить, хорошо ли вы знаете деревья и кустарники. Предложить игру «Раз, два, три, к названному дереву, кусту – беги!» (Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!»).
Воспитатель: Мы с вами в группе много читали о пользе растений. А какие лекарственные растения вы знаете?
Дети: (одуванчик, тысячелистник и т. д.)
Воспитатель: Верно, молодцы. А теперь посмотрите вокруг и скажите, пожалуйста, растут ли у нас одуванчики?
Дети: Растут, я вижу
Воспитатель: Давайте тогда понаблюдаем за ним.
Дети: У него есть большой желтый цветок, по которому ползают маленькие букашки и жучки. Есть стебель, он удерживает цветок и зеленые листочки.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Скажите, а раньше вы замечали одуванчики?
Дети: Нет, мы их не видели
Воспитатель: Как вы думаете, а почему они не росли
Дети: Потому что наступила зима и им было холодно, а сейчас им тепло и они выросли.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы настоящие знатоки природы. И это очень хорошо. Ведь человек не может жить отдельно от природы. Мы с вами часть природы. Сегодня я хочу предложить вам сходить в гости к дереву, которое растёт по всей территории нашей Родины и считается символом России. Загадать загадку о нём:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза).
Воспитатель: Правильно отгадали. Предложить детям подойти к берёзе и поздороваться с ней: «Здравствуй, берёзка», «Мы рады встречи с тобой». Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (По белому стволу). Сказать детям, что во всём мире нет дерева с белым стволом, кроме берёзы. Наблюдение за берёзой.
Предложить детям понаблюдать за берёзой, внимательно посмотреть на её веточки. Спросить, что вы видите на них? (серёжки и листочки, ползают жучки, они ищут себе еду). Предложить рассмотреть серёжки и маленькие листочки, спросить, какие они? Спросить, что скрывается в них? Сказать, что берёза украшает наш участок. Обратить внимание детей на то, что о берёзе сложено много стихотворений, песен, преданий – это самое красивое дерево.
Воспитатель: Лучшим подарком для берёзки и её подружек будет наша забота и внимание. Сказать детям, что нам пора двигаться дальше. Предложить попрощаться с русской красавицей берёзкой.
Следующий пункт нашей весенней прогулки «Птичья столовая».
Загадать загадку:
«В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей» (Кормушка). Спросить у детей: Какое значение имеет кормушка для птиц? (Зимой птицы прилетают к кормушке за кормом). Ребята, а вы помогали птицам зимой? Попросить рассказать как. (Изготавливали кормушки и насыпали в них: семечки, зёрнышки, хлебные крошки). А сейчас нужно продолжать подкармливать птиц? Почему? (Мало корма, насекомых и они голодные). Воспитатель: Весна – время возвращения перелётных птиц. Назовите перелётных птиц.
Дети: (Ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.).
Воспитатель: А каких птиц вы наблюдали у нас на участе?
Дети: Мы наблюдали голубей, летали вороны
Воспитатель: Прочитать стихотворение:
Под окном запрыгали воробушки,
Прилетели с юга журавли.
И запел певец весенний – скворушка
Песенки весёлые свои.
Спросить, каких птиц называют «вестниками весны»?
Дети: Ласточки
Воспитатель: Немножко не верно. Вестниками весны называют Грачей. Грач –он прилетает раньше всех птиц.
Воспитатель: Чем заняты птицы весной?
Дети: (Ремонтируют старые гнёзда, строят новые).
Воспитатель: Зачем птицы строят гнёзда?
Дети: (Чтобы отложить яйца, вывести птенцов, выкормить их).
Воспитатель: Из чего строят гнёзда птицы?
Дети: (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры и др.).
Воспитатель: Где птицы строят свои гнёзда?
Дети: (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле, в кустах).
Воспитатель: Можно ли разорять гнёзда?
Дети: Нет, потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Они разносят по земле семена ягод, трав, цветов.
Воспитатель: Правильно, птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины.
Сказать, что наше путешествие подходит к концу. Предложить ребятам ещё раз внимательно понаблюдать. Дети перечисляют всё, что увидели на улице во время экскурсии:
небо стало высокое и голубое;
солнце светит ярко и пригревает;
ночи стали короче, а дни длиннее;
вся природа просыпается от зимнего сна;
на деревьях и кустарниках набухают почки;
прилетают перелётные птицы с юга;
птицы строят гнёзда и выводят птенцов.
Предложить закончить наше путешествие стихотворением Владимира Орлова «Живой букварь»:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Хотели бы еще раз попутешествовать?
Сегодня у нас интересная экскурсия получилась, и погода на улице прекрасная! Давайте мы все улыбнемся друг другу, солнышку и, конечно же, деревьям и всем что нас окружает! А теперь я предлагаю вернуться в группу.