Елена Вертипрахова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Путешествие капельки»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Активизировать словарь детей, круговорот воды, звезда – шестилучевая, пластинчатый ёж, звёздчатый ёж, запонка, пушинка, столбики иглы.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Место организованной деятельности : старшая группа ДОУ.
Тип организованной деятельности : познавательно – исследовательская деятельность.
Оборудование: Календарь природы, схема «Круговорот воды в природе», схемы, свеча, ёмкость с водой холодной и горячей, зеркало, лёд, пробирки, изображение снежинок, стекло в рамке для изображения снежинок, канцелярский клей.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Развитие речи».
Виды детской деятельности : двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: Рассматривание снежных узоров на стекле, ведение дневника наблюдений, наблюдение в природе, беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.
Содержательная часть
Слышен звон колокольчика. Дети подходят к воспитателю.
- Сегодня я вам расскажу такую же волшебную как это звон колокольчика, сказку располагайтесь по удобней.
- Высоко-высоко, в своем белом снежном домике на большом облаке жила тетушка Погодушка. Зорко следила она за тем, что происходило в ее погодном королевстве, не частит ли дождик, много ли снега налила тетушка Метель. Садится тетушка Погодушка в свое кресло-качалку, берет в руки вязальные спицы и вяжет, наслаждаясь порядком в своем королевстве. Но все случается неожиданно, нежданно-негаданно, и именно так к нашей героине подкрался дядюшка Сон. А он известный шутник. Мирно двигаются спицы, петелька за петелькой.
- Покажем, как двигаются спицы.
Пальчиковая гимнастика
- Молодцы, красивые кружева получаются у вас.
- Уснула наша тетушка Погодушка. В своем мягком и пушисто облаке-кресле, и в Погодном Королевстве сразу же наступила путаница. Оставшись без присмотра тетушки Погодушки природные силы, стали ссорится между собой.
- Давайте вспомним, какая погода была в декабре месяце.
Анализ погоды по календарю природы.
Ответы детей: на первой неделе месяца шел дождь, а затем выпал снег и очень быстро растаял, на третьей неделе все подмерзло.
- У природы нет плохой погоды. И даже в таких частых изменениях можно найти положительные и отрицательные моменты.
- Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».
- Я предложение начну, а вы постарайтесь его закончить :
- Пришла зима это хорошо потому что (Будет праздник, можно кататься на горке, лыжах, коньках, лепить снеговиков)
- Но плохо, потому что (Стало холодно, нужно одевать много одежды, улетели певчие птицы, деревья потеряли разноцветную листву).
- Выпал снег, это хорошо, потому, что (Можно лепить снеговиков, сгребать его в кучи, укрывать деревья, землю).
- Но плохо, потому что (Трудно ходить по дорожкам, одежда становится мокрой).
- Дует ветер – это хорошо, потому, что (Разметает дорожки, разгоняет тучи., но плохо потому что можно простудится и заболеть).
- Пошел дождь это хорошо потому, что (Стало тепло, приятно слушать, как он стучит по стеклу, создает задумчивое настроение, питает влагой растения, но плохо очищает воздух).
- Плохо – потому что (Снег стал таять, появилась слякоть).
- От такого переполоха тетушка Погодушка проснулась, но вот беда, ветер шалил, клубок снежный укатил. Погодушке снежное покрывало вязать надо, а клубка нет.
- Чем мы можем помочь тетушке Погодушке? (Найти клубок, взять другой, попросить у кого-нибудь, сделать самим снежинки).
- Всеми вашими предложениями можно воспользоваться, но на это уйдет очень много времени. Я думаю, что мы можем подсказать тетушке Погодушке, где взять новую пряжу.
- Для этого сначала нужно ответить на вопрос из чего состоят снежинки? (Из воды).
- Проверим ваши ответы, положите на ладошку снег, что с ним произошло? (Растаял, появилась вода)
- Разве снежинка и капелька воды похожи? (Нет)
- Сегодня мы с вами узнаем, как вода превращается в снежинки?
- Я приготовила воду. Посмотрите внимательно, какая она? (Чистая, питьевая, прозрачная, бесцветная, жидкая, мокрая)
- Как мы можем, не трогая воду, определить холодная она или горячая? (Над горячей идет пар)
- Куда идет пар? (Вверх)
- Почему? (Он легкий)
- Какого цвета пар? (Белого)
- На что похож пар? (На туман)
- Давайте познакомимся с паром поближе и узнаем его тайны.
- Подержите ладонь над паром, так низко, как только можете.
- Какой пар (Горячий)
- Какого цвета пар внизу (Белого)
- Поднимите ладонь выше
- Почему не видите? (Когда пар был горячий, его было видно, а когда остыл – стал невидимый).
- Наберите по больше воздуха и выдохните.
- Что вы видите? (Когда пар был горячий, его было видно, а когда остыл, стал невидимый)
- А когда вы выдыхаете воздух на улице в мороз, что вы видите? (Пар)
- Почему так происходит? (На улице пар теплый, а воздух холодный, поэтому виден, а в группе пар и воздух тёплые, поэтому не виден).
- Возьмите зеркала и подышите на них что получилось?
- Проведите пальцем по зеркалу, что на пальце? (Вода).
- Во что превращается пар, когда остывает? (В воду).
- Как вы думаете, что происходит с холодной водой? (Испаряется)
- Давайте вспомним опыт, который мы проводили недавно.
Показ календаря наблюдений
- Почему воды стало меньше (Испарилась)
- А вы видели пар? (Нет)
- Почему не видели? (Потому что виден только в холодном воздухе)
- Значит, может испариться холодная вода? (Да, может только медленнее).
- Что такое лед? (Замерзшая вода).
- Испаряется ли лед? (Да).
- Давайте проверим. Вот у меня пробирка, куда я положила кусочек льда. Я нагреваю пробирку над огнем.
- Что происходит со льдом? (Он превращается в воду, затем в пар).
Выставляется схема.
- Конечно, ребята, вода в природе постоянно находится в движении. Испаряясь с земли, с поверхности морей, рек, озер она в виде пара поднимается в небо, где образуются облака. Облака остывая, собираются в тучи. Именно из этой тучи тетушка Погодушка может взять пряжу для снежинок.
Выставляется схема.
Физкультминутка
-Так сильно клубок, что очень далеко укатил клубок, давайте позовем его.
- Вот из облака тетушка Погодушка возьмёт пряжу будет вывязывать свои красивые снежные кружева.
- Снежинка – это кристаллики льда.
- Давайте, рассмотрим какие бывают снежинки. Их можно насчитать несколько десятков различных форм. Самая красивая шестилучевая звезда (1) это символ снега.
- Самая распространенная пластинчатый еж (2) она представляет собой десятки сросшихся пластинок.
- Если вместо пластинок срослись лучи, получаются звездчатый еж (3).
- Запонка (4) вытянутый столбик по концам прикрыт одинаковыми пластинками.
- (5) Пушинки – пластиночка с одной стороны густо обросла кристалликами инея.
- (6) Вытянутые тонкие кристаллики называется снежинка столбиками иглы.
- А у меня еще есть очень красивые снежинки.
Показ рисунка на стекле
- Давайте вместе сделаем такие же красивые снежинки. Тётушка Погода не успевает, поможем ей украсить.
- Вот у меня есть большое стекло на нем мы вместе нарисуем много красивых снежинок. Это задание будет трудным, т. к. краска волшебная. Когда вода испарится – мы увидим наши узоры.
- Что нового мы сегодня узнали? (Что вода испаряется, как вода превращается в снежинки, вода ходит по кругу)
- Чему научились? (Проводить опыты, рисовать на стекле).