Оксана Верёвкина
Конспект познавательного занятия «Волшебная земля. Свойства почвы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия, проведенного в старшей группе, на тему:
«Волшебная земля»
И. областей: познание, социально – коммуникативное.
И. цели: познакомить со свойствами земли, обогащать знания о природных ресурсах.
Задачи:
• образовательные: закреплять знания детей о росте растений, учить проводить исследования, делать выводы;
• развивающие: развивать любознательность, интерес к окружающему миру;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Почва. Исследуем почву
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывающие: формировать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: почва, лаборант, лаборатория, перегной.
Предварительная работа: посадка и наблюдение за прорастанием семян и развитием растений, знакомство с лупой и микроскопом;
Проведение беседы «Почему в пустыне и скалистых горах не растут растения»;
Рассказ воспитателя о понятии лаборатория и профессии лаборант, о правилах поведения в лаборатории.
Материал и оборудование: пластиковые стаканчики с землей и водой, одноразовые ложки, лупы - для каждого ребенка, колба с землей, стекло, стакан с песком, в котором отросток травы, и с камнями, халат для воспитателя и для детей, семена для посадки, микроскоп 3Д, стаканы с отверстиями на дне (с песком и землей, лейка с водой, поднос для стаканов с посаженными семенами, листок для обозначения даты посадки, карточки с обозначением правил поведения в лаборатории, схема: состав земли, ноутбук, телевизор, посылка с письмом, лепестки для обозначения настроения, влажные салфетки.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент: Посылка.
В: Ребята, к нам пришла посылка, давайте откроем ее и посмотрим, что же в ней лежит… Что это?
(показать детям стаканы с песком и камнями.)
В: Еще здесь есть письмо, давайте его прочитаем, может после этого нам будет понятно, что это за посылка.
(чтение письма)
Здравствуйте, ребята! Пишет вам домовенок Кузя! Я живу на чердаке дома, в котором находится ваш детский сад. У меня есть кошка, для которой я решил посадить травку, ведь всем известно, что кошкам весной нужны витамины. Я достал нужные семена, но не знал что с ними делать. Я решил посадить их в стаканчики с песком и камнями. Поливал каждый день, ухаживал, но к сожалению, у меня ничего не вышло. Что же я сделал не так, подскажите. Помогите мне. Буду ждать вашего ответа, домовенок Кузя!
2. Определение целей и задач занятия.
В: Ребята, давайте поможем Кузе. Как вы думаете, где лучше всего растут растения? Почему?
Дети: в земле.
В: Правильно, в земле. А вы знаете, что такое почва? Почва – это плодородный слой земли, благоприятный для роста растений. Что такое земля?
В: Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами отправимся в нашу лабораторию. Предлагаю всем одеть халаты для работы.
(дети одевают спец. халаты)
В: Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
ПРАВИЛА: громко не разговаривать, не кричать,
выполнять все задания под руководством взрослого, ничего не трогать без разрешения,
нельзя пробывать на вкус, не нюхать и не брать в рот предметы,
держать свое рабочее место в порядке.
не выбрасывать отходы в раковину.
3. Работа в лаборатории
В: Ну чтож, давайте вместе разбираться, что такое земля, почва. Мы с вами в лаборатории, а работник и лаборатории называются лаборанты. Садитесь за столы и давайте проведем несколько опытов.
ОПЫТ 1
В: Начнем с исследования земли. Возьмите стакан с землей и внимательно рассмотрите землю через лупу. Что вы видите?
Дети: кусочки листьев, корешков, травинки, веточки, песчинки, камешки.
В: Верно, я сейчас покажу вам это на экране. У меня есть 3Д микроскоп, через него я буду показывать вам из чего состоит земля в увеличенном виде. Смотрите, мы видим и песчинки и травинки и корешки. Это называется перегной.
В: Перегной очень полезен для роста растение, именно он делает землю пригодной для их роста.
(обозначить на схеме)
ОПЫТ 2:
В: Теперь возьмем ложкой землю и опустим ее в стакан с водой, Что вы видите?
Дети: пузыри
В: Это ребята, воздух. Он тоже присутствует в земле.
(обозначить на схеме)
ОПЫТ 3:
В: Проведем следующий опыт – наблюдение. Вчера мы с вами насыпали землю в колбу, накрыли ее стеклом. Посмотрим, что получилось.
Дети: на стекле капли воды.
В: Правильно. От нагрева вода в земле превратилась в пар, но он не смог испариться, встретил на пути преграду стекло. И сново стал капельками воды. Этот опыт доказывает, что в почве есть вода., влага.
(обозначить на схеме)
В: Теперь давайте сделаем вывод: В земле есть перегной, вода, воздух.
Дети (повторяют)
В: Молодцы, давайте немного отдохнем.
4. Физминутка
1,2,3,4,5, - будем руки поднимать,
Отдыхать умеет тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше…
И легко, легко подышим….
1,2,3,4,5 – топаем нога,
1,2,3,4,5, - хлопаем руками.
А теперь мы все пойдем
И места свои займем.
5. Беседа с детьми о скалистых и песчаных почвах.
В: Ребята, домовенок Кузя посеял свои семена в песок и камни. Что произошло?
Дети: в камнях ничего нет, в песке слабый росток.
(показ слайдов)
В: Как вы думаете, почему на скалистых горах не растут растения?
Дети: Нет перегноя и не удерживается влага.
В: как называется местность где везде песок?
Дети: пустыня.
В: Почему в пустыне не растут растения?
Дети: нет воды и перегноя.
ОПЫТ 4:
В: Давайте мы с вами это проверим, проведем еще один опыт.
В стаканах с песком и землей на дне, имеются отверстия. Я налью сейчас воды в стаканы, понаблюдаем, что произошло.
(наливаем воду поочередно, в стакане с песком вода просачивается быстро, в стакане с землей задерживается.)
Дети: земля удерживает воду, и песок нет.
В: Поэтому в пустыне очень мало растений, там не остается влаги для их роста.
В: Так что же нужно для роста растениям?
Дети…
(чтение стихотворения)
Чтоб смог расточек распуститься,
В земле он должен поселиться,
А мы польем его водицей,
Пускай скорей укоренится,
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет!
6. Практическая часть
В: Теперь давайте ребята, поможем домовенку Кузе вырастить травку для кошки. На столах у вас стоят стаканы с землей и семена, опустите несколько семян в землю…. Я помогу вам полить вашу рассаду.
В: Я зафиксирую нашу работу в альбоме. Посадили (указать число, мы будем наблюдать за ростками и отмечать в альбоме: первые ростки, окрепшие ростки….
В: Давайте скажем волшебные слова нашему росточку:
Уж ты семечко – зерно,
Ляжешь в борозду на дно,
Ты не бойся золотое,
Ничего что там темно,
К свету, к солнцу из земли
Ты ростки свои тяни.
В: Давайте составим наши стаканчики с рассадой на поднос и поставим на окно. А почему?
Дети: там солнышко и тепло.
7. Рефлексия
В: Давайте ребята сделаем вывод. Что нужно для роста растениям? А что такое почва? Из чего состоит земля?
Дети:….
В: После занятия мы с вами напишем письмо домовенку Кузе, и расскажем, как правильно посадить растение и куда.
В: А чтоб растения нас радовали и были здоровыми, нужно бережно к ним относиться, к природе в целом. Каккие правила вы знаете?
Дети: не мусорить, не жечь костры, не вырывать цветы.
В: Мне сегодня было приятно с вами работать. Вы молодцы. А теперь вы попробуйте: возьмите красный лепесток – если занятие понравилось и вы узнали что-то новое. И оранжевый лепесток – если настроение ваше никак не поменялось. Свои лепестки прикрепите в большой цветок на доске.
(дети самостоятельно выбирают лепесточек и оформляют цветок)