Ирина Яковлева
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Живая и неживая природа»
▼ Скачать
Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной к школе группе.
Тема: «Живая и неживая природа».
Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой при роды; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации: чтение стихотворения, обобщающая беседа, пояснение, объяснение, уточнение, поощрение, педагогическая оценка.
Методы организации учебно – познавательного процесса : игровой персонаж, показ, ТСО, демонстрация познавательного характера, наблюдение.
Практические методы: метод коллективных заданий, моделирование.
Словарь – (активный) живая природа, неживая природа, чистота, доброта, правдивость, трудолюбие, охрана, животный мир, растительный мир, травоядные, грызуны, хищники, тайга, северный полюс, пустыня; (пассивный) развивается, размножается.
Оборудование: ТСО – магнитофон, оформление лесной полянки (елочки, шишки, маски – шапочки (рыба, елочка, бабочка, птица, муравей).
Демонстрационный материал: 4 круга (зеленый, синий, красный, желтый, обозначающие природные зоны; карточки с изображением животных и птиц (клест, тигр, бурундук, рысь, лось, белка, лиса, бобр, кабан, заяц, еж, бурый медведь, дятел, соболь, верблюд, скорпион, змея, ящерица, сайгак, суслик, дрофа, хорек, сова, морж, тюлень, олень, медведь, песец, жираф, лев, носорог, зебра, слон.); кубики с изображением (белки, елки, земли, воздуха, солнца, воды, шишки, орехи, грибы).
Предварительная работа: цикл познавательных занятий по природным зонам : «Тайга и лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных и растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг (природа).
Ребенок рассказывает стихотворение «Нас в любое время года, учит мудрая природа…».
-Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе).
Да, нас окружает природа живая и неживая.
-А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? (*Живая природа : дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)
-Ребята, а природа нас чему-то учит? Чему? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе).
-А как она нас этому учит? Приведите примеры.
-Давайте сегодня поговорим о природе. А чтобы нам не было скучно, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.
Физкультминутка «Мы – шоферы».
Программа «Умники и умницы». (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).
-Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».
-Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко.
1. Что такое природа?
2. Как надо вести себя в лесу?
3. Лиственное дерево с белой корой?
4. Что значит «волка ноги кормят»?
5. Где раньше начинает таять снег – в лесу или городе?
6. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?
7. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?
8. Что птицам страшнее – голод или холод?
9. Большую часть территории нашей планеты Земля занимает вода или суша?
10. Назовите живую и неживую природу?
-Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.
-А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.
(Звучит заставка к программе «В мире животных»).
Физкультминутка «Только в лес мы пошли».
Программа «В мире животных»
-Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.
-Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания).
-А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой, местом произрастания).
-Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники).
-А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, желтый круг - пустыня и степи, красный круг – теплые страны).
(Дети должны доказать правильность своих действий).
-Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается).
(Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)
Программа «Клуб путешественников»
-Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».
-Оком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадкам.
Рыжая не лисица. Маленькая, не кошка.
Прыгает не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)
-Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле).
-На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки и поставьте под кубиком белки).
-А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода).
-Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.
-Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.
-Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду? (Все в природе взаимосвязано).
( Подаются сигналы слышен голос диктора: «Внимание, внимание! Впервые на экране очень нужная, полезная, новая и интересная программа «Помоги природе»).
Выступают дети в роли животных. Слушаются жалобы, бабочки, елочки, птицы, муравья, рыбы. Каждая жалоба обсуждается и дети дают советы как помочь.
Бабочка: Что за слон пришел к нам в лес?
Только шум стоит и треск?
Елочка: Все веточки мне обломал.
Бабочка: Крылышко мое сломал.
Птица: Сбил мое гнездо на ели.
Муравей: Разорил мой муравейник.
Рыба: Водоем мне загрязнил.
Елочка: И лесу сильно навредил.
-Ребята, кто же это мог сделать? Какими правилами поведения в природе мы можем помочь нашим гостям? (Нельзя трогать насекомых, громко включать музыку и не шуметь, животные очень тревожатся, вырубать деревья и ломать ветки, разжигать костры, разорять муравейники, оставлять мусор).
-Кто же еще, кроме человека, мог такое натворить? Ребята, ребята надо срочно все исправить. Давайте разделимся на две команды: первая команда уберет бумажный мусор, а вторая - пластиковый. Все нужно сделать не только быстро, но и аккуратно, чтобы не примять траву, не сломать веточки у деревьев и не напугать животных и птиц.
(Уборка мусора проводится, как конкурс).
-Ребята, посмотрите, как стало чисто.
Рыбы, птицы, звери
В душу людям смотрят.
Как будто просят нас
Люди, не убивайте зря.
Ведь море без рыб – не море.
Ведь небо без птиц – не небо.
Земля без зверей – не земля.
А нам без зверей нельзя.
1-й ребё нок: Давайте будем дружить друг с другом, 2-й ребё нок: Давайте будем к тому стремиться,
Как птица с небом, Чтоб нас любили
Как поле с лугом, И зверь и птица,
Как ветер с морем, И доверяли повсюду нам,
Трава с дождями, Как самым верным своим друзьям!
. Как дружит солнце со всеми нами!
3-й ребё нок: Давайте будем
Беречь природу
Для жизни и дружбы она нам дана!