Татьяна Дианова
«Воздушный океан». Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия «Воздушный океан».
Задачи:
• Расширять представления о воздухе, о способах его обнаружения, его свойствах;
• Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов,
• Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
• развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, восприятие, способности анализировать, сравнивать, развивать речь, смекалку, зрительную память, воображение.
• Воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха, окружающей среды.
Оборудование и материал: глобус, стакан, вода, открытка, чашка, стаканы с водой, трубочки, пакетики, шпажки, 3 баночки (апельсин, ванилин, чеснок, свеча, зажигалка, тарелка, веер из бумаги, лист А 4, акварель, кисти.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: (показывает глобус и читает стихотворение)
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них название есть –
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля.
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой
Любимую планету.
Воспитатель: (крутит глобус): Ребята, какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
Воспитатель: Ребята, мы свами знаем, что на земле есть океаны. Какие?
Дети: (предполагают) Тихий, Ледовитый.
Воспитатель: Как вы думаете, какой самый большой? Кто живет в океане?
А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана. Вы со мной согласны?
Давайте, проверим, так ли это или нет?
Воспитатель: ОПЫТ. Воздушный замок.
Воспитатель показывает пустой стакан. Что это? В нем есть что-то? (стакан пустой). Вы уверены в правильности своих ответов. Может быть у вас есть другие предположения? Тогда смотрите опыт. (Переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в чашку с водой, стакан не наполняется водой).
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух)
Наливаем в стакан воду, накрываем его сверху открыткой. Что произойдет, если стакан перевернуть?
Давайте проверим. Переворачиваем стакан. (Вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает? (Воздух давит на открытку снизу и прижимает ее к краю стакана)
Воспитатель: А что такое воздух? Что же еще вам известно о воздухе?
(ответы детей)
Это смесь газов, образующая земную атмосферу.
Воспитатель: Воздух окружает нашу Землю, и называется это пространство воздушный океан, т. е. тот океан, в котором мы живем.
Вы каждый день, каждый час, каждую минуту «купаетесь» в этом океане, не замечая этого. Поверхность Земли – это, по сути, дно воздушного океана. На самом дне, у поверхности земли, воздух плотный, густой, хотя мы с вами этого не чувствуем. Чем выше - тем плотность воздуха меньше. Если бы не было воздушного океана вокруг Земли, то через несколько минут она бы осталась безжизненной планетой, как Луна или Меркурий. Воздушная оболочка Земли – это удивительная «рубашка», которая помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода. Кроме того, воздушная оболочка защищает Землю от космических метеоритов. Воздушный океан, воздушная оболочка Земли, т. е. атмосфера Земли имеет несколько слоев. Самый важный слой нижний тропосфера (показ). В этом плотном нижнем слое образуется облака, рождаются грозы, ливни, снегопады. Самолеты и воздушные шары летают в атмосфере. А вынырнуть из воздушного океана можно только на космической ракете, это самый быстрый вид транспорта.
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? Давайте поиграем, поймаем воздух ладонями. Можно его поймать?
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакетики и попробуйте поймать воздух! (Берут пакетики и ловят воздух в группе). Закрутите пакетики! Что произошло с пакетами? (Ответы детей). Что там находится? (Ответы детей). Какой он? (Ответы). Вы его видите? (Ответы). Давайте проверим! Осторожно проколите палочкой, поднесите к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Правильно, воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать. «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
А зачем нам нужен воздух? (чтобы дышать). Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы почувствовали?
Физминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: У воздуха есть много интересных свойств, которые изучаются разными науками. А вы хотите изучить его свойства? (ответы детей)
Дальше предлагаю познакомимся со свойствами воздуха.
Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее. Что вы видите? (Ответы детей). Что выходит из воды с пузырьками? (Ответы детей). Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность? (Ответы детей). Правильно, воздух легче воды.
Опыт 1. Сухая бумага.
Взять пустой стакан, набить его бумагой, опустить в большую миску с водой стакан вверх дном. Вынуть и посмотреть, что стало с бумагой. (Бумага сухая, так как в стакан вода не попадает, в нем есть воздух)
Опыт 2 «Воздух при нагревании расширяется»
Воспитатель: - сейчас я вам покажу очень интересный опыт. На горлышко пластиковой бутылки надет воздушный шарик. Теперь попробуем поставить бутылку в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик сам стал надуваться. Почему? (ответы детей) Потому что воздух при нагревании расширяется.
Опыт 3 «Имеет ли воздух вес»
Взять палку длинной 60 см, на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам привязать 2 одинаковых воздушных шарика. Держать палку за веревочку. Проткнуть острым предметом один из шаров. Шар без воздуха стал легче. Воздух имеет вес. Как восстановить равновесие
Опыт №4 «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель: Ребята, имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Нет. Приклейте в блокнотах карточку «Воздух не имеет своего запаха». Воспитатель: Ребята, тогда почему на кухне пахнет пирожками, фруктами? Игра «Угадай по запаху». Воспитатель: Что вы чувствовали? (Ответы детей). Вы чувствовали запах того вещества, который я вам предлагала понюхать.
Опыт № 5 «Воздух движется»
Воспитатель: Ребята, мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем, как качаются деревья, бегут облака, крутиться вертушка, дует ветер в лицо. Ветер – это и есть движение воздуха. А в комнате как можно почувствовать движение воздуха? Как? Возьмите веер, помашите перед лицом. Что почувствовали? (Ответы детей).
Физкультминутка «Деревья»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз- наклон и два- наклон,
Зашумел листвою клён.
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад- вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать-
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь пошли.
Воспитатель: Я тоже хочу показать вам опыт, ребята.
Опыт. Горящая свеча.
Зажечь свечу, над пламенем подержать фарфоровую чашку (блюдце). Затем показать образовавшуюся на ней копоть. Педагог предлагает потрогать блюдце пальцем. Какой стал палец? Такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух.
Воздух – это удивительная оболочка Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, тогда бы все живое погибло под палящими лучами солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха и поэтому космонавты запасаются воздухом с земли.
- Но что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы детей)
- Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух.
- Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. - Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух). Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха).
- Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим.
- Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
- Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? Необходимо спасать воздух от загрязнения. Для этого существуют специальные установки, чтобы улавливать вредные вещества и не выпускать их в воздух. Охрана чистоты воздуха – очень важное дело.
На заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
- Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
- Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? Что категорически запрещено делать в лесу? (Ответы детей)
- Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Вернемся к нашему глобусу (рассаживаются на ковре). Посмотрите, чего больше на Земле – воды или суши? Вот два круга зеленый и синий. Какой мы из них возьмем, чтобы показать сушу. (Зеленый). Почему? Он меньше, чем синий. Второй круг – синий; это вода на Земле. А этот третий круг. Что он показывает? Да, он показывает, сколько на Земле воздуха. Его больше чем воды или меньше? А чем суши? Вот теперь видно, чего больше всего на свете, а чего меньше. Воздушный океан самый большой.
Воспитатель
Что мы сегодня на занятии узнали нового и интересного о воздухе?
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей)
А сейчас давайте нарисуем рисунок с помощью воздуха, такая техника называется – кляксография. Дети на заранее приготовленный фон наносят небольшое количество гуаши, затем на это пятно дуют из трубочки в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни трубочки. Дети под тихую музыку выполняют задание.
В: Вот какие молодцы! Удивительные рисунки получились