Ксения Шимонюк
Конспект занятия с элементами интеграции для детей с ТНР в группе компенсирующей направленности «В поисках науки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В поисках науки»
Группа/возраст : подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, 6 - 7 лет.
Форма проведения: познавательное занятие с элементами интеграции
Цель – формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;
2. Формировать у детей навыки словообразования.
Коррекционно-Развивающие:
1. Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;
2. Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;
3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-Воспитательные:
1. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;
2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
План:
1. Организационный момент – «зарядка для ума», мотивация; 2 мин.
2. Основная часть. 25 мин.
2.1. Игра «Договори слово» - подбор слов на определенный слог; 2 мин.
2.2. Эксперименты с бумагой – 6 мин.
2.3. Игра «Подбор слов по рифме» - словообразование; 2 мин.
2.4. Эксперименты с пластмассой – 6 мин.
2.5. Игра «Составь слово» - составление слов по первым звукам; 2 мин.
2.6. Эксперименты с металлом – 6 мин.
2.7. Игра «Выложи слово» - конструирование слова из различного материала; 2 мин.
3. Итог занятия – выводы, формирование умения делать умозаключения; 2 мин.
Ход:
I. Организационный момент:
Воспитатель: В нашей группе яркое солнышко сияет!
Здесь ребята дружные, это каждый знает!
Вы ребята дружные, я это точно знаю. Но я хотела бы узнать насколько вы внимательные и сообразительные. Отгадайте мои загадки:
• Чашка без ручки (стакан)
• Стул без спинки (табурет)
• Кофта без рукавов (жилет)
• Дерево без веток (ствол, бревно)
• Окно без стёкол (рама)
• Кепка без козырька (берет)
• Подушка без перьев (наволочка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь я уверена и в вашей сообразительности. Сегодня я хочу поговорить с вами о науке.
Воспитатель: Ребята, этот год 2021 объявлен Годом науки и технологии. А как вы думаете, что такое НАУКА?
Предполагаемые ответы детей : когда много знают и т. д.
Воспитатель: Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.
Воспитатель: А как называют людей, которые занимаются наукой?
Предполагаемые ответы детей : учёные.
Воспитатель: Правильно, ребята. Человек, который занимается наукой, все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями – это учёный. Учёный- это такая профессия. Очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения. Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает, делает опыты, экспериментирует.
Воспитатель: А как вы думаете, где работают учёные?
Предполагаемые ответы детей : в лаборатории
Воспитатель: Правильно. Ученые работают в лабораториях.
Воспитатель: Чем они занимаются?
Предполагаемые ответы детей : изучают, проводят исследования, опыты.
Воспитатель: Всё правильно. Учёные задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, где обо всем можно прочитать.
Воспитатель: А вы бы хотели стать учёными, исследователями?
Предполагаемые ответы детей : Да
II. Основная часть.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в лабораторию и предлагаю вам стать учёными-экспериментаторами.
Воспитатель: Надевайте фартуки, нарукавники, шапочки и проходите в лабораторию. (Воспитатель и дети надевают халаты, нарукавники, шапочки)
Воспитатель: В лабораториях работают учёные-теоретики, которые изучают науку по книгам, рукописям, много читают, делают выводы, и учёные-экспериментаторы, которые используя знания учёных-теоретиков, делают опыты, проводят исследования и эксперименты.
Воспитатель: В нашем научном центре работает учёный-теоретик Ксения Викторовна.
Ученый – теоретик: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в научный центр, где вы будете изучать и знакомиться со свойствами разных материалов. Но прежде, чем мы приступим к опытам, давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории. А подскажут нам карточки-символы.
Предполагаемые ответы детей :
1. Соблюдайте тишину в лаборатории;
2. Ничего не трогать без разрешения;
3. Работать только на своём месте – и убирать своё рабочее место;
4. Соблюдать осторожность;
5. Не пробовать на вкус.
Воспитатель: Спасибо!
Воспитатель: Итак, ребята, в нашем научном центре три лаборатории, которые занимаются изучением разных материалов: бумаги, пластика и металла.
Воспитатель: Прошу проходите в лабораторию по изучению свойств бумаги.
1. Игра «Договори слово»
Ученый-теоретик: Ребята, перед тем как вы приступите к своим исследованиям, у меня для вас будет задание. Посмотрите на картинки. Сейчас я вам буду произносить первый слог, а вы должны будете найти подходящую картинку и договорить недостающий слог в этом слове. (Например : бума -(га, кар –(тон, во –(да, и т. д.)
Воспитатель: Теоретически вы подготовлены, теперь приступим к исследованиям свойств бумаги. Да ребята ещё нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Воспитатель: Мы с вами как исследователи будем проводить эксперименты, а учёный-теоретик Ксения Викторовна будет записывать результаты исследований в таблицу.
Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она?
Дети по очереди исследуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства.
Предполагаемые ответы детей : гладкая, тонкая, толстая, мягкая, шероховатая и т. д.
2. Эксперименты с бумагой.
Воспитатель: А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов.
Эксперимент №1 Возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его. Мнется?
Предполагаемые ответы детей : бумага мнётся, картон плохо мнётся.
Воспитатель: Теперь согните бумагу и картон. Сделайте вывод.
Предполагаемые ответы детей : бумага хорошо сгибается, картон – плохо.
Воспитатель: А теперь скрутите бумагу и картон. Что произошло? Почему?
Предполагаемые ответы детей : бумага хорошо скручивается, картон – плохо.
Воспитатель: Делаем вывод: чем толще бумага, тем труднее она мнётся, скручивается, сгибается.
Эксперимент №2. А теперь проверим бумагу на прочность. Порвите её. Рвется?
Предполагаемые ответы детей : бумага рвётся.
Воспитатель: А теперь порвите картон.
Воспитатель: Что было легче порвать бумагу или картон? Почему?
Бумага рвётся легче, чем картон, потому что она тоньше.
Воспитатель: Значит, делаем вывод. Бумага рвется, а значит она непрочная. Картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
Эксперимент №3. А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Предполагаемые ответы детей : салфетка быстро намокла, а альбомный лист - нет.
Воспитатель: Правильно. Значит, от чего зависит скорость намокания бумаги?
Предполагаемые ответы детей : от толщины бумаги.
Воспитатель: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
Воспитатель: Результаты проведённых экспериментов занесены в таблицу исследования.
Воспитатель: Предлагаю вам перейти в лабораторию по изучению свойств пластмассы. По традиции мы сначала обращаемся к учёному-теоретику Ксении Викторовне.
3. Игра «Подбор слов по рифме»
Ученый - теоретик: Ребята, вновь пришло время теоретически подготовиться вам перед следующими исследованиями! Посмотрите на картинки и назовите их. А, теперь, ребята, найдите пары слов, которые рифмуются друг с другом. И по очереди, самостоятельно подберите пары картинок, названия которых рифмуются между собой (Например : пластмасса – касса, металл – бал, бумага – шпага, воздух – подсолнух, картон – бетон, вода – еда, палка – галка, стекло – тепло, свечка – печка и т. д.).
4. Эксперименты с пластмассой.
Воспитатель: Теоретически вы подготовились, перейдём к исследованиям.
Эксперимент №1. У вас на столе есть соломинка из пластмассы, попробуйте ее согнуть. Что происходит с соломинкой?
Предполагаемые ответы детей : она гнётся.
Воспитатель: Верно, она гнется. Какой можем сделать вывод?
Предполагаемые ответы детей : пластмасса может быть гибкой.
Воспитатель: А сейчас попробуйте согнуть пластмассовую линейку. Сделайте вывод, от чего зависит гибкость пластмассы?
Предполагаемые ответы детей : от толщины пластмассы.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Эксперимент №2. Ребята, а пластмассу можно разрезать ножницами? Попробуйте порезать соломинку и пластмассовую линейку.
Воспитатель: Какая пластмасса режется?
Предполагаемые ответы детей : тонкая.
Воспитатель: Да, верно, тонкую пластмассу можно разрезать.
Эксперимент №3. Теперь давайте проверим пластмассу на прочность. Уроните пластмассовый стаканчик на пол. Что произошло?
Предполагаемые ответы детей : не разбился.
Воспитатель: Почему? Какой сделаем вывод?
Предполагаемые ответы детей : пластмасса не хрупкая.
Воспитатель: А теперь попробуйте сами назвать какими свойствами обладает пластмасса.
Предполагаемые ответы детей : лёгкая, гладкая на ощупь, прозрачная и т. п.
Воспитатель: Молодцы исследователи. Учёный-теоретик все ваши выводы зафиксировал в таблице исследований.
Воспитатель: Предлагаю перейти в третью лабораторию по изучению свойств металла. И предаю слово учёному-теоретику Ксении Викторовне.
5. Игра «Составь слово по первым буквам»
Ученый-теоретик: А, вот ещё одно задание для вас, ребята, постарайтесь ответить на него правильно. Возьмите карточку с картинками и карточки с буквами. Нужно выбрать те карточки с буквами, которые соответствуют первой букве изображенного предмета. Если все буквы будут выставлены правильно, то вы сможете прочесть слово (В картинках зашифровано слово «Знания»).
6. Эксперименты с металлом.
Воспитатель: А сейчас переходит к исследованию свойств металла.
Эксперимент №1. Возьмите любой металлический предмет и опустите его в воду. Что произошло?
Предполагаемые ответы детей : он утонул.
Воспитатель: Почему это произошло? Какой сделаем вывод?
Предполагаемые ответы детей : металлические предметы тяжёлые.
Эксперимент №2. А сейчас возьмите магнит и проводите магнитом над мелкими предметами.
С помощью магнита дети находят металлические предметы на столе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.)
Воспитатель: Что произошло?
Предполагаемые ответы детей : магнит притянул мелкие металлические предметы.
Воспитатель: Значит можно сделать вывод - металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
Эксперимент №3. Зажмите одну монетку в руке и подержите её. Что через некоторое время произойдёт с монеткой?
Предполагаемые ответы детей : она нагреется.
Воспитатель: Значит, делаем вывод, что металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
7. Игра «Выложи слово»
Ученый-теоретик: Ребята, вы такие молодцы! Провели большое количество опытов и экспериментов. А, теперь, выполните последнее мое задание. Посмотрите, на столах есть различные предметы - палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Я вам предлагаю выложить слово «Наука», но не из простых букв, а из материала, который больше всего вас заинтересовал и наиболее удобный для выкладывания слова «Наука».
III. Итог занятия.
Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами провели множество опытов с разными материалами. Результаты опытов учёный-теоретик Ксения Викторовна занесла в таблицу. Скажите, ребята, а вам понравилось быть учёными и проводить эксперименты?
Предполагаемые ответы детей : да, понравилось.
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?
Воспитатель: С каким материалом вам больше всего понравилось экспериментировать?
Воспитатель: Что в научной лаборатории вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Наука не стоит на месте. Ещё много в мире неизвестного и загадочного, и кто знает, может именно кто – то из вас станет в будущем великим ученым и придумает много всего интересного и увлекательного. А пока мы вам желаем успехов в учебе и интересных открытий.
Учё ный-теоретик: Вы молодцы, ребята, были настоящими исследователями. На память о нашей встрече я хочу подарить вам блокноты для ваших научных наблюдений. До новых встреч.
Дидактические материалы: счётные палочки, нитки, пуговицы, карандаши; предметные картинки; карточки-символы «Правила поведения в лаборатории»; таблица «Результаты исследований»; бумага: альбомная, картон, салфетки; ёмкости с водой; трубочки для коктейлей, пластиковые стаканчики, пластмассовые линейки, ножницы; металлические предметы: пластины, гайки, болтики, скрепки; магниты; монеты; блокноты.
Методическая литература, интернет-ресурсы :
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2014 г.
2. Белько Е. Весё лые научные опыты дома С-П: Питер Пресс, 2016 г.
3. Султанова М. Простые опыты с бумагой М: Хатбер-пресс, 2016 г.
4. Султанова М. Простые опыты с водой М: Хатбер-пресс, 2016 г.