Елена Наседкина
Конспект занятия «Тайна пустыни»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы:
Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Творчество»
Тема: «Тайна пустыни»
Раздел: «Ознакомление с окружающим», «Экология»
Цель: Закрепить знания о свойствах песка. Формировать познавательные процессы и активизацию умственной деятельности. Познакомить с обитателями пустыни и характерными для них чертами приспособленности обитания в безводной местности. Развивать навыки экспериментирования, воображения, памяти, зрительного восприятия. Обогащать активный и пассивный словарь. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Предварительная работа: беседа с детьми о пустыне, рассматривание иллюстраций животных, живущих в пустыне.
Оборудование: песок, воздушный шар стилизованный под профессора, коробочка с песком, рюкзак, пластмасовые стаканчики 10штук, лупы 10штук, трубочки 10 штук, бутылочка с водой 10 штук, глобус, емкости для песка, ленточки желтого цвета 10штук, игрушечная ящерица, кепка на каждого ребенка, видео и звуки пустыни, видео техники рисования по песку, салфетки, картинки с цветным песком на каждого ребенка.
Этапы
деятельности Действия
воспитателя Деятельность
детей
Мотивационно-
побудительный Ребята, давайте поздороваемся с гостями
«Встанем мы в веселый круг, Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся». Мы с вами будем передавать вот это веселое солнышко и пусть между нами пробежит лучик тепла и мы поближе друг с другом познакомимся.
-Меня зовут Елена Евгеньевна. А тебя?
-Сегодня к нам на занятие пришли гости.
Вы, наверно заметили, что один гость очень необычный (воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо).
Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И, наверно не спроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил (достает коробочку с песком).
-Ребята, здесь загадка, давайте мы ее отгадаем и тогда узнаем, какой сюрприз нам приготовил Шар Шарыч. Слушайте загадку:
«Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и настройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Он может быть мелкий –
В ладошке лежать.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?»
-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали?
-Правильно это песок.
-Где в природе можно увидеть много песка?
Не зря Шар Шарыч принес нам коробочку с песком. Он хочет, чтобы мы узнали много интересного о песке.
-А куда мы сейчас отправимся, вы догадаетесь сами.
Загадка: «Здесь песок один повсюду,
Дождик здесь подобен чуду. Прямо с самого утра
Здесь ужасная жара.
И воды мы не найдем
Здесь, ребята, днем с огнем».
-Молодцы! Это пустыня.
-А чтобы отправиться в пустыню, мы должны узнать где же она находится?
-Ребята, что это? (Показывает детям глобус)
-А что такое глобус?
-Как мы сможем найти пустыню на глобусе?
-Давайте мы ее найдем?
-Но а чтобы отправиться в пустыню нам нужно взять с собой несколько предметов.
-Что мы с собой возьмем? (подводит детей к столу с разными предметами)
-Почему ты взял воду?
-Какая погода в пустыне?
- Почему мы берем кепку?
-Рюкзак мы собрали, настроились и можно отправляться в путешествие.
-Профессор Шар Шарыч поможет нам очутиться в пустыне.
«Друг за другом мы пойдем и в пустыню попадем»
Ходят по друг за другом и доходят до пустыни (шум пустыни, слайды) Здороваются с гостями.
Дети становятся в круг, повторяют слова за воспитателем, затем поочереди называют свое имя, передавая веселое солнышко.
Проявляют неподдельный интерес к происходящему, обращают внимание на необычного гостя.
Внимательно слушают воспитателя, запоминают, рассматривают коробочку и проявляют любопытство.
Слушают внимательно загадку, пробуют догадаться, что там находится.
Осмысливают загадку и воспроизводят ответ: песок, поясняют и доказывают.
Открывают коробочку, изучают содержимое и приходят к выводу, что там находиться песок.
Отвечают на казахском языке песок – м.
Используют различные ответы: в песочнице, во дворе, в пустыне и т. д.
Осознают данную мысль Шар Шарыча: узнать много интересного.
Настроились, заинтересовались и внимательно вслушались в загадку.
Осмыслили данную загадку и воспроизвели ответ: пустыня.
Обращают внимание на воспитателя и поясняют, что этот предмет глобус – шар нашей земли.
Отвечают и разъясняют, что пустыня на глобусе обозначена желтым цветом.
Находят пустыню и показывают ее на глобусе.
Дети подходят к столу, выбирают предметы и поясняют для чего они нужны.
Объясняют, потому что в пустыне очень жарко и захочется пить.
Рассказывают, что светит ярко солнце и напечет нам голову, поэтому мы возьмем с собой кепку. Находят ответ и воспроизводят его
Солнце.
Собрали все свои рюкзаки, одели кепки и настроились на путешествие.
Дети становятся в круг друг за другом и повторяют слова: «Друг за другом мы пойдем и в пустыню попадем». Слышат звуки пустыни и видят слайды с изображением пустыни.
Организационно -поисковый -Ребята, посмотрите, мы добрались до пустыни?
-Как вы догадались, что эта пустыня?
-Кто обитает в пустыне?
-Давайте мы подойдем к песку и его потрогаем.
1. Опыт № 1.“ Свойства песка”
-Какой он?
-Как вы думаете, почему ящерица спряталась в песок?
-Ребята, что то я не пойму, песок какой –то необычный, интересный? Как мы можем рассмотреть его поближе. Что нам нужно для этого?
-Что мы видим, исследуя песок под лупой?
-Ребята в пустынях бывают песчаные бури.
-Кто знает, что такое песчаная буря?
Песчаная буря – перенос огромного количества песчаных частиц. (Видео)В последствии этого появляются песчаные барханы. (Видео, фото)
-А что помогает переносить эти песчаные частицы?
Опыт № 2.“Песчаная буря”
-Возьмем трубочки и создадим песчаную бурю в пустыне.
-Давайте мы с вами прогуляемся по пустыне. Остановимся здесь и продолжим свои исследования.
-А когда идет дождь, что происходит с капельками дождя?
-Так давайте проверим?
Опыт № 3: «Что происходит с водой в пустыне?»
Возьмите каждый стакан, бутылочку с водой, наберите песок в стакан и налейте туда воду и пронаблюдайте за водой.
-Каким стал песок в стакане?
-Ребята, отставьте свои стаканы и потрогайте песок. Можно из этого песка сделать песочные постройки: замки, тоннели, зверей, героев из сказок и т. д.
-А из какого можно?
-Давайте мы с вами что-нибудь создадим из песка.
-Умнички! Получились красивые композиции из песка.
-А что еще можно делать на песке?
-Так давайте мы что-нибудь нарисуем?
Вытираем руки и отправляемся дальше гулять по пустыне.
Опыт № 4: Техника: «Рисование песком на стекле»
-Ребята, а вы знаете, что есть такая техника рисование песком. Посмотрите как это красиво и забавно.
-Попробуем с помощью техники рисования песком создать свою композицию на стекле. Внимательно осматриваются и высказывают свои эмоции и мысли.
Объясняют, что здесь много песка, обитают верблюды и другие животные. Отвечают верблюд.
Дети подходят к песку, присаживаются и начинают рассматривать его.
Дети трогают руками песок, пересыпают с одной ладошки на другую и поясняют свойства песка: сухой, сыпучий. Неожиданно находят ящерицу в песке и поясняют, что ящерица спряталась в песке из-за жаркого солнца и от врагов.
Дети вспоминают о лупе в рюкзаке, достают ее и исследуют песок.
Делают вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные.
Осмысливают, вспоминают, отвечают или внимательно слушают и запоминают.
Обдумывают и находят ответ: сильный ветер.
Достают трубочки с рюкзака, набирают воздух и выдувают его через трубочку, создавая песчаную бурю.
Передвигаются по пустыне и останавливаются на другом месте для продолжения исследований.
Отвечают и поясняют – что вода просачивается сквозь песок.
Проводят следующее исследование: достают стакан из рюкзака, бутылочку с водой, набирают песок в стакан и наливают туда же воду и наблюдают, что происходит с водой и песком и делают вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
Дети поясняют: мокрым.
Отставляют стаканы, обследуют песок и отвечают: нельзя из сухого песка построить какие-нибудь постройки.
Поясняют, что в песок нужно налить воды, он станет мокрым и с него можно делать различные постройки.
Дети с удовольствием наливают воду в песок и создают различные постройки.
Осознают и высказывают свои мысли – рисовать различные силуэты, сюжеты.
Достают палочки из рюкзака и рисуют по песку.
Вытирают руки и продолжают путь по пустыне.
Внимательно смотрят на экран, проявляют интерес, запоминают технику выполнения.
С удовольствием приступают к работе и создают свои шедевры.
Рефлексивно - корригирующий -Ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Встанем друг за другом и профессор Шар Шарыч нам поможет возвратиться обратно.
-Вам понравилось наше путешествие?
-На память о нашем путешествии, я хочу вам подарить картинки: рисование цветным песком.
-Скажем спасибо профессору Шар Шарычу, что он нам помог попасть в пустыню и узнать много чего интересного.
-Попрощаемся с нашими гостями. Дети становятся друг за другом и повторяют такие слова: «Друг за другом мы пойдем, в детский садик попадем»
Отвечают все вместе.
Обрадовались, поблагодарили воспитателя.
Дети благодарят профессора Шар Шарыча за интересное путешествие и прощаются с гостями.
Предполагаемый результат:
Воспроизводят: обитателей пустыни и их характерные признаки.
Понимают: и изучают свойства песка.
Применяют: навыки экспериментирования.