Марина Викторовна Лобанова
Конспект познавательного занятия «Кто и как считает и измеряет время?» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать у детей интерес к понятию «время» (рассказать об интересных фактах, разных способах и средствах измерения, фиксирования времени).
Организация вида деятельности
Педагог подводит детей к часам.
Педагог. Что это такое?
Дети. Часы.
Педагог. Зачем в группе висят часы?
Дети отвечают, высказывая свои предположения.
Кому они нужны? Зачем они?
Дети высказывают предположения.
Что делают часы? Для чего их создали?
Дети. Часы показывают, измеряют время.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Кто и как считает и измеряет время?“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Педагог. Вы правильно сказали, что часы измеряют время. А что такое время? Люди всегда думали об этом, искали ответ на этот вопрос. Время было всегда! Не было нас, людей, а время было и всегда бежало вперед.
Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Повторите его.
Дети повторяют.
В нем угадываются слова «время» и «вертеть». Проходит лето, приходит осень. И эта осень – новая осень, а вовсе не та, что была в прошлом году. И день «сегодня» совсем не был «вчера».
Дети и педагог сравнивают то, что было вчера и сегодня.
Время не возвращается. Время идет только вперед. Люди всегда пытались измерять время. Разные народы считали его по-разному.
Используется наглядность часов.
Еще в глубокой древности человек подметил: солнце по небу идет, а тень от дерева словно за ним тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. У этих часов был циферблат с числами от 1 до 12, совсем как в современных часах. (Показывает циферблат часов, висящих в группе.)
Но в отличие от современных часов, у которых есть стрелки, у солнечных вместо них была тень от колышка или треугольной дощечки. Солнце идет по небу, тень – за солнцем, как бы движется по циферблату, показывает время. Но ночью и в облачные дни солнечные часы не работают (нет солнца – нет тени).
Говорят: «Время течет». Когда-то время действительно текло. Где? В водяных часах. Из одного сосуда в другой по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался – и днем и ночью работали такие часы. Нужно только воды подливать!