Марина Викторовна Лобанова
Конспект познавательного занятия «Кто и как считает и измеряет время?» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать у детей интерес к понятию «время» (рассказать об интересных фактах, разных способах и средствах измерения, фиксирования времени).
Организация вида деятельности
Педагог подводит детей к часам.
Педагог. Что это такое?
Дети. Часы.
Педагог. Зачем в группе висят часы?
Дети отвечают, высказывая свои предположения.
Кому они нужны? Зачем они?
Дети высказывают предположения.
Что делают часы? Для чего их создали?
Дети. Часы показывают, измеряют время.
Темочки:
Педагог. Вы правильно сказали, что часы измеряют время. А что такое время? Люди всегда думали об этом, искали ответ на этот вопрос. Время было всегда! Не было нас, людей, а время было и всегда бежало вперед.
Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Повторите его.
Дети повторяют.
В нем угадываются слова «время» и «вертеть». Проходит лето, приходит осень. И эта осень – новая осень, а вовсе не та, что была в прошлом году. И день «сегодня» совсем не был «вчера».
Дети и педагог сравнивают то, что было вчера и сегодня.
Время не возвращается. Время идет только вперед. Люди всегда пытались измерять время. Разные народы считали его по-разному.
Используется наглядность часов.
Еще в глубокой древности человек подметил: солнце по небу идет, а тень от дерева словно за ним тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. У этих часов был циферблат с числами от 1 до 12, совсем как в современных часах. (Показывает циферблат часов, висящих в группе.)
Но в отличие от современных часов, у которых есть стрелки, у солнечных вместо них была тень от колышка или треугольной дощечки. Солнце идет по небу, тень – за солнцем, как бы движется по циферблату, показывает время. Но ночью и в облачные дни солнечные часы не работают (нет солнца – нет тени).
Говорят: «Время течет». Когда-то время действительно текло. Где? В водяных часах. Из одного сосуда в другой по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался – и днем и ночью работали такие часы. Нужно только воды подливать!