Ольга Устинова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Они сражались за Родину»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Они сражались за Родину»
Цель: Продолжать учить подбирать синонимы к слову «смелый»; родственные слова к словам «герой», «защита», «война». Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества. Развивать эмоционально-ценностное отношение к нашей Родине. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Развивать художественные и творческие способности.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Они сражались за Родину“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Использование возможностей технических средств обучения: Использование аудиозаписи, ноутбук.
Оборудование и материалы: свеча, фотография могилы Неизвестного солдата, фотографии военных лет, письмо с фронта, фотографии ветеранов нашего города, ноутбук, песни военных лет, бумага, трафареты голубей, карандаши, ножницы.
Интеграция образовательных областей: углубление полученных знаний и практических навыков; формирование познавательной мотивации; развитие творческих способностей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихотворений о войне, рассматривание иллюстраций, беседы о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества, заучивание стихов, песен о войне, встречи с ветеранами ВОВ, участие в всероссийском конкурсе «68 лет Победы».
Ход занятия
Предлагаю детям сесть в кружок и зажигаю свечку.
Воспитатель (вполголоса) :
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Предлагаю детям посмотреть на горящую свечку и рассказать, какие чувства она вызывает
На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях дети могли смотреть на пламя и думать о чем-то? (В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку.)
Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата. (Включается слайд с изображением могилы неизвестного солдата и фонограмма песен военных лет.)
Кто из детей был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? (Выслушиваются ответы детей.)
Почему могила называется могилой Неизвестного солдата? (Дети высказывают свои предположения.)
Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, павших на поле битвы во время последней большой войны. Она называлась Великой Отечественной войной.
Много лет назад на нашу страну напали фашисты во главе с Гитлером.
Летним утром на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских
Это значит - против нас.
(Слайды военных лет, фонограмма голоса диктора о начале войны)
Это была очень страшная война. Это была война с фашистами, которые хотели захватить нашу страну, бомбили наши города, жгли деревни и убивали людей. Фашисты хотели завоевать нашу страну и превратить наш народ в своих рабов Имя этого страшного человека Адольф Гитлер. Он со своей армией напал на нашу страну. Все люди поднялись на защиту своей Родины. Защита Отечества - долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг – все русские люди и стар и млад поднимались на борьбу. Много солдат полегло на поле боя. Но победа осталась за теми, кто защищал свою Родину от захватчиков.
Много солдат погибло в боях на той войне. (Слайд могилы Неизвестного героя. Фонограмма песни военных лет). Не всех убитых могли опознать, не у всех находили документы. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно».
«А что значит вторая часть надписи: «Подвиг твой бессмертен»? (Дети высказывают свои предположения.)
Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить: похороненные здесь солдаты погибли, защищая Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков.
«Как дети думаете, почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь? «(Выслушиваются версии детей.)
А может, огонь зажигают на могилах, потому что он должен напоминать о вечной жизни души — как свечки в храме? Или, чтобы он согревал души оставшихся в живых и тоскующих по своим родным, погибшим в годы войны?
Но главное, что огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества. Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным. Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ.
«А как наш народ чтит память погибших в этой страшной войне?»
• В память о героях поэты слагают стихи.
• Композиторы пишут песни.
• Им возводят памятники.
• Их именем называют города, села, улицы, микрорайоны, учебные заведения.
• О них снимают фильмы.
• Пишут книги.
• Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.
• Возлагают цветы, во время праздников, когда создают семью.
• Изображают на монетах, орденах, которыми награждают воинов. На гербе России - св. Георгий
• Хранят материалы о защитниках Отечества в музеях.
(слайд «Память»)
Физкультминутка:
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остались в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.
Воспитатель: в нашем городе тоже есть свои герои войны, (Слайд Омельченко И. А.)
Герой Советского Союза Омельченко Иван Алексеевич.
Омельченко Ивану Алексеевичу, уроженцу близлежащего хутора Васецкий, в Гуковском музее Шахтёрского труда им. Л. И. Микулина посвящена отдельная экспозиция. Хранится в музейном архиве газета «Молот» от 28 сентября 1944 года. В ней И. А. Омельченко опубликовал своё открытое письмо. Посмотрите дети, вот так в войну наши солдаты отправляли письма своим родным и близким. Потому что в войну не было на фронте конвертов, и солдаты сворачивали свои письма в треугольники. И один из таких треугольников я вам сейчас покажу и прочту.
«Спешу поделиться с вами большой радостью. Правительство присвоило мне высокое звание Героя Советского Союза, и я получил Золотую Звезду и Орден Ленина. Совсем недавно я был колхозником сельхозартели «Имени Коминтерна» Зверевского района Ростовской области (возле шахтёрского посёлка Гуково). Весной прошлого года колхоз проводил меня на фронт защищать Родину…»
Дальше И. А. Омельченко рассказывает землякам о том, за что был удостоен высокой награды:
«… Вдруг совсем близко завизжала мина. Мы упали на дно лодки. Раздался оглушительный взрыв. Новый столб воды вырос за кормой. И в тот же момент я услышал крик своего товарища: «Связь прервана!» Не раздумывая, я бросился в реку. Мне посчастливилось. Нырнув, я взмахом руки поймал конец уходящего на дно перебитого телефонного кабеля. Через несколько минут связь была восстановлена…»
Свой подвиг Иван Омельченко совершил при форсировании Днепра в августе - сентябре 1943 года были бы. Подвиг Ивана Алексеевича Омельченко способствовал успешному форсированию Днепра – одной из ярчайших операций Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.
Демобилизовавшись, лейтенант И. А. Омельченко возвратился в родной хутор Васецкий, работал заместителем председателя в местном колхозе. Затем трудился в Гуковском погрузочно-транспортном управлении. В 1982 году ушёл из жизни. Его фамилией названа одна из Гуковских улиц.
(Слайды Кучкурдина Николая Ивановича, Колесникова Петра Яковлевича)
ПОЛНЫЙ КАВАЛЕР ОРДЕНА СЛАВЫ (приравнивается к званию Героя Советского Союза) ГУКОВЧАНИН Николай Иванович КУЧКУРДИН.
Когда началась Великая Отечественная война, ушёл добровольцем на фронт. Воевал в артиллерийском полку наводчиком орудия. Первую боевую награду получил под Ростовом-на-Дону. К станции Темерницкой прорвался немецкий бронепоезд. Кучкурдин фугасными снарядами разрушил полотно. Николай Кучкурдин и его боевой товарищ кавказец Шакир Шакиров противостояли целому взводу фашистов.
Его фамилией названа одна из Гуковских улиц – возле стадиона «Шахтёр».
В 1967 году в Ростовском книжном издательстве вышла книга «Слава тебе, Солдат! Донские кавалеры Орденов Славы». В этом издании два очерка посвящены нашим землякам – Николаю Ивановичу Кучкурдину и Петру Яковлевичу Колесникову. Они – полные кавалеры Ордена Славы, что, как мы уже говорили, приравнивается к званию Героя Советского Союза.
«Кого можно назвать защитниками Отечества?» (Кто защищал свою Родину от врагов).
«Каким должен быть воин?» (Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, решительный, героический, выносливый, добрый, умный, сильный, любящий Родину, удалой, крепкий, здоровый, могучий и др.)
Подберите «Слова – родственники» к словам:
Герой – геройский, героический, героизм;
Защита – защитник, защищать, защищенный, защитный, беззащитный;
Война – военный, воевать, воин, военачальник, военкомат, войско, вояка, завоевание, воинский, воюющий.
«За что мы благодарны всем, кто защищал Родину?» (За Победу, мир на земле, нашу свободу)
«Какие вы знаете Пословицы о Родине и её защитниках?»
Родина – мать, умей её защищать.
Родину любимую защищай, как мать родимую.
Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
За родной край и жизнь отдай.
За родное дело – стой смело.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желание защищать её от врагов.
«Вы учили стихи ко Дню Победы? Кто хочет рассказать?»
(дети по - желанию читают стихи)
Мы с вами много читали о героях, рисовали, лепили военную технику, а сегодня сделаем голубя – символ мира. (Фонограмма песни о голубе).
(дети по трафарету вырезают тело голубя, из бумаги сложенной гармошкой – крылья.)
Кладут птичку на ладошку и поют:
Солнце Родины любимой
Озаряет все вокруг
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук.
Предложить подарить своих голубей окружающим нас людям
Литература:
Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская
«Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»,
Л. Н. Зырянова, Т. В. Лужбина
«Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях»,
Г. Я. Загулина
«Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова
«Мы живём в России»
В. А. Шипунова
«Защитники Отечества»,
Интернет
Материал из музея.