Юля Билич
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Волшебство электричества» с использованием ИКТ
Конспект познавательно-исследовательской НОД
«Волшебство электричества» (с использованием ИКТ)
1. Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
2. Задачи:
Образовательные: познакомить детей с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком; обобщать знания детей о электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с эл. приборами; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской НОД „Волшебство электричества“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Развивающие: развивать мыслительную активность, любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
3. Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
Оказывать помощь при ответах на вопросы;
Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.
4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:
1. Ноутбук, проектор. Утюг, гладильная доска, халат.
2. Фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
3. Игрушка – Буратино.
4. Обучающие карточки «Бытовая техника», картинки-схемы о технике безопасного обращения с эл. приборами.
5. Оборудование для опытов:
Опыт 1: Емкость с шариками из пенопласта, оргстекло.
Опыт 2:бабочки, вырезанные из салфеток, пластмассовые палочки, шерстяная ткань.
5. Предварительная работа: Беседы на темы: «Электроприборы», рассматривание иллюстраций, д\и «Третий лишний. Беседа о технике безопасности.
Интеграция областей Этапы деятельност-
ного подхода Организация работы
Деятельность педагога Примечания
1. Введение в игровую ситуацию Дети проходят в группу, встают вокруг педагога.
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть.
2. Актуализация опыта. —Я сегодня, спешив на работу, забыла погладить свой халат, взяла утюг, а он не гладит, что я делаю не так?
Как вы думаете? (Даёт возможность детям подумать, если никто не отвечает, объясняет.)
Когда мы включили утюг в розетку, через провод к утюгу прошёл ток, и он начал нагреваться.
— Это электричество.
— А что такое электричество. Давайте поговорим.
3. Открытие детьми новых способов действий и знаний. Беседа об электричестве.
— Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.
Усаживайтесь удобнее на стульчики.
Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора.
Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
— Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
— Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
— Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
Беседа о бытовой технике. Как называются современные приборы, которые работают только с помощью электричества? (электроприборы-А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы? (чтобы делать всё быстрее и легче).
- Я предлагаю поиграть в игру
“Для чего это нужно?”.
Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Лампой – освещают книгу.
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновке – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду.
На электроплите – готовят еду.
По телефону – звонят.
На магнитофоне – слушают музыку.
— Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.
— Для чего она нужна? Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Как вы думаете, для чего человеку техника? (ответы детей). Действительно, техника — это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни.
Физ. минутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте.)
Свет несет в квартиру нам. (Руки вверх встать на носочки.)
Чтоб работали приборы, (Кулачками друг о друга стучат.)
Холодильник, мониторы. (Обнять себя подражать, козырёк.)
Кофемолки, пылесос, (Движение рук по кругу, всасывают движения рук.)
Ток энергию принес. (Шаги на месте.)
4. Включение нового материала. Беседа о технике безопасности.
- Дети вы слышите, кто-то плачет. Вы сидите тихо, а я посмотрю.
Вносится игрушка Буратино /или входит персонаж/ (рука и нос забинтованы)
Педагог: - Буратино, что с тобой?
Ты весь бледный и больной?
Куда ты сунул нос и руку?
Буратино:
–Увидел я две дырочки вверху на стене,
И интересно стало мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Посмотреть хотел, что там.
Нос мой в дырочку попал,
А там огонь тихонько спал,
На меня он рассердился,
Нос и руку мне обжег,
Расскажите мне, ребята,
Может там дракон живет?
Педагог: - Дети, скажите, что за две дырочки увидел Буратино? (ответы детей).
- А разве можно играть с розеткой? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика:
-Гвоздики и пальчики Поочередно соединять большой палец
В розетку не вставлять. с остальными, начиная с указательного.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
Ребята предлагаю нам дальше посмотреть советы мудрой тётушки совы.
(ПРОДОЛЖИТЬ ПРОСМОТР ФИЛЬМА)
Вопросы к детям:
1. Что означает эта карточка?
2. О чем предупреждает эта схема?
3. О чем рассказывает эта карточка?
Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.
Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
Нельзя стоять под деревом во время грозы.
Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.
Запомнил Буратино.
Буратино: Спасибо, друзья.
Буратино оставайся с нами, дальше у нас будет много интересного!
Воспитатель:
— Ребята, кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется — «статическое электричество»
Экспериментирование.
— Статическое электричество неопасное, доброе, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.
— Надо закрыть глаза, сосчитать до 5. (Звучит музыка)
— Вот мы и в волшебной стране. А я тоже хочу быть волшебником, и попробую показать вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола). Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).
— Что лежит под стеклом? (шарики из пенопласта). Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком). Накрываем коробку с шарики. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали). Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
— Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?
Опыты.
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шерстяной ткани.
-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять – вернулись в группу мы опять.
5. Осмысление содержания ситуации (рефлексия) — Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? Хотели бы продолжить дальше экспериментировать?
— Спасибо, вам ребята. До свидания.