Наталья Приходько
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «В нашу гавань заходили корабли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе «В нашу гавань заходили корабли»
Цели: выявление детьми зависимости плавучести предметов от равновесия сил: соответствия размера, формы предмета с весом, посредствам экспериментирования.
Задачи:
Закрепить понятия о свойствах плавучести предметов.
Развивать логическое мышление, учить делать выводы самостоятельно.
Формировать представления об опасных для человека ситуациях на воде и способах поведения в них.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „В нашу гавань заходили корабли“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Материал: таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и другие (например, ложка, гвоздь, кубик, мяч, шарик, расческа, пробка, бумажный кораблик, кусок пластилина; атрибуты для игры-путешествия.
Воспитатель: Дети, хотите отправиться в морское путешествие?
Дети: Хотим
Воспитатель: Тогда давайте построим корабль (строят корабль из стульев). Рассаживайтесь по удобней, приготовьтесь! Полный вперед! А пока мы путешествуем, предлагаю посмотреть мультфильм «В порту».
Воспитатель: Какой сильный поднялся ветер! Надеюсь, мы не утонем? Кто нам поможет ответить на этот вопрос!
(Появляется Юнга (переодетый в матроса ребенок подготовительной группы)
Юнга: Я помогу вам! Но только если вы правильно ответите на вопросы, какие предметы тонут, а какие плавают?
Воспитатель достает из ларца предметы, и дети отбирают предметы, которые плавают и отдельно, которые утонут. Если есть сомнения, проверяют опытным путем.
Юнга: И так мы еще раз убедились, что тяжелые предметы тонут, а легкие нет.
Воспитатель:А почему большой металлический, очень тяжелый корабль не тонет?
Предположения детей.
Юнга: Давайте предположим, что корабль не тонет, потому что он имеет особую форму и строение. Как вы думаете, плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Опыт).
Воспитатель:Да, онтонет. А будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? (Опыт).
Воспитатель:Почему так происходит? Кусок пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода.
Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы. Какой груз может перевезти ваша лодка? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула?
Дети: Нужно груз распределить равномерно на всей поверхности лодки.
Воспитатель: Так почему же не тонут корабли? Они же большие, тяжелые лодки. Потому что предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий не смотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
Юнга: А корабли иногда тонут. От чего?
Предположения детей.
Воспитатель: Я предлагаю провести опыт. Проткните свою лодочку стекой.
Дети: Получилась пробоина и корабль пошел ко дну.
Юнга:А если подул сильный ветер, начался шторм? Давай те проверим, но сначала заделаем пробоину в наших корабликах.
Дети плещут воду и кораблик тонет.
Воспитатель: А сейчас представьте, в жизни все бывает и может случиться так, что корабль начнет тонуть. Как спастись людям с тонущего корабля? Что им нужно сделать? Правильно! В шлюпку сядут девочки, а мальчики сделают плот с бортиками, чтобы не смыло водой, и было за что держаться. Кто не умеет плавать, наденет спасательные пояса, жилеты и круги. Кто умеет плавать, может держаться за обломки корабля, если придется плыть самостоятельно. И запомните: если тонет корабль, то от него нужно отплыть как можно дальше, потому что образуется воронка из воды, в которую может затянуть всех находящихся рядом.
Вывод: У воды, как и у любой другой жидкости, есть свойство поддерживать предметы на плаву, когда какой – ни будь предмет, попадает в воду, на него начинает действовать выталкивающая из воды сила. Эта сила толкает предмет вверх. И если она окажется больше веса предмета, например корабля, то корабль будет держаться на поверхности и не утонет. Если корабль будет перегружен или получив пробоину наполнится водой, он затонет – вес предмета станет больше веса выталкивающей силы.
Корабль устроен так, что внутри его есть пространство, заполненное воздухом. Именно оно помогает кораблю держаться на поверхности и не дает ему утонуть.
Корабль плавает на поверхности воды, потому что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
Дети прощаются с Юнгой.