АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВА
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Все о соли знать хотим»
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Все о соли знать хотим“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, лупы.
Организационный момент:
Воспитатель:- Доброе утро ребята! Меня зовут Анастасия Ивановна.
Мне очень приятно с вами познакомиться, давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, подарим друг другу улыбки и поделимся хорошим настроением.
Ход ООД:
1. Вводная часть. (Мотивационно-побудительный этап)
Воспитатель: Ребята, пока я готовилась к нашему занятию, кто - то постучал в дверь я открыла, а там никого. Смотрю шкатулка
На ней надпись: Для детей Средней группы от Лунтика
Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках.
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда узнаем что в посылке?
Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:
«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как вы можете ему помочь?
Ответы детей.
2. Основная часть. (Организационно-поисковый этап).
Воспитатель: А вы ребята хотите стать исследователями и узнать все о соли?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям надеть шапочки исследователей.
Воспитатель: - Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т. д.
Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (Воспитатель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»).
Дети: -Прочитать в книге.
Воспитатель: - В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети: – В словаре, энциклопедии.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль».?
Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.
Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на стульчики перед экраном).
Воспитатель показывает карточку-схему «Посмотреть ТВ»
Просмотр отрывка из телепередачи «Галелео», о том, где и как добывают соль?
Воспитатель:- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель:- А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Показывает карточку-схему «Провести эксперимент»).
Дети: Будем делать опыты с солью.
В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим
-бережно обращаться с оборудованием.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
ОПЫТЫ
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её.
Вывод: (Без запаха).
2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Мы с вами определили еще одно качество соли.
Вывод: (соль сыпучее вещество)
3 опыт: «Из чего состоит соль?».
Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).
Вывод: (Из кристаллов и крупинок)
4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте.
Вывод: (Растворяется).
5 опыт: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).
Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: (Соленая вода выталкивает предметы).
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И задания выполнять.
Вместе руки поднимите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к исследованиям готов!
Воспитатель: - Продолжим исследовать соль? Как, где же еще мы можем узнать нового о соли. (Воспитатель показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»). Но так как компьютера нет, мы можем узнать в телефоне, там есть интернет
Воспитатель: Слушайте внимательно
Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли.
(Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды).
3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап).
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику?
(Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).
- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?
- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?
- А трудно было проводить самостоятельно опыты?
-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями, чтобы сделать новые открытия?
Молодцы! Спасибо Вам ребята!