Ольга Ушмодина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Поиграем с Каплей в прятки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей 5 - 6 лет.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде; любознательность;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение учитывать желание сверстников;
-проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца;
-способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Развивающие:
-развивать мыслительную активность, любознательность, стремление к экспериментированию, инициативе;
-развивать слуховое внимание;
-развивать интерес к игре, творческие способности детей, воображение;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Поиграем с Каплей в прятки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-развивать умение планировать свои действия; соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
Образовательные:
-закреплять знания о воде;
-формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-формировать умения владеть способами общения с детьми и взрослыми;
-формировать необходимость соблюдать правила безопасности при проведении опытов.
Работа над словарем: жидкость, журчание, пар, газообразная.
Материалы и оборудование:
-в центре познания: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ноутбук, диск с записью звуков дождя и ручейка, музыки);
-в центре изобразительной деятельности: акварельные краски, кисточки, баночки с водой, салфетки;
-в центре экспериментирования: пипетка, самовар с горячей водой, стекло, кубики льда, стакан с подкрашенной водой, с водой имеющей запах (сок лимона) и стакан с чистой водой.
Ожидаемые результаты:
Личностные: вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; инициативен в общении; с удовольствием участвует в исследовательской деятельности.
Интеллектуальные: умеет наблюдать, анализировать, делать выводы, решает интеллектуальные и личностные задачи, проявляет познавательный интерес.
Физические: развитие двигательной активности.
Логика образовательной деятельности
1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Анализ, обследование, выводы.
- Посмотрите у нас сегодня гости! Поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:
Здравствуй, небо (руки вверх).
Здравствуй, Земля (приседают).
Здравствуйте, мои друзья (руки вперед).
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).
Будем дружно мы играть.
Раздаётся звук входящего письма на электронную почту.
- Мы получили видеописьмо. Хотите узнать, что в письме?
- Проходите, занимайте места. (включается видеозапись, на экране появляется капелька).
Капелька: - Здравствуйте, дети. Я – Капелька воды.
Я - водяная Капелька,
Я очень всем нужна.
Покапаю, покапаю –
Получится вода!
Хотите со мной поиграть? Я очень люблю играть в прятки, вы готовы? Я спряталась в вашей группе, найдите меня. Если вы будете отвечать правильно, то прозвучит моя песенка (звук ручейка). А в конце игры вас будет ждать сюрприз.
– Ребята, когда вы будете меня искать, помните, что вода обладает чудесными свойствами. Я – настоящая волшебница. Я умею превращаться и изменяться.
Воспитатель: - Ребята, хотите поиграть с Каплей?
- Закройте глаза, руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки).
- Не открывая глаз, скажите, что у вас на ладошках?
- Откройте глаза и посмотрите. Это капелька воды. Эта капелька поможет сегодня в нашей необыкновенной игре.
- Воспитатель: - Отправимся искать Капельку? Не забудьте, что Капелька – это вода, что она умеет превращаться и изменяться.
-А где же в группе может быть вода? Где ещё можно найти воду?
2. Основная часть. Организация опытов
Раздаётся звук кипящей воды.
-Слышите? Что бы это могло быть?)
В кукольном уголке на столе находят самовар.
- Ребята, кто из вас знает, что это?
- Как вы думаете, есть ли здесь вода? (ответы)
- Сейчас посмотрим (надеваю варежку, открываю крышку). Самовар очень горячий, трогать его нельзя!
Голос самовара:
«Я – блестящий самовар,
Из – под крышки вьётся пар.
Пар – водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ».
Воспитатель: - Самовар, это очень трудный вопрос. Но я думаю, что ребята помогут на него ответить. Поможем, ребята?
- Как выдумаете, пар – это вода или нет?
- Как можно это определить?
Что нам может для этого понадобиться? Выбор: стекло, картон, бумага, ткань.
Опыт 1.
- Помещаем над паром стекло.
- Посмотрите, что появилось на стекле? (Капельки воды).
- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекле каплями воды).
- Так что можно сказать? (Что пар – это вода)
- Правильно, пар – это вода, но не простая, а газообразная. От сильного нагревания вода превращается в пар, а когда остынет – опять превращается в воду.
Звучит «Песенка воды».
Воспитатель: - Ну вот, как ни пряталась Капелька, мы её отыскали.
- Где же ещё может быть вода?
Дети подходят к столу, на котором в тарелочках лежат кусочки льда разной формы (замороженные накануне). А где здесь спряталась Капелька?
Опыт 2.
- Что это? (лёд)
- Какой лед? Постучите! (твердый).
- Прокатите по столу! Что можно сказать? (скользит, скользкий)
- Приложите к щеке! Какой лёд? (холодный)
- Что происходит со льдом в ваших ладошках? (тает)
- Почему? (ладошки тёплые)
-Что же можно сказать про лёд? (что лёд – это тоже вода). Верно, лёд – это вода в твёрдом состоянии.
Звучит «Песенка воды».
- Молодцы, ребята! И снова мы нашли Капельку.
Воспитатель. – Где же ещё вода?
На столе стоят стаканы по 3 на каждого ребёнка (1 – подкрашен, 2 прозрачные, из них 1 – имеет запах, 1 – с чистой водой).
Капелька спряталась в стакане с чистой водой. А как же нам узнать, в каком стакане чистая вода? (Дети предлагают варианты ответов).
- Вспомните, какие свойства имеет чистая вода? (бесцветная, не имеет вкуса и запаха).
Опыт 3. Ребята, в каком стакане вода не чистая? Покажите. (Дети показывают на подкрашенную воду).
- А как вы это определили?
- Стаканы с какой водой остались? (с прозрачной)
- Ребята, мы с вами знаем, что чистая вода не имеет запаха. Как определить в каком из стаканов чистая вода?
- Но хочу вас предупредить, что нюхать нужно осторожно. Вот так (показ).
Дети нюхают воду, определяют воду с запахом (сок лимона).
- Остался 1 стакан. Как вы думаете, в нем чистая вода?
- В этом стакане прозрачная вода? (да).
- Она пахнет? (нет).
- Она имеет вкус?
- А как можно узнать?
- Можно ли пробовать незнакомые напитки?
- Правильно, нельзя без разрешения.
дети пробуют ложечками воду, определяют, что вода без вкуса.
Вывод: значит, это чистая вода.
Звучит «Песенка воды».
Мы снова справились и нашли Капельку.
- Ребята, прислушайтесь, что это за звук? Это дождик стучит.
-Хотите с ним поиграть?
Физкультурная пауза
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись
(наклоны вперёд, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились
(встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
А вот и сюрприз, который обещала Капелька.
Выполнение картины (нетрадиционные техники рисования)
Предлагаю пройти за столы и покрасить акварельными красками «волшебные» листочки, приготовленные Капелькой.
Цвет краски выберите по настроению (в процессе окрашивания на карточках появляются снежинки, заранее нанесённые восковой свечой).
В конце деятельности все раскрашенные листочки разместить на доске в виде одной картины.
- Ребята, что у нас получилось?
- Как бы вы хотели назвать нашу картину?
3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов.
- Что интересного вы сегодня узнали?
- О чём хотели бы рассказать своим друзьям?
- Где же пряталась Капелька? (В самоваре, в льдинке, в стакане с чистой водой).
- Что ещё хотели бы узнать о воде?
- Ребята! На память о себе Капелька дарит вам вот такие волшебные капельки, которые будут наполнять вас живительной силой. (Объёмные капельки сделаны из бисера).
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 528 с.
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.
3. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 72с.
4. Теории и технологии дошкольного образования: экологическое образование детей: учебно-методическое пособие / сост. В. А. Зебзеева; Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.