Елена Александровна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Мы — учёные»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56»
Конспект ОД по опытно- экспериментальной деятельности в ОО «Познавательное развитие» на тему:
«Мы – учёные»
Возрастная группа : подготовительная
(6-7 лет).
Подготовила :
Воспитатель
Домарева Е. А.
Воронеж 2015
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Мы - учёные».
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Мы — учёные“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие.
Основная деятельность : познавательно-исследовательская.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: познакомить с новыми свойствами : молоко может менять цвет и состояние. Выявить действие магнитных сил, способность магнита проходить через песок и воду; использовать полученные знания для создания «магнитной» картины. Продолжать знакомить детей с природными фильтрами и их способностью очищать воду активизировать словарь детей новыми словами. Учить делать выводы.
Развивающие: формировать у детей представление о том, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода, еда, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закрепить умение правильно вести себя в природе.
Воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Оборудование: - подносы, пипетки, ложечки, стаканчики разных размеров, молоко, пищевой краситель, сок лимона, крахмал;
- воронки с песком, стаканчики с грязной водой, большие стаканы для каждого ребенка;
- металлические предметы, магниты на веревочке (по количеству детей), бумага, пластик;
- ёмкость с водой, магниты на верёвочке ;
- заготовки бумажных цветов;
- воздушный шарик, хлопья «геркулес», плоская тарелка для хлопьев;
- зеркало, лист бумаги;
- прозрачные вазы, бутылка, шарик воздушный.
Соответственно должна быть оформлена групповая комната (зал или лаборатория) .
На экране появляется видео и звучит тема журнала «Хочу все знать».
Звучит музыка. Входят дети.
На экране заставка «Хочу всё знать!»
Вбегают два учёных.
Ученый 1: Отчего на свете этом
Есть закаты и рассветы?
Засыпают ли киты
И как выглядят кроты?
Ученый 2: Отчего звезда упала,
Что стучит в моей груди?
Знаете вы все не мало,
Но открытия – впереди!
ребенок: Будем в школе мы учиться
Обязательно на «5»!
Вот поэтому, ребята,
Наш девиз: (вместе) Хотим ВСЕ ЗНАТЬ!
Ученый 1 -Всех в лабораторию сегодня
Приглашаю вас пройти
Интересней приключения
Вам ребята не найти!
Ученый 2: Друг за другом становись
Крепко за руку берись
Отправляемся друзья
Отставать никак нельзя!
Каждый ребенок входит в лабораторию, надевая халат и чепчик.
Воспитатель: Ребята! Я рада встретиться с Вами в Научном лабораторном Центре.
Что такое лаборатория?
Дети: это место, где проводят исследования, научные опыты, эксперименты.
Воспитатель: Правильно, ребята. А еще сюда обращаются работники различных организаций с просьбой о помощи. Вот и сегодня вы побудете в роли ученых, проведете немало научных экспериментов и поможете людям в решении проблем. Перед Вами стоит оборудование, которое понадобиться нам для работы. А вот и первое видеообращение…
На экране видеообащение от повара.
Воспитатель:
Ну, что ж,ребята, давайте выполним просьбу наших поваров. … А вы любите молоко? В чём его польза?
- в нём много витаминов, кальций и тд.
Воспитатель:
Да, поэтому мы все его любим и пьём.
Первое наше исследование определение жирности молока. Скажите, какое молоко полезнее?
Дети: жирное.
Воспитатель:
Итак, начнём наше исследование.
Воспитатель:
каким способом мы будем проверять жирность молока?
Дети: нам нужно добавить пищевой краситель и капельку жидкого мыла.
Воспитатель: Что мы должны увидеть? В каком случае?
Дети: если молоко жирное, капельки краски начнут разбегаться, если обезжиренное – останутся на месте.
Воспитатель: приступаем.
Дети выполняют опыт.
Воспитатель: что у вас получилось?
Дети: капельки краски начали двигаться.
Воспитатель:
Да, капельки краски начали двигаться. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: молоко жирное.
Воспитатель:
Хорошо, спасибо) Переходим ко второму исследованию. Давайте проверим наше молоко на наличие вредных веществ. Как мы можем это сделать? Что в него нужно добавить?
Дети: добавить в молоко крахмал.
Воспитатель: и что мы увидим?
Дети: если в молоке нет вредных веществ оно пожелтеет, если есть станет синим.
Воспитатель: приступаем…
(дети добавили крахмал, размешали)
Воспитатель: что произошло с молоком? Что это означает?
Дети: оно пожелтело.
Воспитатель:
Какой мы можем сделать вывод? Есть ли в молоке вредные вещества?
Дети: нет.
Воспитатель: а теперь третье наше исследование. Давайте определим правильно ли хранилось наше молоко? Ребята, как правильно должно храниться молоко?
Дети: в холодильнике.
Воспитатель: да, молоко должно храниться в холоде. А если в тёплом месте?
Дети: оно испортится.
Воспитатель: итак, давайте начнём проверку. Что мы должны для этого сделать?
Дети: добавить в молоко сок лимона…
Воспитатель: и что мы увидим?
Дети: если молоко хранится правильно с ним ничего не произойдёт, а если не правильно, оно свернётся.
Дети проводят исследование.
Воспитатель: ребята, что у вас получилось? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: молоко не изменилось, значит оно хранится правильно.
Воспитатель: итак, мы провели три исследования… Что мы можем сказать о качестве молока?
Дети: молоко качественное.
Воспитатель: а сейчас мы попросим Светлану Николаевну, нашего лаборанта, отнести молоко на кухню и сообщить о его качестве.
Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё одно удивительное качество молока, им можно рисовать. Недавно мы с вами нарисовали рисунок молоком, давайте его посмотрим… Ой, ребята ничего не видно, куда пропал наш рисунок?
Дети: молоко высохло.
Воспитатель: и что нам нужно сделать, чтобы его увидеть?
Дети: поднести к свече.
Воспитатель: посмотрите, ребята, наш рисунок стал виден, очень красивый рисунок.
А мы продолжаем нашу исследовательскую деятельность.
Звучит звонок телефона
Воспитатель: А вот у нас телефонный звонок. (слушает). На этот раз, ребята, нам звонят из водоканала. Там произошла поломка очистных сооружений. А как вы думаете, что будет, если город останется без чистой воды.
Дети: Погибнут люди, заболеют животные.
Воспитатель. Да, ребята. Поэтому работники водоканала и обратились к вам, ученым, с просьбой найти способ очищения воды. Скажите, как можно очистить воду?
Дети: Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Что ж, давайте попробуем. Найдите на столе фильтр, аккуратно возьмите и пропустите через него грязную воду.
дети выполняют задание (с разными фильтрами)
Воспитатель: Что произошло с водой?
Дети: Вода очистилась.
Воспитатель: Какой фильтр вы выбрали фильтр?
Дети: песок
Воспитатель: Почему?
Дети : песок хорошо очищает загрязненную воду.
Воспитатель: Какие ещё природные фильтры вы знаете?
Дети : бумага, уголь.
Воспитатель: Какой фильтр является самым хорошим?
Ученый: Самый лучший фильтр - это уголь.
Воспитатель: А сейчас мы попросим Светлану Николаевну позвонить в водоканал и сообщить, что нашими учеными найден способ очищения воды путем фильтрования. (Убрать со стола фильтры) .
Воспитатель: Мы продолжаем экспериментальную работу. На это раз будет работа с магнитом. Раньше мы уже знакомились со свойствами магнита. Расскажите о них.
Дети:
- магнит притягивает металлические предметы (демонстрирует)
Воспитатель: Подобными приборами пользуются миноискатели. У них есть специальные магнитные датчики, которые помогают им находить мины на заминированном поле).
- действует через разные материалы: стекло, бумагу, пластмассу (демонстрирует)
-может действовать на расстоянии (демонстрирует)
- может намагничивать другие предметы (демонстрирует)
Воспитатель: А теперь вопрос к профессору: как называются концы магнита?
Профессор: Концы магнита называются Северным и Южным полюсом.
Воспитатель: Как они действуют?
Профессор: Северный полюс притягивает, Южный - отталкивает.
Звучит телефонный звонок
Воспитатель: Внимание, звонок. Нам звонят из Службы охраны водных ресурсов (слушает) Ребята, требуется ваша помощь, ученых. Дело в том, что наша река Воронеж сильно загрязнена. Служба охраны водных ресурсов просит Вас очистить дно реки от тяжелых металлических предметов, чтобы ее обитатели жили в чистой воде. Приступайте.
Воспитатель: Ребята, Как вы смогли очистить реку?
Дети: Подняли со дна металлические предметы.
Воспитатель: профессор, какой можно сделать вывод?
Профессор : магнит действует сквозь воду и способен притягивать металлические предметы.
Воспитатель На свалках металлом поднимают с помощью огромного магнита. Эти магниты такие сильные, что могут поднять даже машину.
Воспитатель: А сейчас мы попросим Светлану Николаевну передать в службу охраны, что наши ученые разработали способ очистки рек и озер, путем поднятия предметов со дна с помощью магнита.
Воспитатель: Так как работа выполнена, можно и отдохнуть
Физминутка.
Раз. Два. Три. Четыре, пять
Поработали на пять.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Мы попрыгаем немножко
потрясем ладошки тоже
поврашаем головой
усталость всю сняло рукой.
Воспитатель: Как Вы думаете, какой должна быть река, чтобы люди могли ею любоваться?. (чистой, прозрачной, плавать рыбки, расти цветы).
Воспитатель: Недавно мы с Вами делали кувшинки, давайте и положите их в воду. (кладут)
Понаблюдайте, что происходит?
Дети :
Цветы раскрываются, потому что бумага намокает, впитывает воду и становится тяжелой. В результате намокания бумага изменяет свою форму.
Воспитатель: А теперь, ребята давайте полюбуемся красотой нашей реки, цветами, которые там растут.
звучит релаксирующая музыка, дети смотрят на цветы и слушают музыку.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, наши кувшинки не обычные. В них написаны какие-то буквы. Давайте составим из них слово.
(дети составляют слово «дружба»)
Воспитатель: ребята, а вы любите дружить?
Дети: да.
Воспитатель: А я знаю, что у вас есть друзья в детском саду № 192. Они приготовили вам видеообращение, давайте присядем на подушечки и посмотрим его.
(дети садятся на подушки, на экране обращение от ребят из детского сада № 192)
Воспитатель: понравился вам опыт? Давайте его повторим?
(воспитатель демонстрирует опыт с шариком и крупой геркулес)
Воспитатель: скажите ребята, почему крупа прилипла к шарику?
Дети: она наэлектризовалась.
Лаборант: Уважаемые, ученые Вам пришло письмо.
Воспитатель: Давайте посмотрим от кого оно?
вскрывает конверт, читает вслух
Воспитатель: Ничего не понимаю. Все буквы перевернуты, как Вы думаете, как это загадочное письмо прочитать?
Дети: Надо поднести письмо к зеркалу и в зеркале прочитать его отражение.
Воспитатель: Почему ты так решил?
Дети: потому что зеркало отражает предметы.
Воспитатель: Правильно, вы назвали главное свойство зеркала- отражение предметов
Воспитатель: Давайте подойдем и прочитаем письмо все вместе.
дети у зеркала читают слово "фокусник"
Воспитатель: Так вот от кого это письмо.
звучит музыка, входит фокусник, вносит «Волшебный сундучок».
Фокусник: Здравствуйте, ребята, дорогие зрители,
забавные фокусы увидеть все хотите ли?
Дети: Да!
Фокусник: Тогда садитесь, не зевайте,
А за мною наблюдайте.
(подходит к столу)
Всем на удивленье начинаем представление.
фокус 1 "Волшебный мешочек"
Фокусник: Ребята, а что у меня в руках? Что внутри?
Дети: мешочек, вода.
Фокусник: возьми карандаш, попробуй проколоть его?
(вызывает ребёнка, ребёнок прокалывает и вода выливается)
Фокусник: а у меня есть волшебный мешочек с водой, когда его прокалываешь, вода не льётся.
(демонстрирует)
Довольны фокусом сейчас?
Аплодисменты жду от вас.
фокус 2 "Волшебная краска"
Фокусник: ребята, а что у меня стоит на столе?
Дети: стаканчики
Фокусник: а, что у меня в руках?
Дети: краска.
Фокусник: налейте краску в стаканчики, что произошло?
Дети: вода окрасилась.
(фокусник проводит тот же фокус, но вода у него окрашивается в разных стаканчиках в разные цвета)
Довольны фокусом сейчас?
Аплодисменты жду от вас!
фокус 3 "Волшебный шарик"
Фокусник: какие красивые у вас шарики? Ребята вы умеете их надувать?
Кто покажет?
(ребёнок надувает)
Фокусник: медленно, а умею быстрее, а чтобы он надулся, скажем волшебные слова "Крекс, пекс, фекс"
(проводит фокус, шар надувается и уносит фокусника)
Фокусник: ребята посмотрите он меня уносит, держите меня, держите.
(фокусник улетает)
Воспитатель: Ну, что ж, ребята волшебный шар унёс фокусника. Вот и наше путешествие в лабораторный центр подошло к концу.
1 Профессор: Путешествие прошло на славу,
всем пришлось оно по нраву
2 Профессор: К знаниям стремитесь, иначе нельзя
Новых вам открытий
Вместе: До встречи, друзья! (уходят)
Воспитатель: Ребята! Я Желаю вам удачи в каждом деле и новых творческих открытий.
(звучит музыка, дети уходят)