Юлия Татаринцева
«Волшебный кристалл. Соль». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
онспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Волшебный кристалл»
Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.
Задачи:
-Расширять и уточнять знания детей о видах и свойствах соли.
-Познакомить детей с понятиями кристаллизация, минеральное вещество, испарение, плотность соленой воды.
-Продолжать учить детей предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, сравнивать, анализировать и проверять предположения опытным путём, делать выводы.
-Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами соли.
-Развивать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
-Развивать интерес к экспериментированию.
-Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
-Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, телефон, музыкальный центр, оборудование для обстановки лаборатории (микроскоп, пробирки, и т. д.)
Демонстрационный материал: презентация, кристалл соли, карточки с продуктами, разные образцы соли, стаканы с кристаллами соли, куриные яйца, воздушный шарик, шарф, разнос с солью и перцем,
Раздаточный материал: халаты, тарелки с каменной солью, лупа на каждого ребенка, 2 стакана с холодной и теплой водой на каждого и чайная ложка на каждого ребенка, подкладные листы, цветные круги, клей ПВА, мелкая соль.
Предварительная работа: Беседы о соли, ее использование в еде, быту. Работа с лупой.
Ход занятия:
Дети входят в зал, где их встречает сотрудник лаборатории (воспитатель).
Лаборант: доброе утро, мои юные друзья. Я рада приветствовать вас в своей лаборатории. Я, лаборант и здесь я изучаю свойства разных веществ и провожу опыты. Ребята, а вы когда-нибудь проводили опыты? (ответы детей) Мне нужна ваша помощь в моем новом исследовании. Справимся вместе? Проходите в лабораторию и присаживайтесь на стульчики.
Дети проходят в лабораторию и садятся на стульчики.
Лаборант: друзья, так как вы будете работать в лаборатории, то я должна напомнить вам правилами поведения в ней, а вы мне поможете:
Лаборант: ребята, а что означают знаки, которые в красном кругу, какие они?
(показываю на карточки - знаки, а дети называют)
1. ничего руками без моих указаний не трогать;
2. во время работы и после работы руками к глазам не прикасаться;
3. ничего в рот не брать;
4. соблюдать порядок на рабочем месте;
5. и самое главное правило - в лаборатории работают исключительно в халатах.
Поэтому специально для вас я приготовила халаты, давайте их оденем.
Дети одевают халаты.
Лаборант: ребята, а что же мы будем сегодня исследовать? послушайте внимательно загадку и дайте мне ответ:
Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу. (соль)
Лаборант: да, это соль. А вот и наша отгадка. (слайд №2)
Педагог открывает накрытую на столе коробку с солью, рядом лежит небольшой кристалл соли.
Лаборант: ой, ребята, что это, предмет какой-то? (ответы детей) И он, кажется, что-то говорит.
Звучит голос кристаллика за кадром.
Кристаллик: я, маленький кристаллик соли, живу в этой коробке с моей большой семьей. Я так хотел, хоть одним глазком, выглянуть из коробки, что случайно выпал. Положите меня обратно, пожалуйста.
Лаборант: а, не хотел бы ты побыть у нас в гостях и принять участие в исследовательских опытах с ребятами, раз ты такой любопытный, а потом, мы тебя вернем назад в коробку. Согласен?
Кристаллик: да, конечно! Я очень хочу остаться!
Лаборант: вот и хорошо!
Лаборант: ребята, а вы знаете, что в рацион не только людей, но и животных, а также растений, обязательно должна входить соль. Соль нужна организму для хорошего обмена веществ. Но во всем нужно знать меру, избыточное употребление соли может нанести вред здоровью. А где еще в жизни может пригодиться соль? (ответы детей)
Лаборант: вы все правильно сказали. Соль по достоинству была оценена людьми и стала обязательным атрибутом стола. Соль служила символом дружбы, поэтому если ее не было на столе во время трапезы, то это обозначало неприязненное отношение к гостю. (слайд №3) А дорогих гостей на Руси, всегда встречали караваем с солью «Хлеб-соль»! На наших столах всегда есть соль, а в какие блюда ее добавляют, вы знаете? (ответы детей). Вот сейчас мы с нашим гостем и проверим это.
Д/игра «Где соль?»
Детям предлагается выбрать из предложенных на столе карточек, те продукты, в которые добавляют соль.
Детям предлагается провести самоанализ правильности ответов друг друга.
Лаборант: какие вы молодцы! Все правильно нашли. Но соль является не только чудесной кулинарной находкой, но и обладает целебными свойствами. Ее используют в медицине и называют это красивым словом «спелеолечение». (слайд №4) Это такие соляные пещеры, в которых люди дышат парами соли, чтобы укрепить свой иммунитет и предотвратить простудные заболевания. (слайд №5) А в домашних условиях используют солевые лампы, которые изготавливают из кристаллов каменной соли. Вот, какая на самом деле чудесная соль!
Лаборант: Ребята, а как вы думаете, почему нашего гостя зовут Кристаллик? Ведь это обыкновенная соль. (Ответы детей)
Кристаллик: это мы только с виду похожи на крупинки, а на самом деле мы красивые бесцветные кристаллы, которые имеют в природе разные оттенки. (слайд №6)
Лаборант: уважаемые коллеги, я предлагаю вам убедиться в правдивости слов Кристаллика и с помощью лупы рассмотреть, действительно ли соль состоит из кристаллов. Подойдите к моему столу.
Дети подходят к столам.
Лаборант: что вы видите в тарелочках? (соль) Наклонитесь немного и создайте ладошкой поток воздуха, чтоб почувствовать ее запах. Чувствуете? Почему? (соль не имеет запаха). А теперь возьмите лупы и очень внимательно, приближая и отдаляя лупу, рассмотрите соль. Какая она? Увидели кристаллики? (слайд №7) Вот, посмотрите на экран, в большую лупу. (На экране мультимедиа изображение соли под лупой).
Лаборант: я открою вам небольшой секрет. Все дело в том, что кристаллы соли можно вырастить. Сейчас я провожу один занимательный опыт с солью, посмотрите, что у меня получилось. (Показывает кристаллы соли, выращенные в стаканах с соленой водой). Это настоящие кристаллы соли, которые выросли в стакане на простой ниточке, опущенной в солевой раствор. В процессе выпаривания воды произошла кристаллизация соли. Посмотрите, какие они красивые. Такие красивые кристаллы вы можете вырастить самостоятельно дома. Я вам дам с собой инструкцию, а вы попросите своих родителей вам помочь и у вас все получится.
Лаборант: ребята, возьмите маленькую щепотку соли и положите ее на ладошку, покатайте ее, какая она? Какие ваши ощущения?
Лаборант: а теперь щепотку посыпьте на тарелочку. Что мы с вами делаем? (сыпем) Значит, какая соль? (сыпучая).
Лаборант: ребята, давайте возьмем с собой лупы и пройдем к другому столу.
Дети проходят к столу, на котором находятся разные образцы соли. На столе лежат: морская соль разных оттенков, морская соль с запахом, солонец, пищевая, каменная, йодированная.
Лаборант: найдите мне, пожалуйста, соль. Вы можете воспользоваться вашей лупой.
Дети выдвигают свои версии, относительно того, где находится соль. Убирают лупы.
Лаборант: мои юные исследователи, все это соль. Только добывают её в разных местах, разным способом и поэтому выглядит она по-разному.
Лаборант показывает образцы соли.
Вот эта соль каменная, она неочищенная, поэтому имеет такой серый цвет. *Эта соль поваренная, ее очистили и проварили, она имеет уже белый цвет. И каменная и поваренная соль используется в приготовлении пищи.
*Эта соль морская, ее добывают из морской воды, она богата йодом, и ее можно употреблять в пищу.
*Эта соль тоже морская, но уже цветная и имеет приятный запах. Её добавляют в воду, когда принимают ванну, а вот в пищу ее добавлять нельзя.
*А эта соль йодированная, она содержит добавку йода и очень полезна всем людям.
*Эта соль называется солонец или лизун. Помните, я говорила, что соль полезна для животных, так вот, её дают домашним животным, они ее очень любят лизать. Посмотрите, как корова своим шершавым языком может вылезать вот такой целый кусок солонца. (показывает остатки солонца). (слайд №8) И даже в лесу охотоведы и лесничие оставляют соль для диких животных, так как им она тоже необходима, а в дикой природе ее недостаточно.
А вот, та самая соляная лампа, она работает от электричества. Нагреваясь, она отдает свои полезные пары в воздух. Если ее потрогать, то можно почувствовать, какая она теплая.
Ребята, кто запомнил, какую соль можно употреблять в пищу? (ответы детей)
Лаборант: Ребята, предлагаю вернуться к нашему столу, и продолжим нашу экспериментальную работу. Проходите на свои места.
Лаборант: Коллеги, вы рассмотрели кусок солонца, который лизала корова. А каким образом корова смогла слизать солонец, ведь он такой твердый? (ответы детей)
Лаборант: значит, вы предполагаете, что вода растворяет соль?
А, давайте проведем опыт и проверим, как соль растворяется в воде? Но, опыт получится у того, кто выполнит все по инструкции. Вода у нас будет разной - один стаканчик с холодной водой (на дне стакана синий кружок, а второй с теплой (на дне стакана красный кружок). Набираем 1 ложку соли и насыпаем в стакан, оставляем ложку в воде. Берем вторую ложку, набираем соль и насыпаем во второй стакан. Ребята, посмотрите внимательно в воду. Что вы видите? (соль начинает растворяться). Давайте 5 раз помешаем соль в стакане с красным кружком, а теперь 5 раз в стакане с синим кружком и посмотрим, в каком стакане соль растворится быстрее.
Дети насыпают в стаканы по 1 столовой ложке соли и размешивают.
Лаборант: итак, коллеги, посмотрим, что у нас получилось? Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: в теплой воде соль растворилась быстрее, чем в холодной. Вот так корова, с помощью своей тёплой слюны, легко растворяет соль и слизывает её языком.
Лаборант: ребята, мы хорошо потрудились, пришло время немного отдохнуть
Физминутка:
Как приятно в море плавать (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево, вправо)
Только море впереди (наклоны вперед)
Сверху небо погляди (руки вверх)
К солнцу мы тянемся мы вместе (встают на носочки)
По волнам ходьба на месте (ходьба на месте)
За ракушками ныряем (приседаем)
Их в корзинки собираем
И как можно выше прыгнем
Через волны перепрыгнем. (прыжки)
А теперь пора бы братцы нам из моря выбираться.
И на стульчик возвращаться.
Дети садятся на стулья. Перед мультимедийным экраном. (слайд №9)
Лаборант: ребята, а кто из вас обратил внимание, на то, что мы с вами уже провели несколько исследований? Кто скажет, какие?
Лаборант: мы с вами посмотрели на соль, какая она?
Лаборант: а на вкус вы ее пробовали, какая она?
Лаборант: когда понюхали соль, вы ее почувствовали? (нет)
Вывод №1 У соли нет запаха, она не пахнет. (на экране появляется схема вывода)
Лаборант: мы с вами рассмотрели соль под лупой и установили, что – это?
Дети: кристалл.
Вывод №2 Соль – кристалл. (на экране появляется схема вывода)
Лаборант: когда мы сыпали соль, установили, что она сыпется, значит, она?
Дети: сыпучая.
Вывод №3 Соль - сыпучая (на экране появляется схема вывода)
Лаборант: растворяя соль в теплой и холодной воде, что мы увидели?
Дети: в теплой воде соль растворилась быстрее, чем в холодной.
Вывод №4 Теплая вода растворяет соль быстрее (на экране появляется схема вывода)
Лаборант: ребята, сейчас мы с вами проведем еще один опыт с солью и яйцом. Для этого мне нужен один помощник. (педагог вызывает одного ребенка).
Коллега, прошу насыпать в один стакан 3 ложки соли и хорошо перемешать. Большое спасибо за помощь.
Во втором стакане простая вода, без соли. Беру два сырых яйца и опускаю в воду, в стакан с солью и без соли. Что вы видите? (ответы детей)
№5: там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а в стакане без соли, яйцо утонуло, потому что соленая вода имеет большую плотность и не дает яйцу утонуть. Ребята, а где мы можем встретить соленую воду в природе? (ответы детей)
Лаборант: итак, продолжим наш эксперимент, и я приглашаю еще одного помощника. (педагог вызывает ребенка) Смешай соленый раствор с чистой водой.
Лаборант: я опускаю яйцо в новый раствор, что вы теперь наблюдаете? Яйцо оказалось примерно посередине. Все потому, что плотность воды стала меньше и яйцо уже не может так хорошо плавать.
Лаборант: вы знаете, моя помощница большая любительница приправ. И на днях она случайно просыпала в соль перец. Разделить соль и перец, она, конечно, не смогла потому, что она не знает одну хитрость. Сейчас ребята я хочу вам показать один небольшой фокус, в этом мне поможет обыкновенный воздушный шарик. Вот, смотрите.
На подносе перемешана соль с перцем. Лаборант натирает шарик о шарф и намагничивает перец к шарику.
Лаборант: с помощью шарфа, шарик стал обладать свойством магнетизма и забрал на себя мелкие и легкие частицы перца. А почему соль не намагнитилась? (ответы детей). Да, действительно, кристаллы соли оказались тяжелыми.
Лаборант: да, соль тяжелый кристалл, но это свойство позволило людям рисовать с ее помощью и создавать картины. Хотите, я вас научу? Это очень интересно и легко. Пройдем к столу.
Дети с лаборантом проходят за столы, на которых стоит клей ПВА, картон, соль.
Лаборант: совсем скоро наступит праздник, на дворе лежит снег, снежинки такие красивые, но жаль, мы не можем занести их в помещение, сохранить и любоваться ими. А вот если нарисовать снежинку с помощью соли, она никогда не растает. Возьмем клей и аккуратно, надавливая на тюбик, рисуем снежинку. Теперь берем соль и засыпаем снежинку сверху. Поднимаем листочек и лишнюю соль стряхиваем. Снежинка готова! Я вам хочу подарить их на память, ведь скоро Новый год и такими снежинками можно будет украсить елочку в доме.
На цветном картоне изображение снежинки. Дети, клеем ПВА, наносят на рисунок контур. Сверху посыпают солью. Лишнюю соль стряхивают на подкладные листы.
Выполнение работ детьми.
Лаборант: ребята, какие вы молодцы! Какие красивые работы у вас получились! А помогла нам в этом соль с ее чудесными свойствами. Но, наши исследования на сегодня закончились, а пока вы работали, Кристаллик нашептал мне, что очень хочет остаться жить со мной в лаборатории. Можно я ему разрешу?
Ответы детей.
Лаборант: хорошо! Ребята, вы такие молодцы! У меня для вас есть чудесные кристаллы. Если вам было интересно в моей лаборатории, и вы хотите вернуться в нее еще раз, возьмите, пожалуйста, синий кристаллик. Если вы устали и вам было трудно проводить исследования, тогда возьмите красный кристаллик.
Дети выбирают кристаллы.
Лаборант: большое вам спасибо. Кажется, я что-то вам обещала!
Дети: инструкции.
Лаборант: конечно, инструкции! Вы возьмете их домой, а в следующий раз расскажите, что у вас получилось. (Раздает инструкции)
Лаборант: а мы с Кристалликом продолжим наши исследования. До новых встреч!