МААМ-картинки

Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»

Светлана Симонова
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие». Виды деятельности: познавательная, музыкальная, игровая, речевая.

Цель:

Обобщение знаний детей о малой Родине, г. Петровска.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о том, как и, кто основал г. Петровск, как были устроены дома, какую одежду носили, с укладом жизни. Учить сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени.

Закрепить знания детей о памятных местах города, их историей.

Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе „Путешествие по малой Родине — городу Петровску“» размещена в разделах

Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов, читать стихи. Поддерживать интерес к рассказыванию.

Развивающие:

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города, осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей малой Родине, интерес к посещению музеев, выставок, культурно - исторических мест.

Словарная работа: машина времени, прошлое, транспорт, площадь, ремесленники,

достопримечательности.

Методы и приемы: использование наглядного материала, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, ТСО, сюрпризный момент, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование:

Машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).

Для презентации: экран, мультимедийный проектор, изображения (картины, фото, музыкальный центр, фонограмма музыки, макеты Петровской крепости и современного города.

Предварительная работа:

Экскурсии по городу к памятникам, рассматривание герба г. Петровска, беседы, чтение и заучивание стихов о родном городе местных поэтов, разучивание русской народной песни, игр, пословиц о родине, совместные рисунки детей и родителей о родном городе чтение книг о прошлом и настоящем города Петровска, игра «Шел козел по лесу».

Воспитатель.

Друзья, я предлагаю поиграть. У меня есть много разных картинок, они самые обычные. Но, когда я смотрю на них, то сразу вспоминаю, что-то интересное.

Например - книга. Я вспоминаю, как мы с вами ходили в библиотеку.

-А вы? Ответ детей.

-А у меня есть картинка кота. Ответ детей.

-А вот картинка березы. Ответ детей.

- Чем является? Ответ детей.

-А еще у меня есть картинка матрешки. Ответ детей.

-Почему многие иностранцы увозят ее к себе? Ответ детей.

-А вот картинка нашего герба. Ответ детей.

Воспитатель. Дети, я от вас слышала слово – Родина. А что такое Родина? Ответ детей. Ребенок читает стихотворение.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

-Дети, скажите, где ваша Родина? Ответ детей.

- Давайте послушаем стихотворение о малой Родине.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

- Дети, хотите узнать, как выглядел Петровск много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? 3,2,1- ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).

Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о том, как появился наш город? (дети садятся в круг).

Воспитатель начинает рассказ.

- Когда – то, очень давно, когда не было на свете ни вас, ни ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек здесь были …

- Как вы думаете что? (дикое поле, степи, леса).

- Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)

- Через леса протекали реки большие и (маленькие, узкие и (широкие, мелкие и (глубокие). -- А как вы думаете, что было дальше?

-Дети. На берегу реки поселились кочевники, разбойники. Они грабили и уводили в плен, всех кто проезжал с товарами на Москву.

И русский царь Петр 1, проезжая из военного похода велел построить на берегу реки Медведица крепость для защиты от кочевников.

Слайд 1.

Воспитатель:

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда-то

Крепость поднялась.

- Кто был первыми жителями? Ответ детей.

(Первыми жителями Петровска были выходцы из Пензы, Саранска, Мокшана и других мест.

-Где находилась крепость? (на центральной площади)

- А, что было дальше?

Дети рассказывают.

Прошло немного времени, и крепость стала превращаться в город. Приезжали сюда молодые семьи, купцы, кузнецы, ткачи, ремесленники, строили дома.

-Все дома были высокие, красивые как сейчас?

Ответ детей.

Не все дома были добротными, многие топились «по - чёрному»

дым выходил из маленького окошечка, пол был земляной, крыша соломенная.

Слайд 2.

- Город строился,

Слайд 3.

рождались дети, которые любили играть. Давайте и мы поиграем.

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор (изобразите забор, нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию).

За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся: (кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли,

И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Под музыку появляется Любавушка (взрослый):

Любавушка: Поклон вам, красны девицы и добры молодцы. Вижу, не здешние вы и одеты не по-русски, не по-нашему. Аль со злом на Петровскую землю пожаловали?

Дети: С добром!

Любавушка.

Так, вы стало быть тоже, петровчане?

Дети: Да! Мы тоже петровчане, но только из 21 века! Мы хотели на старую Петровскую крепость посмотреть! А как вас зовут?

Любавушка: А звать-величать меня Любавушка, а это мои дети (дети из группы).

Дети. А как вы к нам попали?

Дети: На машине времени.

Любавушка: Вот так диво дивное, чудо чудное! Как бы и мне хотелось, чтобы вы мне про свой город рассказали, показали всё интересное.

Дети: А поехали с нами, Любавушка!

Дети садятся в машину времени и отправляются в настоящее (свое) время, выходят из машины.

Любавушка. Покажите нам свой Петровск.

На экране появляется изображение достопримечательностей города.

Слайд 1.

Привокзальная площадь, памятник Петру 1, основателю города.

Слайд 2.

Дети.

А у нас, главным украшением города Петровска были православные храмы.

Слайд 3.

Дети.

Памятник борцам, погибшим за Советскую власть в настоящее время.

Слайд 4.

Дети.

А так раньше выглядела улица Московская.

Слайд 5.

Дети.

Петровск является родиной Героев Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова и Павла Степановича Шамаева,, детского поэта Александра Устиновича Порецкого, дирижёра Виктора Кнушевицкого, олимпийской чемпионки по бегу Татьяны Казанкиной, доктора Николая Кушева, он работал в Петровской земской больнице. Также в Петровске жили и учились академик живописи Лев Степанович Игорев.

Слайд 6.

Дети.

У нас в городе имелась женская гимназия, реальное училище, духовное училище. И было много ремесленников.

- Дети. Кто такие ремесленники?

Дети отвечают.

Ремесленники- люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду.

Ремесленники — люди, занимающиеся ремеслом.

Слайд 7.

Современная площадь. Над площадью возвышается памятник петровчанам. Участникам, Великой Отечественной войны, возле него горит Вечный огонь.

Воспитатель.

Во время войны более 6000 петровчан не вернулись с поля битвы. Память о них жива, на гранитных плитах написаны имена погибших, лежат венки из цветов.

Слайд 8.

Дети. У нас здесь раньше была крепость.

Дети.

А еще наш город славится людьми. У нас много поэтов и музыкантов.

Воспитатель. Мы тоже любим веселиться.

Русская хоровод - игра «Шёл козел по лесу»

Любавушка. Как у вас интересно стало в Петровске. Дети, а что у вас народ говорит, о Родине?

Дети называют пословицы о Родине:

1. На чужой стороне и весна не красна.

2. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

3. Человек без Родины, что соловей без песни.

4. Жить – Родине служить.

5. В отдыхе веселье, смех – в работе успех.

6. Нет в мире краше Родины нашей.

7. Своя земля и в горстке мила.

Любавушка. А в моем времени, были большие ярмарки. У торговцев кроме товара были счетные дощечки, их называли – носами. Для чего они нужны? Ответ детей.

Любавушка. Можно было брать товар в долг, а чтобы не забыть о нем, на дощечках делали зарубки. Говорили: «заруби себе на носу» – значит запомни.

Представьте, что вы попали на одну из них.

Проводится игра «Ярмарка».

Ребенок – продавец представляет свой товар.

1- Ребенок.

Игрушка-диво!

Изящна, красива!

Угодно купить?

Могу уступить!

Подходи, смотри:

Товар, что надо,

Отдам без заклада!

2 Ребенок. Дальше пойду, еще посмотрю.

Диалог продавца и покупателя.

-Здравствуйте, откуда вы приехали, что привезли?

- Я приехал из селенья Хохлома, Нижнего Новгорода, привез расписные ложки и т. д.

-Это беру, и это. Хотелось и ложечку взять, у меня дочка подрастает. Едим из общего котелка, а ложечка у каждого своя. Да жаль, что закончились монеты. Продай мне в долг! Заруби у себя на носу, долг завтра принесу.

Покупатель и продавец делают на дощечках зарубки и показывают присутствующим.

Любавушка. А у нас традиция есть, дорогих гостей хлебом – солью встречать.

Воспитатель. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются. Сами посмотрите.

Выход ряженных с хлебом – солью.

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим! Хлеб считается основой благополучия, соль отгоняет злых духов. Поэтому мы делимся с вами самым дорогим, и выражаем свое уважение и пожелание благополучия и добра.

Любавушка. Отламывает кусочек, макает в соль, хвалит. Очень вкусный хлебушек.

Дети.

«Без соли, без хлеба худая беседа»,

«Хлеб на стол, так и стол — престол»,

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»

Любавушка.

Хорошо у вас, но дома-то лучше. Я уже соскучилась, домой хочу. Низкий вам поклон, до свидания!

Любавушка и дети уходит.

Итог.

Воспитатель. Дети, а вы счастливы, что живете в Петровске? Чем нравится Петровск?

Ответ детей.

«Я счастлив, что в городе этом родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я и гордость свою не скрываю –

Мой город – Петровск, я дороже не знаю!»

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 21:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Симонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД