Светлана Симонова
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие». Виды деятельности: познавательная, музыкальная, игровая, речевая.
Цель:
Обобщение знаний детей о малой Родине, г. Петровска.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о том, как и, кто основал г. Петровск, как были устроены дома, какую одежду носили, с укладом жизни. Учить сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени.
Закрепить знания детей о памятных местах города, их историей.
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе „Путешествие по малой Родине — городу Петровску“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов, читать стихи. Поддерживать интерес к рассказыванию.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города, осознание детьми принадлежности к своему народу.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей малой Родине, интерес к посещению музеев, выставок, культурно - исторических мест.
Словарная работа: машина времени, прошлое, транспорт, площадь, ремесленники,
достопримечательности.
Методы и приемы: использование наглядного материала, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, ТСО, сюрпризный момент, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).
Для презентации: экран, мультимедийный проектор, изображения (картины, фото, музыкальный центр, фонограмма музыки, макеты Петровской крепости и современного города.
Предварительная работа:
Экскурсии по городу к памятникам, рассматривание герба г. Петровска, беседы, чтение и заучивание стихов о родном городе местных поэтов, разучивание русской народной песни, игр, пословиц о родине, совместные рисунки детей и родителей о родном городе чтение книг о прошлом и настоящем города Петровска, игра «Шел козел по лесу».
Воспитатель.
Друзья, я предлагаю поиграть. У меня есть много разных картинок, они самые обычные. Но, когда я смотрю на них, то сразу вспоминаю, что-то интересное.
Например - книга. Я вспоминаю, как мы с вами ходили в библиотеку.
-А вы? Ответ детей.
-А у меня есть картинка кота. Ответ детей.
-А вот картинка березы. Ответ детей.
- Чем является? Ответ детей.
-А еще у меня есть картинка матрешки. Ответ детей.
-Почему многие иностранцы увозят ее к себе? Ответ детей.
-А вот картинка нашего герба. Ответ детей.
Воспитатель. Дети, я от вас слышала слово – Родина. А что такое Родина? Ответ детей. Ребенок читает стихотворение.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
-Дети, скажите, где ваша Родина? Ответ детей.
- Давайте послушаем стихотворение о малой Родине.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
- Дети, хотите узнать, как выглядел Петровск много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? 3,2,1- ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).
Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о том, как появился наш город? (дети садятся в круг).
Воспитатель начинает рассказ.
- Когда – то, очень давно, когда не было на свете ни вас, ни ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек здесь были …
- Как вы думаете что? (дикое поле, степи, леса).
- Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)
- Через леса протекали реки большие и (маленькие, узкие и (широкие, мелкие и (глубокие). -- А как вы думаете, что было дальше?
-Дети. На берегу реки поселились кочевники, разбойники. Они грабили и уводили в плен, всех кто проезжал с товарами на Москву.
И русский царь Петр 1, проезжая из военного похода велел построить на берегу реки Медведица крепость для защиты от кочевников.
Слайд 1.
Воспитатель:
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Крепость поднялась.
- Кто был первыми жителями? Ответ детей.
(Первыми жителями Петровска были выходцы из Пензы, Саранска, Мокшана и других мест.
-Где находилась крепость? (на центральной площади)
- А, что было дальше?
Дети рассказывают.
Прошло немного времени, и крепость стала превращаться в город. Приезжали сюда молодые семьи, купцы, кузнецы, ткачи, ремесленники, строили дома.
-Все дома были высокие, красивые как сейчас?
Ответ детей.
Не все дома были добротными, многие топились «по - чёрному»
дым выходил из маленького окошечка, пол был земляной, крыша соломенная.
Слайд 2.
- Город строился,
Слайд 3.
рождались дети, которые любили играть. Давайте и мы поиграем.
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор, нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию).
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли,
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Под музыку появляется Любавушка (взрослый):
Любавушка: Поклон вам, красны девицы и добры молодцы. Вижу, не здешние вы и одеты не по-русски, не по-нашему. Аль со злом на Петровскую землю пожаловали?
Дети: С добром!
Любавушка.
Так, вы стало быть тоже, петровчане?
Дети: Да! Мы тоже петровчане, но только из 21 века! Мы хотели на старую Петровскую крепость посмотреть! А как вас зовут?
Любавушка: А звать-величать меня Любавушка, а это мои дети (дети из группы).
Дети. А как вы к нам попали?
Дети: На машине времени.
Любавушка: Вот так диво дивное, чудо чудное! Как бы и мне хотелось, чтобы вы мне про свой город рассказали, показали всё интересное.
Дети: А поехали с нами, Любавушка!
Дети садятся в машину времени и отправляются в настоящее (свое) время, выходят из машины.
Любавушка. Покажите нам свой Петровск.
На экране появляется изображение достопримечательностей города.
Слайд 1.
Привокзальная площадь, памятник Петру 1, основателю города.
Слайд 2.
Дети.
А у нас, главным украшением города Петровска были православные храмы.
Слайд 3.
Дети.
Памятник борцам, погибшим за Советскую власть в настоящее время.
Слайд 4.
Дети.
А так раньше выглядела улица Московская.
Слайд 5.
Дети.
Петровск является родиной Героев Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова и Павла Степановича Шамаева,, детского поэта Александра Устиновича Порецкого, дирижёра Виктора Кнушевицкого, олимпийской чемпионки по бегу Татьяны Казанкиной, доктора Николая Кушева, он работал в Петровской земской больнице. Также в Петровске жили и учились академик живописи Лев Степанович Игорев.
Слайд 6.
Дети.
У нас в городе имелась женская гимназия, реальное училище, духовное училище. И было много ремесленников.
- Дети. Кто такие ремесленники?
Дети отвечают.
Ремесленники- люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду.
Ремесленники — люди, занимающиеся ремеслом.
Слайд 7.
Современная площадь. Над площадью возвышается памятник петровчанам. Участникам, Великой Отечественной войны, возле него горит Вечный огонь.
Воспитатель.
Во время войны более 6000 петровчан не вернулись с поля битвы. Память о них жива, на гранитных плитах написаны имена погибших, лежат венки из цветов.
Слайд 8.
Дети. У нас здесь раньше была крепость.
Дети.
А еще наш город славится людьми. У нас много поэтов и музыкантов.
Воспитатель. Мы тоже любим веселиться.
Русская хоровод - игра «Шёл козел по лесу»
Любавушка. Как у вас интересно стало в Петровске. Дети, а что у вас народ говорит, о Родине?
Дети называют пословицы о Родине:
1. На чужой стороне и весна не красна.
2. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
3. Человек без Родины, что соловей без песни.
4. Жить – Родине служить.
5. В отдыхе веселье, смех – в работе успех.
6. Нет в мире краше Родины нашей.
7. Своя земля и в горстке мила.
Любавушка. А в моем времени, были большие ярмарки. У торговцев кроме товара были счетные дощечки, их называли – носами. Для чего они нужны? Ответ детей.
Любавушка. Можно было брать товар в долг, а чтобы не забыть о нем, на дощечках делали зарубки. Говорили: «заруби себе на носу» – значит запомни.
Представьте, что вы попали на одну из них.
Проводится игра «Ярмарка».
Ребенок – продавец представляет свой товар.
1- Ребенок.
Игрушка-диво!
Изящна, красива!
Угодно купить?
Могу уступить!
Подходи, смотри:
Товар, что надо,
Отдам без заклада!
2 Ребенок. Дальше пойду, еще посмотрю.
Диалог продавца и покупателя.
-Здравствуйте, откуда вы приехали, что привезли?
- Я приехал из селенья Хохлома, Нижнего Новгорода, привез расписные ложки и т. д.
-Это беру, и это. Хотелось и ложечку взять, у меня дочка подрастает. Едим из общего котелка, а ложечка у каждого своя. Да жаль, что закончились монеты. Продай мне в долг! Заруби у себя на носу, долг завтра принесу.
Покупатель и продавец делают на дощечках зарубки и показывают присутствующим.
Любавушка. А у нас традиция есть, дорогих гостей хлебом – солью встречать.
Воспитатель. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются. Сами посмотрите.
Выход ряженных с хлебом – солью.
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим! Хлеб считается основой благополучия, соль отгоняет злых духов. Поэтому мы делимся с вами самым дорогим, и выражаем свое уважение и пожелание благополучия и добра.
Любавушка. Отламывает кусочек, макает в соль, хвалит. Очень вкусный хлебушек.
Дети.
«Без соли, без хлеба худая беседа»,
«Хлеб на стол, так и стол — престол»,
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»
Любавушка.
Хорошо у вас, но дома-то лучше. Я уже соскучилась, домой хочу. Низкий вам поклон, до свидания!
Любавушка и дети уходит.
Итог.
Воспитатель. Дети, а вы счастливы, что живете в Петровске? Чем нравится Петровск?
Ответ детей.
«Я счастлив, что в городе этом родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я и гордость свою не скрываю –
Мой город – Петровск, я дороже не знаю!»