Светлана Тимофеева
Конспект подгрупповой НОД в подготовительной группе для детей с ОНР
▼ Скачать +Заказ
Тема "Мебель"
(первое занятие недели по теме)
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем.
Задачи:
• закреплять знания о частях мебели;
• упражнять в умении образовывать и употреблять относительные прилагательные;
• совершенствовать навык слогового анализа слов;
• обогащать экспрессивную речь однокоренными словами;
• закреплять умение составления сложноподчиненного предложения;
• развивать мышление, пространственные отношения, зрительный гнозис, мелкую моторику.
Публикация «Конспект подгрупповой НОД в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: зашумленное изображение предметов мебели, наборное полотно, планшет с изображением трехкомнатной квартиры, плоскостные изображения мебели, мяч, рабочие листы с заданиями на развитие пространственной ориентировки (см. приложение 1) и выделение «4-го лишнего» (см. приложение 2, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент. Развитие зрительного гнозиса.
У детей на столах лежат картинки с зашумленным изображением предметов мебели. Логопед просит детей посмотреть на картинки, определить, что на них нарисовано, назвать, а затем сесть.
II. Основная часть.
1. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление знаний о частях мебели. Игра «Будь внимательным»
Логопед просит детей назвать одним словом предметы, которые они узнали на своих картинках. Объявляет тему занятия – «Мебель». Предлагает детям поиграть в игру.
Логопед перечисляет части одного из предметов мебели, а дети называют ту часть, которую она не назвала.
Логопед. У кресла есть спинка, сиденье, ножки.
Ответы детей. И подлокотники.
Логопед. У кровати есть матрас и четыре ножки.
Ответы детей. А еще две спинки.
(Аналогично со столом и шкафом).
2. Упражнение в образовании относительных прилагательных. Игра «Какой? Какая? Какие?» (игра с мячом).
Логопед. Давайте поговорим, какая мебель стоит в нашей квартире. Я качу вам мяч и говорю, из чего она сделана, а вы возвращаете мяч мне и говорите, какая она. Стол сделан из дерева.
Ответы детей. Деревянный стол.
Логопед. Стулья на кухне сделаны из металла.
Ответы детей. Металлические стулья.
(Аналогично: вельветовый диван, замшевые кресла, стеклянный столик, дубовая стенка).
3. Развитие мышления. Игра «4-й лишний» (на рабочих листах).
Логопед просит детей посмотреть на первый ряд нарисованных на листе предметов и выделить лишний, объяснить, почему он лишний: диван – кресло – стул – комод.
Ответы детей. Лишний комод, потому что на нем нельзя сидеть.
Аналогично другие ряды:
тумбочка – шкаф – кровать – холодильник;
холодильник – стол – телевизор – магнитофон.
III. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира».[/b]На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.
В нашей комнате-столовой
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых - спальне
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть.
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
IV. Основная часть. 4. Развитие пространственной ориентировки.
Упражнение «Помоги гномам найти свое место».
У детей на столах рабочие листы с изображением 5-ти гномов и 5-ти стульев по-разному расположенных в пространстве. Задание детям – показать стрелочками, на каком стуле сидит каждый из гномов.
5. Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения.
Игра «Новая квартира».
На наборном полотне перед детьми стоит планшет, на котором изображена трехкомнатная квартира. Вместо изображений мебели – подклеенные «липучки».
Логопед. Посмотрите на квартиру. В ней три комнаты. Сегодня мы будем обставлять ее. Вы будете выбирать только ту мебель, в названии которой по два слога, находить для нее место в квартире, рассказывать, куда вы ее поставили, для чего она нужна.
Дети выбирают изображения мебели, закрепляют их на планшете и комментируют свои действия.
Предполагаемые ответы детей. Я поставлю ди – ван в гостиную, для того чтобы на нем можно было удобно сидеть перед телевизором. Аналогично с одним, тремя слогами.
Я поставлю тум – боч – ки в спальню, чтобы можно было положить на них книги.
6. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Игра «Семейка слов».
Логопед. Последняя игра называется «Семейка слов». Давайте попробуем образовать слова одной семейки от слова стол. Как называется крышка стола?
Ответы детей. Столешница.
(Аналогично:
комната, в которой обедают – столовая;
календарь на столе у воспитателя – настольный).
V. Итог занятия. Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, рассказать, что было особенно интересно делать.