Елена Шарнина
Конспект подгруппового занятия в подготовительной логогруппе по лексической теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: Зимующие птицы.
Цель:
Расширять и активизировать словарный запас по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять и расширять представления о зимующих птицах;
- совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование сложных форм)
Публикация «Конспект подгруппового занятия в подготовительной логогруппе по лексической теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание,
- развивать общую, мелкую и речевую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:
мяч, разрезные картинки зимующих птиц по количеству детей, три сюжетные картинки для составления рассказа, доска.
Ход: 1. Оргмомент.
Отправляемся на прогулку в зимний лес. Смотрите, птиц сколько…
Узнайте по описанию, про кого я говорю?
Кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)
Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)
Кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)
Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)
Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)
Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)
Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель, клест, голубь, ворона)
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы поговорим о зимующих птицах, будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
Почему этих птиц называют – зимующие? Нужно ли помогать птицам зимой? Объяснить свой ответ.
3. Развитие мелкой
моторики.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Соединяем одновременно пальцы в колечки, указательный с большим
Зимуют у нас эти чудные птицы. Тоже, но начинаем с мизинца
И чтоб они жили по-прежнему с нами, Хлопки
Мы будем кормить их, конечно же, сами. Сжимаем и разжимаем по очереди кулачки
4. Образование сложных слов.
«Скажи одним словом» (с мячом)
Скажи одним словом, если:
У сороки белые бока, поэтому ее называют. белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют… длиннохвостая.
У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювый.
5. Развивать глагольный словарь.
Игра «Кто как голос подает?»
На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют ее. Затем, логопед спрашивает, как подает голос данная птица.
Голубь (что делает) – воркует
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Сова – ухает
6. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Назови ласково»
Черное перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длиненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.
7. Физминутка.
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари. Пощипывают щеки
Это красные фонарики
Засветились снегири. Взмахи руками как крыльями.
Чистят перышки пунцовые,
Воду пьют из родника. «Пьют»
Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека. Ритмичные хлопки в ладоши.
8. Развитие связной речи.
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок.
Логопед предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности. дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.
- Как можно назвать будущий рассказ?
Из предложенных названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
Логопед задает вопросы:
3. Почему дети решили сделать кормушку?
4. Что им для этого понадобилось?
5. Где дети повесили кормушку?
6. Кто был рад прилететь к кормушке?
7. Как нужно заботиться о птицах зимой?
Дети отвечают.
- Еще раз внимательно рассмотрите картинки и подумайте, как вы будете рассказывать. Начните свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку. Придумайте детям имена.
Рассказ, составленный детьми.
Наступила суровая зима. Птицам было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова. Дети пошли в парк. Ваня встал на пенек и прикрепил кормушку к ветке. А Таня насыпала из баночки семечки. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели, как воробей сел на кормушку.
9. Итог.
Что мы сегодня с вами делали на занятии? О чем составляли рассказ? Как называют птиц, которые остаются зимовать? Как можно помочь птицам зимой?
Список литературы:
1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
2. Гомзяк О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М. : ТЦ сфера, 2007. – 96с. – (Логопед в ДОУ).
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!/Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006. – 208с. : ил. – (Серия «Готовимся к школе»).