Лариса Александрова
Конспект подгруппового занятия в логопедической группе для детей 6–7 лет «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в логопедической группе для детей 6-7 лет на тему :«Морские обитатели»
Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Публикация «Конспект подгруппового занятия в логопедической группе для детей 6–7 лет „Морские обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
• совершенствовать словарный запас;
• совершенствовать навык звуко – слогового анализа слов;
• совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
• формировать умение делить слова на слоги;
• формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.
Коррекционно – развивающие:
• развивать артикуляционную моторику;
• развивать координацию речи с движениями;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать зрительное восприятие, внимание;
• развивать навык деления слова на слоги;
• совершенствовать умение собирать целое из частей.
Коррекционно – воспитательные:
• воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
• формировать умение работать и играть в коллективе;
• воспитывать умение работать по инструкции.
Методы и приё мы:
• практические: дидактическая игра
• наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.
• словесные: беседа, объяснение
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, цветные фишки на каждого ребёнка, схемы для определения позиции звука в слове, коврограф, ноутбук.
Предварительная подготовка :
• Рассматривание фотографий с изображением морских обитателей;
• Заучивание слов физкультминутки;
• Выполнение артикуляционной гимнастики.
• Просмотр мультфильма «В поисках Дори» Домашнее задание
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.
Логопед : Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.
Логопед : Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.
Дыхательная гимнастика
«Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение.
Логопед : Ребята, посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт. Давайте посмотрим, что там. Это письмо от рыбки Дори. Вы знаете такую рыбку?
Дети: Да!
Логопед : Какая проблема была у неё?
Дети: у Дори была очень плохая память.
Прочитаем письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам рыбка по имени Дори, я потерялась, не могу найти дорогу домой. Помогите мне, пожалуйста»
Ребята, поможем Дори добраться до дома, где ее ждут родители?
Дети: Да!
Логопед : Для того, чтобы нам помочь Дори найти дорогу домой, мы должны выполнить задания разных морских жителей, которых встретим во время нашего путешествия. А чтобы справиться с заданиями, нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться.
Чтобы узнать, какие морские обитатели нам приготовили задания, нужно собрать разрезные картинки. И назвать, кто изображён на них, начиная предложение со слов: «у меня на картинке….» или «я собрал картинку с изображением….»
2. Д / и «Собери картинку. Составь предложение»
(Дети собирают разрезные картинки и составляют предложения. ( разрезные картинки: раба-клоун, морская черепаха, китовая акула, осьминог, белуха)
Дети: У меня получилась морская черепаха…и т. д.
Логопед : Сейчас я расскажу вам интересные факты о каждом из этих морских обитателях. Слушайте внимательно.
Морские черепахи - не могут втягивать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи.
Китовая акула - крупная акула из семейства китовых акул. Это крупнейшая из существующих в настоящее время видов акул, а также крупнейшая из современных рыб. Её размер достигает, по меньшей мере 12-14 м, возможно, до 18 м. У акул очень много острых зубов, количество их достигает до 15 тысяч Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму. По остроте они могут сравниться с ножом.
Белуха- зубатый кит, обитающий в арктических морях. Окраска кожи меняется с возрастом: новорожденные - темно-синие, после года становятся серыми и голубовато-серыми; особи старше 3-5 лет - чисто белые (отсюда и название). Белухи - единственные представители китообразных, способные выражать эмоции с помощью мимики. Максимальная длина тела белухи - до 6 м. Кожа у белухи до 15 мм толщиной, защищает тело от повреждений при плавании среди льдов.
Осьминог - у осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.
Рыбы-клоун- свое необычное прозвище она получила благодаря забавному окрасу, который похож на грим цирковых клоунов. Рыбье тело окрашено в яркий оранжевый цвет с белыми и черными полосами. У некоторых видов основной цвет может быть не оранжевый, а красный, желтый или даже розовый. Длина рыбок-клоунов достигает 10-13 см. Но, несмотря на маленькие размеры и приятную внешность, они бывают достаточно агрессивными: могут кусаться и щипаться. Судя по этому, воинственный нрав рыбок соответствует их окрасу.
- Ну что ребята, вы готовы к выполнению заданий?
Дети: Да!
Логопед : Давайте отгадаем загадку и узнаем, кого первого мы встретим на пути:
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха,
Кто же это?
Дети: Черепаха.
«Артикуляционная гимнастика»
- Первое задание от морской черепахи. Морская черепаха хочет, чтобы мы выполнили артикуляционную гимнастику
«Морская черепаха»
Сверху блюдо, снизу блюдо - (язык прячем то под верхнюю, то под нижнюю губу)
Неожиданно откуда - (рот закрыт)
Появилась голова – («лопатка»)
Закивала всем она – (подъем языка вверх, вниз «Качели»)
На животик повернулась – (широкий язык на нижнюю губу «лопатка»)
Сладко, сладко потянулась - («Часики»)
Поднялась на вверх с размаху - («Грибок»)
Я – морская черепаха! - («Иголочка»)
- Молодцы, вы справились с первым заданием. Поплыли дальше.
- Послушайте следующую загадку:
Свирепа, беспощадна,
Быстра невероятно,
Зубы — острые ножи,
Пасть утыкана вся в них!
(Акула)
Логопед : Следующее задания от Китовой акулы. А давайте вспомним, как зовут в мультфильме китовую акулу.
Дети: Дестини.
Логопед : Молодцы!
Акула нам предлагает выполнить звуковой анализ слова «Акула» и выложить звуковую схему цветными фишками. Ребята, кто желает составить схему на коврографе? Остальные выкладывают звуковую схему самостоятельно.
АКУЛА
Логопед : Сколько слогов в слове «Акула»?
Дети: В слове «Акула» три слога.
Логопед : Почему в слове «Акула» три слога? Какое есть правило?
Дети: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Логопед : Сколько звуков в слове «Акула»? Назовите.
Дети: Пять звуков.
Выкладывают схему
- Какой звук первый?)[А ]- гласный,
- Каким цветом обозначим? (красным)
- Какой второй звук? [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначим синим цветом
- Какой третий звук? [У]- гласный, обозначим красным цветом,
- Какой четвертый звук? [Л] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначим синим цветом,
- Какой звук пятый?)[А ]- гласный, обозначим красным цветом.
Логопед : Сколько мягких согласных звуков в слове «акула»? Назови.
Дети: В слове акула нет мягких согласных звуков
Логопед : Сколько твёрдых согласных звуков?
Дети: В слове акула 2 твё рдых согласных звука: К,Л.
Логопед : Сколько гласных звуков? Назови их.
Дети: В слове акула 3 гласных звука: А. У. А.
Все справились? Молодцы! Вот мы оказались еще ближе к дому рыбки-Дори,
- Послушайте следующую загадку:
Всё без рук могу хватать!
Ног моих не сосчитать!
Но а тот, кто всё же смог,
Говорит я …
Дети: Осьминог
А как зовут осьминога.
Дети: Хэнк
Задание от Хэнка
Физкультминутка
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз
Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.
Сальто сделают на бис.
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево,
тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.
Логопед : Молодцы!
Плывем дальше. Следующая загадка:
Подо льдом, как дельфин, он ныряет,
Подышать на поверхность всплывает.
Набивает моллюсками брюхо,
Кит зубатый и жирный – белуха.
Логопед : Давайте вспомним имя Белухи
Дети: Бейли
«Деление слов на слоги»
Задание у нас от Бейли. Она просит разделить слова на слоги, пропрыгав каждое слово.
Дети: Море, кит, ракушка, дельфин, плавник.
Логопед : Молодцы, ребята! Нам осталось совсем немного и Дори найдет своих родителей!
Логопед : Следующая загадка.
На спине полоски носит,
- Это зебра? Кто-то спросит.
Нет, она в воде живёт,
Плавники она несёт. Рыба-клоун
Логопед : Ребята, вот мы и встретили друга рыбки Дори – рыбку-клоуна по имени…
Дети: Марлин
Задание от Марлина.
«Определи место звука [А]»
Нужно определить место звука [А] в словах (начало, середина, конец) на схеме. (Акула, скат, кораллы, краб, морская звезда, медуза)
Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Молодцы!
Логопед : Посмотрите, кто плывет нам навстечу.
Дети: Родители Дори – Дженни и Чарли. Вот мы с вами и помогли найти дорогу домой Дори.
Ребята, Дженни и Чарли, хотят, чтобы вы Дори научили считать, как вы помните, у нее очень плохая память. Научим!
Дети: Да!
«Посчитай «1 -2 – 5»
Давайте вместе поиграем в игру “1,2,5» и посчитать морских обитателей.
Умный дельфин – (один умный дельфин, два умных дельфина, пять умных дельфинов).
Зубастая акула – (одна зубастая акула, две зубастые акулы, пять зубастых акул).
Прозрачная медуза– (одна прозрачная медуза, две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).
Большой кит – (один большой кит, два больших кита, пять больших китов).
Ленивый краб – (один ленивый краб, два ленивых краба, пять ленивых крабов).
Итог занятия :
Логопед : Дори и её родители поплыли домой! Давайте помашем им, попрощается.
- Ребята, ну что, мы помогли Дори?.
- Что вы сегодня нового узнали о морских обитателях?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым лёгким?
- Какое задание было самым трудным?
Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам!