Оксана Борзунова
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием метода песочной терапии «Путешествие в песочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием метода песочной терапии
Тема «Путешествие в песочную страну»
Диффференциация [с] и [ш]
Автор: Борзунова Оксана Сергеевна
(учитель-логопед МДОУ детский сад 52 Копейского городского округа)
Цель: учить различать звуки с-ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием метода песочной терапии „Путешествие в песочную страну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- уточнение артикуляции звуков [с] - [ш] с опорой на различные анализаторы;
- создание слухового образа звука (на основе сравнения с неречевыми звуками);
- закрепление навыка правильного произношения звуков [с] и [ш];
- закрепление навыка различения звуков [с] и [ш] с опорой на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения, на слуховое восприятие.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие фонематического слуха;
- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
- развитие навыка позиционного звукового анализа;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения;
- совершенствование артикуляционной моторики;
- развитие зрительных, слуховых, кинестетических ощущений;
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти;
- развитие логического мышления.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к учебному процессу;
- развитие учебных навыков (ответ на вопрос, умение слушать ответы других детей);
- развитие навыков взаимодействия с педагогом и другими детьми.
Оборудование: песочница (песочные столы) – 2 шт, индивидуальные зеркала – 6 шт, изображение букв С и Ш, картинки-символы звуков («змея», «свисток», игрушки «собака», «мышь» (4-6 см, камешки, листья.
Ход занятия
Организационный момент.
Я приглашаю вас отправится в увлекательное путешествие. Хотите? (Да)
Тогда берите билеты и занимайте соответствующие места. Вам интересно, куда мы поедем? (Да)
Угадайте! Положите руки на ткань. Потрогайте. Что там? (Песок).
Если страна из песка, то как она называется? – Песочная.
А что можно делать с песком? – Строить, сыпать, закапывать.
В этой стране есть свои законы. (Логопед показывает картинки “законов” – Что же нельзя делать в нашей Песочной стране? – (Дети отвечают.)
В нашей волшебной стране живут звуки. Несмотря на то, что все звуки разные, они дружат друг с другом, объединяясь в слова.
- Страна волшебная и неизвестная, поэтому нам нужны помощники в нашем путешествии. Это будут звуки, а какие вы сами догадаетесь.
Объявление темы занятия.
– Отгадайте загадку:
Хозяйка двора, дом – конура.
Виляет радостно хвостом. Но чужака не пустит в дом. (Собака)
Выставляется отгадка – фигурка Собаки.
– Назовите первый звук в слове СОБАКА. (Звук [с]).
– А теперь отгадайте такую загадку:
Серая крошка, боится кошки,
Под полом живет, все туда несет. (Мышь)
Выставляется отгадка – фигурка Мыши.
– Назовите последний звук в слове МЫШЬ. (Звук [ш]).
– Сегодня мы будем говорить о звуках [с] и [ш], сравнивать звуки, учиться различать их.
Упражнение на развитие правильного речевого дыхания «Что под песком?». Закрепление слухового образа (на основе сравнения с неречевыми звуками).
(Заранее в песке спрятаны игрушки-символы звуков [с] и [ш]. У каждого ребёнка своя кучка или 2 кучки с разными символами в одной песочнице на 3 детей).
Давайте проверим, действительно ли эти звуки будут нам помогать в путешествии?
Возьмите волшебные трубочки и дуйте в песок. Набирайте воздух через нос, не поднимая плеч, надуйте живот «шариком». Выдыхайте медленно и плавно. Старайтесь дуть так, чтобы воздушная струя была долгой.
(Дети находят змею – звук [Ш] и свисток – звук [С]. На мольберты выставляются картинки «змея» и «свисток»).
- свисток, как он свистит– с-с-с-с-с-с.
– змея – она высунула язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Наши символы просят, чтобы вы вспомнили звуки, которые они представляют.
Проговаривание звуков [с] и [ш] изолированно.
Возьмите в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «С-С-С»,
а теперь разровняйте горку, произнося звук «Ш-Ш-Ш».
Теперь мы готовы отправляться дальше, нас ждёт таинственный ОСТРОВ ЗВУКОВ.
Руки в стороны, в полёт отправляем самолёт.
Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд.
С-Ш-С-Ш…прилетели.
Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции. Уточнение характеристики звуков, сравнение.
а) как свистит свисток: с - с - с. - Давайте произнесем звук [с] и посмотрим в зеркало: губы растягиваем в улыбке, зубы сомкнуты, кончик широкого языка находится за нижними зубами, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает. Расскажите про звук [с]. (Этот звук согласный, глухой, твердый).
б) как шипит змея: ш - ш - ш.
– А теперь произнесем звук [ш] перед зеркалом: губы вытянуты вперед, зубы сближены, язычок в форме чашечки, кончик языка наверху. Посмотрите на фотографию слева. Ниже символ звука – губы округлены, кончик языка поднят вверх, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
– Расскажите про звук [ш]. (Этот звук согласный, глухой, твердый).
Различия и сходство.
Найти различия в укладах артикуляции обоих звуков:
разное положение губ, разное положение языка: С - , Ш - ,
разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш - тёплая.
Найти сходство в укладах артикуляции обоих звуков: воздух плавно выходит через рот, звуки произносятся твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Связь звуков с буквами. Упражнение на закрепление букв С и Ш.
Жители острова дарят нам… а что это? (Это буквы С и Ш).
(Буквы С и Ш выставляются на 2 разных мольберта рядом с соответствующими символами звуков).
А мы возвращаемся в Песочную страну.
Руки в стороны, в полёт полетел наш самолёт.
Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд.
С-Ш-С-Ш…прилетели.
Займите свои места. Вспомним буквы., которые нам подарили островитяне и напишем их пальчиками на песке, одновременно произнося звуки С и Ш.
(Дети переходят к песочницам, «печатают» буквы С и Ш с помощью пальцев, одновременно проговаривая).
Развитие фонематического слуха и восприятия.
В песочной стране есть много разных игр, хотите поиграть в одну такую игру? – Да!
Если в слове слышится звук [Ш] - руки кладём на песок и произносим «ш-ш-ш».
Если слышим звук [С] - отряхиваем песок с рук, и произносим «с-с-с».
Санки, подушка, сапоги, шуба, мышь, вишня, весы, коса.
Душ, камыши, сом, сумка, собака, шапка, носок, кошка.
Дифференциация звуков в слогах.
(В одной песочнице - Змейка и Мышка, в другой - Собака и Свисток).
Помните, в Песочной стране нас встречали Собака и Мышь. Оказывается, они любят собирать коллекции, Собака собирает листья, а Мышь – камешки.
Давайте им поможем собрать большую коллекцию, а для этого прошагаем от Мыши к камешкам, повторяя за мной слоги. А теперь – от Собаки к листьям.
сма – смо – сму – смы шмы – шма – шмо – шму
смо – сму – смы – сма шму – шмы – шма – шмо
асм – осм – усм – ысм ушм – ышм – ашм – ошм
осм – усм – ысм – асм ышм – ашм – ошм – ушм
Дифференциация звука в словах.
Ваши билеты разного цвета, разделимся на 2 команды по цветам. Каждый возьмите по игрушке. Команда №1 закапывает игрушки в песочнице команды №2 и наоборот. Потом меняемся и с закрытыми глазами ищем игрушки (игрушки со звуками [С] и [Ш]). Каждый по очереди должен найти в песке одну игрушку. После каждый говорит, что он нашё л: «Я нашёл в песке слона…» и т. д.
Пришла срочная радиограмма - нас приглашают посетить город слов. Поедем на поезде?
Вот поезд наш едет, Колеса стучат,
(Топаем ногам, руки на пояс)
А в поезде нашем ребята сидят.
(Сели за столы)
– Поезд быстро мчится, ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с.
– Из трубы паровоза поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш
Дети с найденными игрушками садятся за столы.
Позиционный анализ.
- А теперь определите, какие звуки (С или Ш) спрятались в ваших словах. Где находятся эти звуки? Поставьте свою игрушку на правильное место на схеме.
Проверьте того, кто сидит рядом и, если всё верно – поднимите улыбающийся смайлик. Если не верно – грустный смайлик. Анализ.
- Нас вместе с игрушками уже ждут в Песочной стране. Возвращаемся:
– Поезд быстро мчится, ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с.
– Из трубы паровоза поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш
- Давайте все вместе определим, сколько слогов в этих словах, пальчиками на песке отмечая каждый слог.
Дифференциация звука в предложении. «Нарисуй картинку и составь предложение».
- Наше занятие подходит к концу, давайте оставим на память о нашем путешествии в песочную страну рисунки на песке.
В название предмета на вашем рисунке должны быть звуки [С] или [Ш].
Дети рисуют на песке предмет (санки, воздушный шар или другие предметы).
А теперь скажите, что вы нарисовали и для чего нужен этот предмет. Например: Я нарисовала колесо. Колесо нужно для того, чтобы машины, велосипеды могли двигаться.
Итог занятия.
– С какими звуками мы встретились в нашем путешествии? – [С] и [Ш].
Ребята, я и жители песочной страны рады были встретиться с вами. Но пора прощаться! До свидания, до новых встреч в нашей волшебной песочной стране!