Елена Абросимова
Конспект подгруппового логопедического занятия: «Лес. Парк. Сад. Луг.»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
Цель: 1. познакомить детей с растениями луга и сада;
показать растения на иллюстрациях и, по возможности, на лугу, в саду и в парке;
рассмотреть внешний вид растения, показать его части: корень, стебель, лист, цветок, семена;
2. Побеседовать с ними о лесе, о том, какие деревья растут в лесу (лиственные и хвойные, какой бывает лес (лиственный, хвойный и смешанный);
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия: „Лес, Парк, Сад, Луг,“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
объяснить, почему лес так называется, какую пользу он приносит, чем он ценен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы);
рассказать о профессии лесничего;
объяснить им выражение «Лес – наше богатство».
ОРГ. МОМЕНТ.
ОБЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
(Дети рассказывают стихи, которые выучили с воспитателями)
«Мы в лес пойдем». Употребление распространенных предложений и предлогов : в,за,из.
Мы с друзьями в лес пойдем.
Ягоды, грибы найдем,
Их в корзинки соберем
И домой мы принесем.
Мы кричим в лесу: «Ау!»
Эхо там живет в бору.
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий охраняет друг – лесничий.
(В. Степанов).
Беседа
Какие растения растут в лесу; кто живет в лесу; в чем его польза и т. д.
• «Прогулка по лесу». Дети «идут в лес». Логопед спрашивает : «Что можно делать в лесу?» Дети отвечают: «В лесу можно гулять (собирать грибы и ягоды, отдыхать, слушать птиц и т. д.)».
Развитие речевого дыхания и голоса
Упр. «Шум леса».
Ветер слабо дует с-с-с-с.
Зашумели ветви ш-ш-ш-ш.
Д/и. «Лесной переполох».
Воспитание правильного речевого дыхания. Работа над интонационной выразительностью речи, над развитием мимики.
В весенний, ясный, (Дети стоят вокруг логопеда. Логопед читает стихи. Теплый день Междометия произносят дети. Логопед показывает,
На голый лес каким должно быть выражение лица, какой должна
Упала тень. быть интонация.)
Охватил зайчонка
Страх –ах.
ах,
ах:
- Страшный коршун
В небесах – ах,
ах,
ах!
Убегайте все быстрей – эй,
эй,
эй!
-Берегитесь
Злых когтей – эй,
эй,
эй!
Там, где коршун,-
Там беда – да,
да,
да!
Острый клюв –
Не ерунда – да,
да,
да!
Заяц лапой (Дети изображают игру на барабане.
Бьет в чурбан – бан, Увеличивают силу голоса.)
бан,
бан!
Как в огромный
Барабан – бан,
бан,
бан!
Полетел сигнал (Дети разбегаются по группе и прячутся.)
Тревоги
Над землей:
Уноси
Быстрее ноги – ой,
ой,
ой!
А. Вольский.
Мелкая моторика.
Физкультминутка-логоритмика
На поляне кедр могучий
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она.
(Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, потом то же на левой.)
Мы внизу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз – грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.
(Наклонится вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот.)
«Ветер елочки качает». И. П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища влево, вправо.
В лесу ветер разгулялся
И стал елочки качать:
Раз – налево, раз- направо,
Раз, два, три, четыре, пять.
Зрительное и слуховое внимание
• «Незнайка в лесу». Правильное употребление в речи предлогов. Развитие слухового восприятия и логического мышления. /
Логопед. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает:
«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в му-равейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д. Дети должны исправить ошибки Незнайки.
Игра «Четвертый лишний»
Волчонок, бельчонок, зайчонок, котёнок.
Кукушка, голубь, дятел, сова.
Шишка, желудь, вишня, орех.
Белка, заяц, лиса, ворона.
ЛЕКСИКА
Д/у. «Какое слово отличается от других?»
Волчонок, бельчонок, волчонок, волчонок.
Зайчонок, лисенок, зайчонок, зайчонок.
Кукушонок, кукушонок, медвежонок, кукушонок.
Выбор соответствующих понятий «Сравни»
У зайца хвост короткий, а уши длинные.
Белка живет в дупле, а волк – в норе.
Белка – пушистая, а еж – колючий.
Дятел питается днем, а сова – ночью.
(Отвечать полным предложением.)
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
• «Какой!» Подбор прилагательных к слову лес (большой, зеленый, красивый, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, ти
хий, тенистый, волшебный, голый, березовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, темный, зимний, осенний, весенний, летний).
• «Найди слово». Образование родственных слов от слова лес (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесовал, лесозаготовки).
• «Один — много». Формирование навыка словоизменения:
дерево — деревья; волк — волки;
куст — кусты; еж — ежи;
Ствол – стволы; ветка – ветви;
Лист – листья; ягода – ягоды.
• «Сосчитай до пяти». Согласование числительных с су-ществительными: жук, дерево, медведь, заяц, лиса.
Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
. Развитие связной речи
• Рассматривание иллюстрации «Лес» и составление рассказа по ней. Цель: развивать навык связной речи; учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.
«Дети, посмотрите внимательно на картинку. Перед вами — лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные — елка, сосна, и есть лиственные — береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями — это крона. А еще у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. А вот — кусты, они ниже и тоньше деревьев. На земле много разных растений: трава, цветы, мох. Лес — это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес — наше богатство. Берегите лес!»
Логопед предлагает детям (с помощью наводящих вопросов) рассказать, что они запомнили о лесе.