Светлана Витальевна Маркитантова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Программные задачи:
Образовательные: учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, режется и т. д.).
Закрепить представление детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Развивать словарь детей по данной теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований.
Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас
предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Воспитывать дружеские отношения.
Активизация словаря: инструкция, свойства, фиксируем, делаем выводы.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
ритуал приветствия, загадывание загадки, рассматривание посылки.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: активизация
речевой деятельности, беседа, создание проблемной ситуации, анализ
и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : экспериментирование, решение проблемных ситуаций,
рассуждение обобщения, выводы.
4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, чередование видов деятельности, музыкальное сопровождение, физкультурная пауза.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение результата исследовательской деятельности.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Демонстрационный: посылка от Мальвины, волшебное дерево, снежинки с заданиями, инструкция к игрушкам, шапочки, правила безопасности, магнитная доска, видео запись.
Раздаточный: квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, писчая
бумага, картон, емкость с водой.
Виды детской деятельности в НОД :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная…др.
Планируемые результаты: ребенок изучил свойства бумаги, умеет
поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и
давать необходимые пояснения; проявляет любознательность,
интерес к исследовательской деятельности; активно участвует
в образовательном процессе.
Ход исследовательской деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Елена Николаевна, а как вас зовут я вижу по вашим бейджикам.
(стук в дверь).
К нам гости? – нет! это принесли посылку. Интересно, для кого посылка и от кого? Ах. здесь есть адрес. Давайте проверим, может это не нам.
Воспитатель: Подходите поближе, мальчики пропустите пожалуйста девочек вперёд!
Назовите, как называется ваш детский сад?
А Группа? (Д/САД «Радуга старшая группа «В»)
Все правильно, значит это для нас посылка.
Обратный адрес: сказка «Золотой ключик» - Мальвина. (Открывают посылку)
Воспитатель: Ну, что, посмотрим, что в посылке?
(достаёт бумажную куклу).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: Это кукла.
Воспитатель: В посылке еще что лежит (достает). Это письмо.
(читает письмо).
«Здравствуйте Ребята! Мне на день рождения друзья подарили бумажную куклу и сказали, чтобы я аккуратно и бережно обращалась с ней. А то может случиться беда. А какая не сказали. Помогите, мне, пожалуйста, узнать, что же может с ней произойти».
Воспитатель: Ребята, а что же может произойти с такой красивой куклой? Как вы думаете? (версии детей).
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, когда вам мамы, папы бабушки дарят игры и игрушки, что к ним прилагается?
(ответы детей)
Как ты думаешь Саша? А ты может по другому думаешь Маша?
Правильно инструкция. Повтори Даша.
Воспитатель: А ребята, как вы думаете что написано в инструкции?
( Дети: Как пользоваться этой игрушкой или как играть в ту или иную игру).
Правильно, молодцы.
Воспитатель: Чем мы можем помочь Мальвине?
Что мы сможем для нее составить? кто догадался?
(Дети; Составить инструкцию.)
Воспитатель: Правильно мы составим инструкцию, которая поможет Мальвине, правильно обращаться с куклой, чтобы с ней не случалась беда». Ребята потрогайте из чего сделана кукла?
Как вы думаете, если наша кукла бумажная, то что мы сегодня будем изучать?
(Ответы детей – изучать свойства бумаги)
С чем проводить исследования?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно мы сегодня будем изучать свойства бумагу и проводить исследования с ней.
Воспитатель: А хотите стать настоящими исследователями. Для этого я вам предлагаю отправится в научную лабораторию для изучения свойства бумаги.
-Ребята, для того чтобы пройти в лабораторию необходимо одеть специальную одежду.
Проходите пожалуйста, наденьте шапочки.
- А теперь я вам предлагаю вспомнить правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.
Обратите внимание на экран.
(Презентация с правилами)
- ухо – внимательно слушать;
- глаз - внимательно смотреть и запоминать;
- губы – тихо разговаривать;
- уметь договариваться друг с другом;
- хочешь выразить свои мысли - подними руку;
- в конце опытов делать выводы.
-Молодцы ребята, вспомнили правила.
Воспитатель: Ребята, а после каждого проведенного нами опыта, мы будем делать вывод и фиксировать его в нашей инструкции.
А поможет нам составить инструкцию моя помощница волшебная елочка….
А как вы думаете почему елочка?
(Ответы детей)
Какой скоро приближается праздник?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, на елочке снежинки.
А почему снежинки, кто догадался?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Снежинки - символ, какого времени года?
Дети: Зимы.
Молодцы!
Ой, посмотрите, снежинки необычные, они с заданиями, которые вы должны будите выполнить. Найдите снежинку с цифрой 1 (давайте снимем ее с елочки, помогает детям снять.
№1. «Бумага рвется»
У вас на подносах лежат два вида бумаги. Назовите какая (картон, альбомная?
Возьмите, порвите ее.
Какую бумагу было легче порвать?
Какую труднее?
Какой сделаем вывод?
2 Вывод: картон толще, чем альбомная бумага. Тонкая бумага рвется легче, картон - труднее.
Воспитатель: так что же может произойти с куклой? Ответь пожалуйста, Даша? Её можно порвать и она испортится.
(Индивид. Спросить у детей, что может произойти. Как ты думаешь Саша)
Отмечаем в инструкции. Какая карточка сюда подходит, а почему?
Воспитатель: Нас ждёт следующее задание. С какой цифрой нам нужно найти снежинку? Какая следующая цифра по – порядку? Цифра 2.
Опыт №2. «Капля воды».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете бумага имеет свойство намокать или нет?
Предлагаю вам провести опыт и узнать что же произойдёт с бумагой. Возьмите сначала салфетку.
Опустите ее в воду.
Посмотрите, что произошло с салфеткой?
Ответы детей - намокла и распалась
Теперь возьмите лист цветной бумаги. Опустите его в воду.
Что произошло с ним?
он тоже намок, но не распался
(ответы детей)
А теперь возьмите картон, опустите его в воду.
Что произошло с ним?
Ответы детей
Ребята скажите - Вся бумага намокла?
(ответы детей)
Воспитатель какой можешь сделать вывод
А какая бумага намокла медленнее, а какая быстрее? (ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокает быстрее и распадается, бумага потолще тоже медленнее намокает.
Отмечаем в инструкции, так что же может произойти с куклой?
пока дети выбирают подхожу и спрашиваю.
Наташа подойди к столу, выбери карточку, которая соответствует нашему выводу.
(ответы детей)
Воспитатель: Нас ждёт следующее задание. С какой цифрой нам нужно найти снежинку 3?
№3. "Комочек" – физминутка – (музыка)
Воспитатель: Предлагаю размяться и поиграть в снежки, которые я для вас приготовила (показывает ведерко с водой - на ведерке цифра 3). Ой, где мои снежки, что с ними случилось? (Ответы детей).
Воспитатель: «Почему снежки растаяли? Что делать?» (Ответы детей.).
Дети - снежки можно сделать из бумаги.
Бумага лежит разная, беседа из какой бумаги можно сделать снежки?
Спросить у детей какую бумагу взяли и почему.
Звучит музыка.
Воспитатель: «Подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите лист бумаги и приступайте к работе.
Воспитатель: «Снежки готовы, приглашаю поиграть в игру “Кто выше подбросит снежок и поймает, не уронив?” посмотрим кто самый ловкий. Молодцы, ребята, но самыми ловкими и быстрыми были Лаура и Ислам.
Звучит музыка.
Воспитатель: А теперь посмотрим - "Кто самый меткий», но прежде чем мы начнем играть, мы вспомним с вами правила, как нужно играть? (играть нужно аккуратно, в лицо попадать нельзя, что может произойти – можно нанести травму).
а теперь бросаем снежками друг в друга - звучит музыка.
(Воспитатель хвалит детей).
Воспитатель: «Вот мы и поиграли. Возьмите, пожалуйста, снежки, и подойдите ко мне. Какие замечательные комки!
Что вы сделали с бумагой, чтобы они получились? (Ответы детей.). Попробуйте, положите бумагу на стол и попробуйте её разгладить получилось у вас?.
Воспитатель: «Да, ребята, бумага мнется. Это третье свойство. А можно бумагу разгладить, чтобы она приняла прежний вид?
ДЕТИ: Нет. Бумага мнется и не может принять тот же вид, какой она была.
Воспитатель: Что может произойти с куклой - она помнется и разгладить ее уже не получится. Складываем снежки в корзину.
Фиксируем полученный результат наш в инструкции.
Вася, подойди пожалуйста к столу, выбери карточку, которая соответствует нашему выводу.
Воспитатель: Нас ждёт следующее задание. Какая идет следующая цифра за цифрой 3?
Дети: Цифра 4 .
(повтори Даша, повтори Маша)
№ 4 Схема «Спички»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает этот знак?
Почему перечёркнуты спички?
Дети: спички нельзя брать – это опасно.
«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь».
Что может произойти, если мы подожжём бумагу?
Ответы детей - Она загорится.
Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что может произойти, если она загорится. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка».
А что может произойти?
Дети: Пожар.
Воспитатель: Правильно ребята, а если вдруг произойдет пожар, что вы будите делать?
Какие твои действия,Саша?
ответы детей: Вызовем пожарную службу. А ты как будешь действовать что будешь делать,Вася?
Воспитатель: Куда звоним?
Дети: 01, сообщаем адрес, Имя, фамилию.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Очень много знаете.
Вывод: Что может произойти с куклой, если она загорится? (сгореть)
Фиксируем в инструкции.
Наташа подойди к столу, выбери карточку, которая соответствует нашему результату.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим нашу инструкцию.
Что у нас получилось?
Что должна знать Мальвина, для того чтобы играть с куклой, чтобы не случилось никакой беды?
Рассматриваем
Кукла может намокнуть, под дождем играть с ней нельзя.
Кукла может помяться.
Она может сгореть.
Порваться.
Воспитатель: Как вы думаете, как надо обращаться с бумажной куклой?
Дети:
-аккуратно,
-бережно,
-ее надо беречь от огня и воды,
- и не ронять.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что бумага материал не прочный.
Воспитатель: Сейчас мы с вами соберем и отправим посылку Мальвине.
Положим куклу, инструкцию. И отправляю.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: Провели опыты и открыли все секреты бумажной куклы. Мне очень понравилось как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о свойствах бумаге своим друзьям даже маме и папе!
Подводим итог.
Кирилл, скажи, Какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?
Ксюша, а тебе понравилось проводить исследования с бумагой?
Карина, что нового ты узнали?
Ребята, а у меня такое радостное и веселое настроение осталось после встречи с вами и я хочу вам сделать приятное.
А для того чтобы настроение у нас всегда было прекрасное, я предлагаю посадить вам красивый цветник. Возьмите пожалуйста, по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. А что бы цветочки раскрылись их нужно вежливо попросить «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!» - звучит музыка
Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.
Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?
Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Дети наблюдают за раскрытием цветов.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Снимаем с себя специальную одежду.
Видео звонок
На экране появляется Мальвина.
Воспитатель: Ой, ребята, нам видео звонок. Обратите внимание на экран.
Мальвина: Привет Ребята…., ( Дети : привет Мальвина. Слушаем, что говорит Мальвина). Я благодарю Вас за инструкцию, которую вы для меня разработали, теперь я знаю, как можно играть с бумажной куклой. Спасибо вам большое. И за это вам от меня сюрприз. Пока, пока….
Воспитатель: ребята, посмотрите что вам прислала Мальвина – шоколадки. (раздает детям). Давайте поблагодарим её и скажем спасибо.
Воспитатель: Нам пора прощаться до свиданья, ребята.
Прощается и уходит.