Екатерина Архипова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Невидимый воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
«Невидимый воздух»
Цель: Совершенствовать представления различных свойствах воздуха в процессе экспериментального опыта; расширять представления детей об окружающем мире.
Образовательные задачи: Расширение представлений о воздухе, его значимости и свойствах через опытно – экспериментальную деятельность; сформировать понятие о его роли в живой природе и жизни человека; расширение кругозора детей.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы „Невидимый воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитание и развитие навыков сотрудничества, помощи, отзывчивости; сформировать положительный настрой на занятие; повышение любознательности; формирование бережного отношения к природе и окружающему миру; воспитание исполнительности; стремления доводить начатое дело до конца.
Развивающие задачи: Развитие связной речи; фонематического слуха; зрительного внимания; логического мышления; наблюдательности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Активизация словаря: воздух; свойства воздуха, запахи, воздушные потоки.
Развивающая предметно-пространственная среда: пакет, бумага формата А4, любой цитрусовый фрукт (апельсин, мандарин, лимон, кофе, духи, бутылочки, шарик, стаканчики, трубочки, ёмкость с водой.
Методы, приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, постановка проблемных вопросов, эксперимент.
Предварительная работа:
• Провести короткую беседу с детьми о значении воздуха;
• Чтение стихотворения
• Чтение сказки
• Дидактическая игра
• Познавательная игра
Ход занятия.
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся соседям справа, соседу слева и тому, кто стоит напротив.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
- Сегодня у нас будет очень интересное занятие, в котором мы продолжим с вами исследовать окружающий мир. А что сегодня будет в нашей лаборатории, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (ответы детей)
Воспитатель: Всё верно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Послушайте стихотворение:
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
- Конечно же вы знаете что воздух нам очень необходим. Так же как и животным, птицам и растениям. А какими же свойствами обладает воздух? (ответы детей)
- Воздух для нас очень важен, это самое ценное для обитателей планеты, так как все сухопутные животные, люди, птицы, насекомые дышат воздухом. Воздух, как и воду, нужно ценить и беречь. Сейчас в больших городах работает большое количество заводов и фабрик, которые загрязняют наш воздух, в нём собираются вредные газы и пыль. Получается что самый чистый воздух в горах, деревнях и лесах.
- Ну что ребята готовы проявить всю свою наблюдательность и любознательность? Тогда нас ждут очень интересные эксперименты в нашей лаборатории.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Опыт №1 (видимый воздух)
Воспитатель: Хоть воздух мы и не видим, но поймать его можно. Сейчас мы с вами поймаем воздух в пакет. Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы надуем из пакета шарик. Что сейчас у нас в пакете? (воздух)
На что сейчас похож пакет? Теперь нажмите на пакет? Он не мнётся.
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные игрушки и матрасы)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Опыт № 2 (чувствовать давление воздуха при обмахивании себя)
Воспитатель: а сейчас мы с вами попробуем ощутить воздух на себе. Давайте сделаем веер из бумаги, свернув его гармошкой. Теперь помашем на себя. Чувствуете ветерок? (ответы детей)
Вывод: воздух можно ощущать.
Физминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Опыт № 3 (Воздух может пахнуть)
- Сейчас мы с вами почувствуем, как воздух может переносить различные ароматы. Давайте встанем в круг на ковёр и закроем глаза. Сделаем глубокий вдох и выдох.
Что вы чувствуете? (ничего)
Теперь не открывая глаза, ощутите аромат.
Сейчас вы узнаете, о том, что воздух переносит запахи на опыте.
Теперь воспитатель по очереди распыляет духи, открывает баночку с кофе, и проносит порезанный цитрус.
Вывод: Воздух переносит запахи.
ОПЫТ №4 (воздух необходим для жизни)
Воспитатель: ребята все из вас уже знают, что мы дышим воздухом. Давайте проверим на практике, насколько же он нам жизненно необходим. Сделаем глубокий вдох и выдох. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (выдыхая воздух появляются пузырьки, значит мы выпустили воздух, он внутри нас)
А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (ответы детей)
Вывод: без воздуха нельзя дышать, а значит жить. Воздух необходим нам для дыхания. Например, без еды человек может прожить какое - то время, без воды всего несколько дней, а без воздуха несколько минут.
Итог занятия (рефлексия)
Теперь давайте с вами вспомним, что мы сегодня с вами узнали?
Что же такое воздух?
Какими свойствами он обладает?
Какой эксперимент вам понравился больше всего? (ответы детей)
«Невидимый воздух»
Цель: Совершенствовать представления различных свойствах воздуха в процессе экспериментального опыта; расширять представления детей об окружающем мире.
Образовательные задачи: Расширение представлений о воздухе, его значимости и свойствах через опытно – экспериментальную деятельность; сформировать понятие о его роли в живой природе и жизни человека; расширение кругозора детей.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие навыков сотрудничества, помощи, отзывчивости; сформировать положительный настрой на занятие; повышение любознательности; формирование бережного отношения к природе и окружающему миру; воспитание исполнительности; стремления доводить начатое дело до конца.
Развивающие задачи: Развитие связной речи; фонематического слуха; зрительного внимания; логического мышления; наблюдательности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Активизация словаря: воздух; свойства воздуха, запахи, воздушные потоки.
Развивающая предметно-пространственная среда: пакет, бумага формата А4, любой цитрусовый фрукт (апельсин, мандарин, лимон, кофе, духи, бутылочки, шарик, стаканчики, трубочки, ёмкость с водой.
Методы, приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, постановка проблемных вопросов, эксперимент.
Предварительная работа:
• Провести короткую беседу с детьми о значении воздуха;
• Чтение стихотворения
• Чтение сказки
• Дидактическая игра
• Познавательная игра
Ход занятия.
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся соседям справа, соседу слева и тому, кто стоит напротив.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
- Сегодня у нас будет очень интересное занятие, в котором мы продолжим с вами исследовать окружающий мир. А что сегодня будет в нашей лаборатории, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (ответы детей)
Воспитатель: Всё верно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Послушайте стихотворение:
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
- Конечно же вы знаете что воздух нам очень необходим. Так же как и животным, птицам и растениям. А какими же свойствами обладает воздух? (ответы детей)
- Воздух для нас очень важен, это самое ценное для обитателей планеты, так как все сухопутные животные, люди, птицы, насекомые дышат воздухом. Воздух, как и воду, нужно ценить и беречь. Сейчас в больших городах работает большое количество заводов и фабрик, которые загрязняют наш воздух, в нём собираются вредные газы и пыль. Получается что самый чистый воздух в горах, деревнях и лесах.
- Ну что ребята готовы проявить всю свою наблюдательность и любознательность? Тогда нас ждут очень интересные эксперименты в нашей лаборатории.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Опыт №1 (видимый воздух)
Воспитатель: Хоть воздух мы и не видим, но поймать его можно. Сейчас мы с вами поймаем воздух в пакет. Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы надуем из пакета шарик. Что сейчас у нас в пакете? (воздух)
На что сейчас похож пакет? Теперь нажмите на пакет? Он не мнётся.
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные игрушки и матрасы)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Опыт № 2 (чувствовать давление воздуха при обмахивании себя)
Воспитатель: а сейчас мы с вами попробуем ощутить воздух на себе. Давайте сделаем веер из бумаги, свернув его гармошкой. Теперь помашем на себя. Чувствуете ветерок? (ответы детей)
Вывод: воздух можно ощущать.
Физминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Опыт № 3 (Воздух может пахнуть)
- Сейчас мы с вами почувствуем, как воздух может переносить различные ароматы. Давайте встанем в круг на ковёр и закроем глаза. Сделаем глубокий вдох и выдох.
Что вы чувствуете? (ничего)
Теперь не открывая глаза, ощутите аромат.
Сейчас вы узнаете, о том, что воздух переносит запахи на опыте.
Теперь воспитатель по очереди распыляет духи, открывает баночку с кофе, и проносит порезанный цитрус.
Вывод: Воздух переносит запахи.
ОПЫТ №4 (воздух необходим для жизни)
Воспитатель: ребята все из вас уже знают, что мы дышим воздухом. Давайте проверим на практике, насколько же он нам жизненно необходим. Сделаем глубокий вдох и выдох. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (выдыхая воздух появляются пузырьки, значит мы выпустили воздух, он внутри нас)
А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (ответы детей)
Вывод: без воздуха нельзя дышать, а значит жить. Воздух необходим нам для дыхания. Например, без еды человек может прожить какое - то время, без воды всего несколько дней, а без воздуха несколько минут.
Итог занятия (рефлексия)
Теперь давайте с вами вспомним, что мы сегодня с вами узнали?
Что же такое воздух?
Какими свойствами он обладает?
Какой эксперимент вам понравился больше всего? (ответы детей)