Ольга Лазутина
Конспект занятия по экологии «Вот и к нам пришла весна» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей о весенних изменениях в живой и неживой природе
Задачи:
Образовательные:
- обобщить полученные знания.
- закрепить представления детей о лесе и его обитателях
- закрепить правила поведения в лесу
- закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых, среде их
обитания. - учить ориентироваться в пространстве
- закрепить навыки нетрадиционного рисования
Развивающие:
- умение решать проблемные ситуации
- развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его
обитателям
Публикация «Конспект занятия по экологии „Вот и к нам пришла весна“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать умение анализировать - развивать эстетическое отношение к окружающему миру, воображение,
внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желанию работать в
коллективе
- формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Расширять и активизировать словарный запас : звери линяют, перелетные птицы, вьют гнезда, высиживают птенцов, широкий - узкий, налево – направо.
Приемы руководства деятельностью детей в ОД
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: появление героя медвежонка Мишутки, комментирование.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, деятельность, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, комментирование, использование разрезных картинок /весна/, моделирование, продуктивная деятельность /рисование цветов/.
4. Приемы поддержания интереса у детей: сюрпризный момент /появление Мишутки/, мотивация, чередование видов детской деятельности, использование и. к. т.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности. Взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения ОД:
Костюм медвежонка, костюм Лесовичка, широкая, узкая дорожки, «кочки» с цифрами, ленточки для ручейка, разрезные картинки /весна/, недостающие детали к приметам весны, салфетки, гуашь, тычки, корзина с орехами.
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Двигательная
Музыкальная
Чтение художественной литературы
Продуктивная
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к окружающему миру, природе
- умение детей действовать самостоятельно
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со
взрослыми и сверстниками
-воспитание нравственных качеств
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей:
1. Ребенок осознанно отвечает на вопросы.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим
сверстникам.
5. Сопереживает
6. Эмоционально реагирует
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Ход занятия :
Дети играют в группе. Заходит медвежонок, в руках у него пазлы. Он роняет их на пол. Медвежонок плачет.
Медвежонок: Мне мама-медведица подарила картинки, а они рассыпались и теперь я не знаю, как выглядит весна! Ребята, что же делать?/ответы детей/
Воспитатель: Не расстраивайся, Мишутка, ребята с удовольствием помогут тебе! Дидактическое упражнение «Сложи картинки из частей» /пазлы «Весна»/
Воспитатель: Ребята, какое время года изображено на этой картинке? (дети отвечают- весна) А какое время года у нас наступило?/весна/
Ребята, Мишка еще совсем маленький, ведь он родился зимой и весны еще не видел! Мы сейчас ему расскажем, что происходит весной в природе.
Дети перечисляют признаки весны : Ярче солнышко светит, день становится длиннее, тает снег, бегут ручьи, появляется первая травка, на деревьях распускаются листочки и т. д. - Хорошо, ребята! Дополните весенние приметы на нашей доске. /Дети выкладывают длинные лучики солнцу, траву на землю и листья на дерево. Смотри,Мишка, вот, что происходит весной в природе
- Ребята, а что происходит с животными весной?
Дети: просыпаются от спячки медведи, ежи, барсуки, кроты; все звери линяют, меняют зимнюю шубку на летнюю
Воспитатель: А что происходит с птицами весной?
Дети: Возвращаются из теплых стран птицы. А как их можно назвать одним словом? /перелетные/
Пальчиковая гимнастика «Птицы весной»
К нам весной грачи вернулись
/Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелетных птиц. /
Жаворонки и скворцы.
Следом ласточки примчались, Прилетели журавли.
Воспитатель: Чем занимаются птицы весной?
Дети: они создают пары, вьют гнезда, высиживают птенцов
-А зачем они прилетают к нам?
Дети: потому что у нас стало тепло, просыпаются насекомые, а это корм для птичек/
Воспитатель: Ребята, а что же происходит с насекомыми весной?
Д: они просыпаются
В: А кто загадает загадку про насекомых
Дети:
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет –землю роет. /жук/
Нос, как спица.
Летит –пищит
Сядет – молчит
Кто его убьет
Свою кровь прольет /комар/
Мы – лесные жители
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью
/муравьи/
С ветки на тропинку
С травки –на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка /кузнечик/
Воспитатель: Вот видишь, Мишка, сколько всего интересного происходит в природе весной!
Мишка: Да, а у вас в детском саду тоже много интересного
Воспитатель: Мишка, а ты один пришел в дет. сад? Да разве можно ребята без
разрешения уходить из дома и не предупредив родителей? Что же делать? /отвести Мишку домой/
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Дети: - Нельзя громко кричать, включать музыку. Так мы испугаем лесных обитателей. - Нельзя разорять птичьи гнёзда, трогать и брать домой яйца и птенцов. Они погибнут в неволе. - Нельзя рвать растения, которые занесены в красную книгу. - Нельзя разрушать муравейники - Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рубить без разрешения деревья. -Нельзя срывать кору с деревьев и кустарников - Нельзя вырезать на деревьях надписи и делать рисунки. - Нельзя оставлять после себя мусор, нужно складывать в пакет и относить его в контейнер. - Нельзя разводить костры, а если развели костер, то обязательно потушить, может случиться большая беда пожар, и тогда всё сгорит – и растения и животные.
Воспитатель: Молодцы, правила поведения в лесу вы знаете, мы сейчас отправимся в лес «Повернись, покружись и в лесу ты окажись»
Появляется Лесовичок
Воспитатель: Ребята, смотрите, нас кто-то встречает.
Лесовичок: -Здравствуйте, дети! Рад вас видеть в моем доме- в лесу. Мне очень понравилось, что вы тихо идёте и не нарушаете спокойствие моего лесного царства. Зачем вы пожаловали ко мне в лес. /Мы ведем Мишку домой. /
Приглашаю вас пройти по тропинке дальше в лес. Лесовичок: А тропинка не простая, называется она - «Тропинка вопросов» Ребята, для того чтобы по ней пройти, нужно быть внимательным, много знать о лесе. Вы готовы преодолеть испытание?
Дети: Готовы.
Лесовичок: Тогда внимательно слушайте вопрос. Будете поднимать руку и тихо отвечать на вопрос.
Тропинка вопросов.
1. Какое время года сейчас идёт?
2. Кто слышит ногами? (кузнечик).
3. Что ест ёж зимой? (зимой он спит).
4. Какое дерево носит сережки? (берёза)
5. Какие грибы растут под березами? (подберёзовики)
6. Что делает медведь зимой? (спит)
7. Назовите лекарственные растения леса. (зверобой, ландыш)
Лесовичок : Молодцы, ребята, вы — настоящие знатоки леса! Очень рад, что такие любознательные дети пришли ко мне в гости.
А вы когда ни будь слышали как течёт лесной ручеёк? Как приятно послушать журчание лесного ручейка! Присаживайтесь на полянку и послушайте /можете закрыть глаза и слушать/
Музыка
«Журчит ручей»
Лесовичок: Ребята отдохнули, продолжим наш путь? А вот и ручеек, перепрыгнем через него/Дети друг за другом перепрыгивают через ручеек/. Ну вот мы с вами и оказались на другой стороне реки
Физминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Мишка: Птицы прилетели в свой домик, только я никак не могу найти маму.
Лесовичок: Не печалься, я знаю дорогу.
- сделайте 3 шага вперед
- поверните на лево
- перепрыгните 5 кочек
- поверните на лево
- пройдите по дорожкам. Мальчики по широкой, девочки по узкой
И вот мы попали в лесную мастерскую, здесь вы можете проявить свое творчество, нарисовав весенние цветы.
- Я предлагаю нарисовать мимозу. А рисовать мы будем нетрадиционным способом – тычками. Дети рисуют
Лесовичок: Посмотрите какой красивый цветок получился. Кому можно подарить цветок?
Мишка: А можно я маме подарю?
Лесовичок: держи Мишка
Лесовичок : Ребята, вам пора возвращаться обратно, а я доведу мишку до дома. Обещаете соблюдать правила поведения в лесу? Старайтесь быть любознательными, наблюдательными и тогда вы сможете узнать множество тайн природы, будете беречь, а значит и любить природу. А на прощание я хочу вам подарить дары леса, думаю, что они вам понравятся. /дарит корзину с орехами/ До свидания /уходят/
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в детский сад, скажем волшебные слова Повернись, покружись в детском саду окажись.
Воспитатель: Вот и снова мы оказались в нашем детском саду. Ребята, где мы с вами побывали? /в весеннем лесу/. А где бы вам хотелось еще побывать? Какой хороший поступок мы сегодня совершили? /Мишку домой проводили/ Молодцы! Мне очень хочется, чтобы вы были лесу настоящими друзьями