Юлия Чаплина
«Времена года». Конспект занятия по экологии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Времена года"
Цели:
1. Расширение представлений детей о временах года.
2. Закрепление знаний о перелетных птицах.
3. Закрепление знаний о диких животных.
Задачи:
1. Образовательные:
- обогащать словарный запас;
- формировать знания о диких животных
- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
Публикация «„Времена года“, Конспект занятия по экологии в средней группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
- учить воспринимать красоту природы;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.
2 . Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе;
- доставить детям радость и удовольствие от игр.
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Используемые методы:
1. Словесные: загадывание загадок,беседа, логические вопросы.
2. Практические: Д/И «Отгадай кто?», «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Что бывает осенью?», Физкультминутка «Зайцы».
3. Наглядные : четыре коллажа, фотографии животных и птиц, игрушка ёжик, муляжи овощей, мешочек.
Предварительная работа:
• наблюдения,
• беседы,
• чтение художественной литературы,
• прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»,
• дидактические игры,
• рассматривание картин, календарей, иллюстраций,
• изобразительная деятельность,
• изготовление поделок из природного материала.
• изготовление кормушек для птиц с родителями
План проведения :
Под музыку Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времен года», стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие,которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года?
Дети: (отвечают)
Звучит музыка Чайковского П. И. «Времена года», дети подходят к воспитателю. Воспитатель накрывает детей платком.
Звучит музыка «Звуки природы. Вьюга» Платок убирается.
Воспитатель: вот ребята мы и очутились в стране времен года.
Воспитатель подводит детей к декорациям зимы и загадывает загадку.
Воспитатель: «Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки.
Радость детям подарило
И на санках прокатило.»
(Зима)
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Ребята давайте скажем, чем зима отличается от других времен года, вспомним приметы зимы. Что происходит зимой?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: пока в стране времен года мы познакомились только с одним временем года, с зимой, но наше путешествие продолжается.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Ребята посмотрите, зиму сменяет другое время года
Воспитатель загадывает загадку
Воспитатель: Рыхлый снег на солнце таит
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла (Весна)
Дети: (отвечают).
Воспитатель: ребята, а что происходит весной, попробуйте описать весну.
Дети: (отвечают).
оспитатель: ребята давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Отгадай кто – это?»
Я буду описывать животных, а вы должны отгадать о ком идет речь и найти
их на картине
Дидактическая игра «Отгадай кто это?»
Цель игры: найти животное по описанию.
Игровое действие: поиск дикого животного.
Правило: показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя выслушав его описание.
Оборудование: на коллаже «леса» расставлены дикие животные (лиса, волк, белка, заяц, лось).
Ход игры: воспитатель рассказывает, о каком-нибудь диком животном описывает его характерные черты, и повадки, а затем предлагает ребенку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных.
Проводится игра.
Воспитатель: молодцы ребята. А какое важное событие происходит весной, связанное с птицами?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Правильно возвращение перелетных птиц! А почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Парные картинки»
Дидактическая игра «Парные картинки»
Цель игры: закрепить знание о перелетных птицах умение их различать и называть
Игровое действие: найти картинку с нужными птицами, сравнивания её со своей картинкой, полученной от воспитателя.
Оборудование: набор парных картинок с изображением перелетных птиц (зяблики, скворцы, ласточки, грачи, утки, журавли)
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображениями перелетных птиц,а дети по очереди называют свою птицу, которая у них в руках и ищут её пару на коллаже.
Воспитатель: Представляете, птицы потерялись и не могут найти свою пару. Нужно им помочь.
Проводится игра.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилась игра?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Весне радуются не только птицы, но и звери, насекомые ведь вся природа оживает. Давайте и мы немного оживимся
Проводится физкультминутка «Зайцы»
Воспитатель:
Скачут,скачу во лесочке
Зайцы серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Дети повторяют движения за воспитателем
Звучит музыка «Звуки природы. Пение птиц»
Воспитатель: Смотрите, за весной идет следующее время года.
Воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель: Солнце подпекает
Цветы расцветают
Ягоды поспевают
Когда это бывает?
(лето)
Дети: (отвечают).
Посмотрите ребята, кто самый внимательный? Какие изменения произошли в природе с приходом лета.
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Молодцы ребята. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. И вот здесь оно оставило нам волшебный мешочек с овощами. Давайте с вами немного поиграем. Вы поочередно должны опустить руку в мешочек, затем не доставая овоща, а только на ощупь, должны его угадать.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель игры: развитие воображение и мелкой моторики у детей.
Игровое действие: Угадывание овощей.
Оборудование: муляжи овощей, волшебный мешочек.
Ход игры: ребенок должен опустить руку в мешочек, нащупать какой-нибудь один овощ и не вытаскивая руки попытаться определить что это. Игра повторяется пока не угадают все овощи в мешочке
Проводится игра.
Воспитатель: А теперь отправляемся дальше.
Дети и воспитатель подходит к четвертому коллажу, который отвернут.
Воспитатель достает ёжика спрашивает у него что случилось и подносит его к уху.
Воспитатель : Ребята,ёжик рассказал мне, что волшебница этой страны заколдовала осень,чтоб никогда не кончалось лето. И если мы им не поможем,то страна «Времен года» исчезнет.
Для этого Вы как можно больше должны вспомнить об осени. Её характерные приметы.
Дети: (называют приметы)
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
Коллаж поворачивается – осень возвращается.
оспитатель: Молодцы ребята! Вы спасли страну «Времен года»Да совсем забыла вам ёжик передал большое спасибо и вот эту корзинку с вкусными грибочками.
Итог занятия :
Воспитатель: В какие времена года мы сегодня путешествовали?
Дети :(отвечают)
Воспитатель: В какие игры играли?
Дети : (отвечают)
Воспитатель:Что вам особенно понравилось?
Дети : (отвечают)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали.