ольга семёновых
Конспект музыкального занятия по слушанию классических произведений «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Выражение различных чувств и эмоций посредством активного слушания.
Задачи:
1. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.
2. Выражать впечатления с помощью движений, атрибутов, муз. инструментов и театральных кукол.
3. Формировать музыкальный слух,вкус, умение различать части музыкального произведения,средства музыкальной выразительности.
4. Воспитывать интерес к классическим произведениям отечественных и зарубежных композиторов.
Под музыку "Сани с колокольчиками" В Агафонникова
Публикация «Конспект музыкального занятия по слушанию классических произведений „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
(исполняю на фортепиано)
Дети, встав парами и образовав "Саночки" вбегают в зал
"змейкой" и садятся на стульчики.
Муз. рук:Попали мы, ребята, в лес
Полный сказок и чудес.
Приближается зима-самое сказочное, удивительное и таинственное время года.
Неслучайно с зимнем временем связано столько замечательных историй и сказок. Одну из них я вам хочу сегодня рассказать.
Ставлю иллюстрацию "Луна и звёзды"
Ребё нок:Серп луны над тучкой длинной
Льёт полночный слабый свет,
Над безмолвною долиной-
Тёмной церкви силуэт.
Звучит "Лунная соната" Л. Бетховена, предлагаю детям
взять ленты и потанцевать,как отблески луны и звёзд в ночи
(танцевальную импровизацию сопровождаю комментариями).
Муз. рук: Задумал однажды чёрт украсть с неба месяц и яркие звёздочки, чтобы подарить своей подруге ведьме Солохе.
Решили они поднять в лесу метель да вьюгу.
Исполняю "Дуэттино Солохи и чёрта" Н. Римского-Корсакова
(сборник "Зимние сказки" фрагмент №1)
Муз. рук:Полетим, полетим, спрячем месяц, звёзды. Мы тоже можем превратиться в сказочных причудливых существ и полетать.
Звучит фрагмент произведения "Лебедь" П. И. Чайковского,
дети выполняют плавные движения руками, отмечая динамические
оттенки (громко-движения интенсивные, руки выше,музыка тихая-
движения медленнее, спокойнее,руки опускаются)
Муз. рук: Спрятали Чёрт и Солоха звёздочки с месяцем и наступила темнота.
Приглушаю в зале свет.
Воспитатель: Ни звёзд, ни луны. Небеса в облаках
Ветер замер. в лесу тишина.
Не дрожит не единый листок на ветвях.
Эта ночь тайной неги полна!
Ни слёз,ни борьбы, позабыт мир земной,
И одна лишь в душе благодать.
В упоенье так сладостно с нежной тоской
Этой ночи безмолвной внемать!
Она овладела таинственно мной
Ожидая чего-то стою.
Полновластная ночь, я один пред тобой:
О, поведай мне тайну свою (князь Константин Романов)
Муз. рук: Так описывал ночь русский поэт, великий князь Константин Константинович Романов.
А тем временем в лесу стали происходить странные вещи.
Звучит фрагмент произведения "Мышки" А. Жилинского.
Муз. рук: Что вы услышали? Кто это? (мышки)
Правильно, это мышки бегают в темноте, пытаясь отыскать свои норки
Мы попросим мальчиков изобразить этих мышек.
Надеваю мальчикам ободки-ушки. Под музыку "Мышки" мальчики
изображают мышек, используя разнообразные танцевально-
игровые движения.
Муз. рук:Вот кто-то оставил следы на снегу.
Исполняю фрагмент "Ёжик" Д. Кабалевского.
Муз. рук:Правильно, ежи ищут себе уютное местечко, чтобы лечь в спячку на долгую зиму.
Трое детей в шапочках изображают ежей,трое-подыгрывают
на шумовых инструментах:1 раз на бубенцах,2 раз на маракасах.
В конце на последние 3 ноты дети-ежи растопыривают пальчики
(иголки) и говорят "у-ко-лю", а дети-музыканты отмечают
бубном или ложками.
Муз. рук:Убежали ежи в разные стороны-видно кто-то их сильно испугал.
Звучит фрагмент произведения "Баба-Яга"П. И. Чайковского.
Дети узнают и называют произведение.
Показываю иллюстрацию "Баба-Яга".
Муз. рук:Это Баба-Яга по лесу идёт,
Она подружек с собою ведёт.
Девочки, мётлы берите,на полянку выходите.
4 девочки с мётлами инсценируют музыкальное
произведение "Баба-Яга" М. Мусоргского
(1 часть-летают, кружатся; 2 часть-колдуют, варят зелье;
3 часть-снова летают, скачут по макушкам деревьев,
принимают выразительную позу по окончании произведения).
Муз. рук: Улетели Бабки-Ёжки, стало тихо вокруг,
Только где-то холод повеял, очень зябко вдруг.
Брови сдвинув,щипая до слёз,
По лесу шагает. Кто? (Дед Мороз).
Все вы хорошо представляете,как выглядит Дед Мороз.
А как вы думаете, какой у Деда Мороза характер? (ответы детей)
С одной стороны, Дед Мороз совершает много добрых дел, например, дарит детям на Новый год подарки. С другой стороны,он может нагнать такого холоду, что всё вокруг замёрзнет и заледенеет.
Вспомните русскую народную сказку "Морозко". Работящую и ласковую Рукодельницу он наградил богатыми подарками, а грубую Ленивицу заморозил.
Итак, Дед Мороз обходит свои владения.
Исполняю произведение "Дед Мороз" Р. Шумана.
Ребёнок с куклой-марионеткой Дед Мороз передаёт
характер героя музыкального произведения
(ходит решительными шагами, кружится на определённые
муз. фразы, подносит руку куклы ко лбу-смотрит в даль)
Муз. рук: Какой характер у нашего Деда Мороза? (грозный,сердитый, решительный, властный и т. д.)
Да, Дед Мороз сердит на Солоху и Чёрта, что они оставили небо без месяца и звёздочек.
Что же Дед Мороз может сделать,как может вернуть всё на свои места?
(ответы детей).
Дед Мороз-волшебник, он взмахнул своим ледяным посохом и появились его помощницы-прозрачные льдинки-холодинки. Взмыли они высоко в тёмное, мрачное небо и засверкали так ярко,как самые настоящие звёздочки, зазвенели. Их музыка убаюкала чёрта и ведьму Солоху и месяц и звёздочки вырвались из плена.
Звучит "Аве Мария" Ф. Шуберта, 6 девочек со светодиодными
свечами выполняют плавные танцевальные движения.
Свет включается.
Муз. рук:"Вот теперь и всё в порядке,
Рад я этому, ребятки",-говорит Дед Мороз.
Для девчонок и мальчишек я подарочки принёс!
И выскочили из его волшебного мешка клоуны, петрушки-весёлые игрушки и пустились в пляс!
Исполняю "Клоуны" Д. Кабклевского.
Предлагаю мальчикам превратиться в весёлых,смешных
клоунов. Они двигаются поскоками, боковым галопом,
сопровождая танец хлопками, шлепками и корчанием рожиц.
По окончании кланяются, замирают в разных смешных позах
или садятся на палас, раздвинув руки и ноги в стороны.
Муз. рук:Тут и куклы все ожили,
Красиво в танце закружили!
Звучит "Вальс-шутка" Д. Шостаковича, девочки выполняют
"кукольные" движения: ходьба и кружение на носочках,
руки согнуты перед собой, разведены в стороны или на
платьице, поклоны,"моталочки" руками и т. п.
Муз. рук: Обрадовались детям все: и ребята, и зверята.
И разыгралась в лесу весёлая метель!
Звучит "Зима" А. Вивальди. Дети берут султанчики из
новогоднего дождя и выполняют движения соответственно характеру произведения и смене динамических оттенков.
Муз. рук: Вот и закончилась наша зимняя сказка.
Мы гостями прощаемся,
Из леса в группу возвращаемся.
Под музыку "Метель" Г. Свиридова дети покидают зал.