Татьяна Иванина
Конспект занятия по познавательному развитию «По следам королевы Водицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
Цель: создать условия для формирования основ целостного мирови-дения у детей средствами экспериментирования.
Задачи:
1. Создать предпосылки для стимулирования познавательной активно-сти детей путем включения проблемной ситуации.
2. Расширять знания детей о свойствах воды через организацию экспе-риментальной деятельности.
3. Развивать умение логически излагать результаты исследовательской
работы.
4. Воспитывать желание работать коллективно, договариваться друг с другом, слушать собеседника.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „По следам королевы Водицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Активизация словаря: капает, льется, губка, теплая, лёгкая, тяжё-лая, радуга, моря, океаны.
Обогащение словаря: лаборатория
Методы и приё мы: исследовательский, словесный, наглядный, иг-ровой.
Оборудование и материалы: лейка с водой, комнатный цветок; комплект для экспериментирования по количеству детей: фартуки и ша-почки; одноразовые стаканчики, губка, емкость с водой, салфетки для рук, бусины, клееночки на стол; бумажные цветы, емкость с молоком, розетки с пищевым красителем, розетка с моющим средством, ватные палочки, бамбуковая палочка, бумажное полотенце, фломастеры; игрушки Капи-тошка, Цветик-семицветик, Капельки, коробочка для капелек, шкатулка, письмо; музыкальные колонки и аудиозаписи «Журчание воды», «В вол-шебном лесу», «Музыкальная физминутка», «Сказочная музыка», презен-тация «Вода вокруг нас»; мыльные пузыри.
Предварительная работа:
• чтение сказок познавательного характера : Е. Неволина «Облачко и ромашка», М. Скребцова «Облачко-кораблик», А. Неелова «Путе-шествие к фее Дождевой Капельке», М. Скребцова «Семицветный дождик»;
• просмотр мультфильма «Капитошка»;
• малоподвижные игры «Пузырь» и «Мыльные пузыри»;
• наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
1. Вводная часть.
Воспитатель с детьми играет в центре ковра в игру «Давайте по-знакомимся». Во время игры раздается шум воды и чей-то смех (отрывок из м/ф «Капитошка»). Воспитатель подходит к окну.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам залетел в окно! Вы знаете, кто это? (Капитошка)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, здесь еще и цветок есть, но он почему-то грустный, как вы думаете, что с ним случилось? (цветок, наверное, за-болел)
А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь ему? Ответы детей. (по-лечить) Но как мы можем его полечить? (подкормить)
Это хорошо, но у нас сейчас нет удобрений. Что еще можно сделать? От-веты детей (порыхлить). Да это можно сделать, но посмотрите какая су-хая земля у цветочка, да и оборудования для труда у нас нет. Что нам нужно сделать перед рыхлением? Ответы детей (Полить цветок.) Что нам нужно для этого? (вода). У нас есть вода и леечка, давайте польем цве-ток и посмотрим, что у нас получится (поливают цветок). Пусть вода по-лечит наш цветочек. Ребята, а вы хотите узнать, кому нужна вода и где ее можно встретить? Ответы детей
Тогда давайте пройдем с вами к экрану и посмотрим, где же встречается вода и кому она нужна.
Показ презентации «Вода вокруг нас».
Воспитатель: Что может произойти на земле, если люди перестанут бе-режно относиться к воде? Ответы детей (Вода исчезнет и все растения, все животные, все люди и вообще всё живое погибнет). Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку. Ребята, а теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз (игра с Капитошкой)
С неба капелька упала, (сверху показывают траекторию движения капли)
На кузнечика попала, (смотрим влево)
Отскочила на лягушку, (смотрим вправо)
А с лягушки - на кукушку, (смотрим вверх)
А с кукушки - на пенек, (смотрим вниз)
Укатилась в ручеек.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а у Капитошки в руках какое-то письмо, а я его и не заметила! Это письмо от самой Королевы Водицы, она очень важная персона. Вот, что она пишет: «Ребята, я путешествовала по волшебной стране вместе со своими капельками. Но капельки-шалунишки спрятались от меня по всей волшебной стране. А без них мне не обойтись, я не смогу наполнить водой реки и озера. На помощь я отправляю своего помощника - Капитошку». Ребята, мы сможем чем-нибудь помочь Коро-леве Водице и Капитошке? Что нам нужно сделать для этого?
Ребята, а как вы думаете, откуда берутся капельки? Ответы детей (Из крана, из тучи).
Воспитатель: Итак, ребята, нам с вами нужно отправляться в путешествие по волшебной стране, чтобы собрать все капельки. А попасть нам в вол-шебную страну поможет вот такой волшебный цветок, если мы оторвем у него лепесток и произнесем волшебные слова, то очутимся там, где захо-тим. Ребята, я предлагаю вам взять с собой в наше путешествие Капитош-ку, вы не против? Итак, ребята, приготовились (беру цветок, отрываю ле-песток под музыку).
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
– Быть по-моему вели, вели чтобы мы с ребятами очутились в волшебной стране. На экране заставка лаборатория.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в волшебной лаборатории. А кто-нибудь из вас знает, что такое лаборатория? Ответы детей. (Лабо-ратория-это место, где проводят опыты, делают открытия.) Молодцы! А кто мне скажет какие правила нужно соблюдать в лаборатории. Ответы детей (вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу). Ре-бята, какие вы у меня молодцы! Давайте произнесем волшебные слова:
Сила знаний проявись,
Дверь в науку отварись!
Воспитатель: Но прежде чем мы с вами пройдём в лабораторию, необхо-димо надеть специальную форму – вот эти фартуки. Тогда мы с вами дей-ствительно станем настоящими исследователями. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать в лаборатории во время работы.
Опыт 1. «Вода жидкая»
Цель. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах стоят стаканчики, один с водой, дру-гой – пустой. Давайте перельем воду из одного стаканчика в другой. Льёт-ся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Раз вода может течь, раз она жидкая, её называют жидкостью. Какие ещё жидкости вы встречаете в повседневной жизни? (дети выдвигают свои предположения, и в это время появляется капелька). Вот и первая капель-ка, куда же мне ее положить? Воспитатель обращает внимание на короб-ку на столе.
Ребята, посмотрите, наверное, сама Королева Водица нам отправила эту коробочку, вот и будем складывать капельки сюда.
Опыт 2. «Прозрачность воды»
Цель. Подвести детей к обобщению «чистая вода-прозрачная», а «окра-шенная-непрозрачная».
Воспитатель: Возьмите стаканчик с водой, опустите в него бусинку. Ее видно? Ответы детей (Да, видно).
Воспитатель: А теперь, я в свой стаканчик добавлю немного волшебной краски, посмотрите, видно ли сейчас бусинку? Ответы детей (Нет, не видно).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Ответы детей (Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; окрашенная вода непрозрачная.)
Воспитатель: Молодцы, ребятки, я вами горжусь, вы нашли ещё одну ка-пелька. Давайте отправимся дальше.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
– Быть по-моему вели, чтобы мы с ребятами нашли еще одну капельку.
Идет заставка «Облака»
-Ребята, а куда мы с вами попали? Ответы детей (На облака).
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, для чего нужны облака и тучки? Ответы детей (Чтобы был дождик). Молодцы, ребятки, а вы хотите узнать, как появляется дождь в тучке? Ответы детей
Опыт 3. «Тайна дождя»
Цель. Выяснить, как образуется дождь.
Воспитатель: Ребята, пройдите, в лабораторию облаков. Присаживаетесь на стульчики. У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьми-те их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь? Ответы детей (Сухие и лёгкие).
А емкости с водой, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водич-ку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Теперь скажите, какая тучка стала? От-веты детей (Тяжёлая, мокрая). Теперь поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь. Вот ребята вы и узнали, как образует-ся дождь, за это вы получаете еще одну капельку. Прежде, чем нам отпра-вимся дальше, нужно навести порядок на рабочих местах. Дети наводят порядок и готовятся к дальнейшему путешествию. Ребята, Капитошка гордится вами, ведь вам удалось узнать тайну дождя.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, отнеси нас к следующей капельке-проказнице.
Лепесток «опускается» на шкатулку. Воспитатель подходит к шкатулке, включает музыку.
Воспитатель: Ребята, капелька, которая лежала в шкатулке, приглашает нас поиграть с ней. Физминутка музыкальная: «С неба капельки летели». Поиграли, отправляемся дальше в наше путешествие!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, покажи нам, где же еще спряталась капелька-шалунишка.
Звучит пение птиц. Выходим на волшебную полянку.
Опыт 4. «Цветок, распустившийся на воде»
Цель. Выяснить, может ли вода подниматься вверх.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами очутились на волшебной по-лянке. Какая это полянка, она вам нравится? (полянка грустная, печаль-ная). А почему вы решили, что полянка грустная? (цветочки на полянке завяли и не радуют глаз). Ребята, какие вы сообразительные! Действитель-но, на полянке давно не было дождика и цветочки стали вянуть, давайте им поможем. Возьмите цветочки, которые лежат на полянке и опустите их в волшебные лужицы. (дети берут бумажные цветочки со свернутыми ле-пестками, опускают их в емкости с водой. От воды лепестки у цветов начинают раскрываться). Посмотрите, на воде лепестки цветов раскры-лись, значит вода проникает в самые маленькие пустые пространства меж-ду волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней рас-прямляются и цветок распускается. Вот мы нашли еще оду капельку-шалунишку! Но на полянке остался какой-то волшебный цветок, а на нем загадка:
После дождя бывает,
Что полнеба закрывает
Разноцветная дуга
Солнечная…. (радуга)
Этот цветочек нам подсказывает, что наша капелька спряталась на радуге, давайте поищем ее там.
Для этого мне понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой
В двух сантиметрах от края рисую фломастером точки, в соответствии цветам радуги. Опускаю край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непо-средственно не намочила след от фломастеров. Бумагу достаю и подвеши-ваю вертикально. Посмотрите, вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Вывод: значит вода может подниматься вверх. Понравился вам мой фокус? Ответы детей. Молодцы ребята, все капельки собрали пора возвращаться в группу.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
– Быть по-моему вели, хочу, чтобы мы с ребятами очутились в нашей группе.
Воспитатель обращается к Капитошке: Капитошка, нам удалось собрать все капельки и тебе пора возвращаться к Королеве Водице. Воспитатель подносит к уху игрушку Капитошку. Ребята, Капитошка мне сказал, что пока мы с вами путешествовали, (обратить внимание на цветок) наш цве-ток ожил, стал красивым, сочным, ярким, веселым, вода вылечила его.
Капитошка, на прощание мы хотим показать тебе фокус, которому мы научились в волшебной стране. Называется он «Салют в молоке». Нам по-надобятся тарелочки с молоком, волшебные краски и волшебная жид-кость, ватные палочки. В тарелку с молоком добавляем краски. Затем сма-чиваем ватную палочку в волшебной жидкости и опустить её в молоко. Что же вы видите? (в воде появилась радуга, поплыли разноцветные круги). Ре-бята, Капитошке пора в дорогу, давайте с ним попрощаемся. А Капитошка мне опять что-то хочет сказать: ему понравилось с нами путешествовать. Вы такие дружные, ответственные, помогли ему собрать все капельки. Он обязательно расскажет Королеве Водице, какие вы замечательные детки!
3. Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему нам удалось собрать все капельки? Ответы детей (Мы были дружными, делали все вместе, по-этому мы справились со всеми заданиями).
Ребята, а Капитошка хочет поиграть с вами в игру. Он будет задавать вам вопросы, а вы отвечать ему только «да» или «нет» (квиз-тест).
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-Вам было интересно?
-Мы смогли вы помочь Королеве Водице и Капитошке собрать все капель-ки? - Нам удалось вылечить цветок?
Капитошка: Молодцы, мне сегодня очень понравилась ваши ответы и ваша работа.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а вам бы хотелось рассказать кому-нибудь о нашем сегодняшнем путешествии? А вы покажете кому-нибудь опыты, которые мы с вами сегодня делали? А теперь, давайте по-прощаемся с вами с Капитошкой. (дети прощаются)
Капитошка: Я приготовил вам сюрприз, он в этой волшебной коробочке. До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же нам подарил Капитошка (открываем коробочку и достаем мыльные пузыри) Дети с воспитателем начинают играть с мыльными пузырями.
Литература:
1) Акимова, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром -
М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2) Бондаренко Т. М. Комплекс занятий в младшей группе д/с. 2006.
3) Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская дея-тельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-синтез 2011.
4) Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром –
М. : 2011.
5) Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах /сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Из-дательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
6) Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой М., 2010