Елена Зайцева
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Приметы весны»
Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на усвоение ими знаний о приметах весны, диких животных, перелетных птицах и выработки умений отражать их в речи;
-создать условия для формирования у детей бережного отношения к природе;
-способствовать обогащению словаря у детей, развитию речевой активности
Задачи:
-познакомить детей с основными приметами весны, детенышами животных, перелетными птицами;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в средней группе „Приметы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- организовать практическую деятельность детей, направленную на умение отражать в речи результат увиденного, развитие артикуляционного аппарата, правильного звукопроизношения
-организовать рефлексивную оценку деятельности детей.
Оборудование для воспитателя: приемник для прослушивания музыки (пробуждение весны, пение птиц, слайды о приметах весны, письмо.
Материал для детей: фон для изобразительной деятельности, гуашь, кисти, ватные палочки.
Методика проведения:
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх) Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга) Солнышко щечку тебе приласкало, (Погладить ладонями щечки) Доброго утра пожелало. (Прижать ладони к груди)
- Друзья, сегодня произошло интересное событие. В нашу группу пришло необычное письмо. Посмотрите, кто его нам принес?
(Слайд с изображением грача с письмом)
- Кто узнал, что это за птица?
- Хотите узнать, от кого это письмо что в нем?
- Это письмо от Весны. Давайте узнаем, что нам написала весна.
«Дорогие ребята! Я слышала, что вы звали меня. Но случилась со мной беда. Волшебница Зима не хочет уступать мне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите, пожалуйста, мне выбраться, выполните задания: назовите основные приметы весны
- Ну что, ребята, поможем Весне?
Но сначала давайте разомнем наши язычки и губы, чтобы красиво говорить.
Ши-ши-ши – солнце в небе выше?
На первом предложении педагог дает
образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло – и на улице тепло?
Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы – запели звонко птицы?
Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?
На-на-на – это к нам пришла весна!
Молодцы! Вы так хорошо выполнили упражнение.
Появляется слайд с изображением солнышка.
Ребята, посмотрите, а вот и наше солнышко. Скажите, какое солнышко? Ответы детей (желтое, круглое, теплое)
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон)
- Солнце круглое как (мячик, шарик)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка)
-Солнце жаркое как (костер, огонь)
- И так дети 1 примета весны «Весной солнце светит ярко и греет»
Дети повторяют.
- Солнышко пригрело - и вот появились первые проталины.
2 примета весны – «проталины»
Дети повторяют слово проталины.
(показ слайда с изображением проталины)
Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы.
Слайд с изображением подснежника.
- А давайте превратимся в подснежники? Представьте, что мы находимся под землей. Мы - корни растения. Землю пригрело солнышко. Появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днем тепло. Подснежники подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Покажите, какие вы смелые. Вот подул ветерок, и подснежник закачался на тонкой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны.
- Ребята, весной тает снег, появляются и первые цветы – подснежники. Это еще одна примета весны.
Дети повторяют.
(краткий рассказ о подснежниках, как охраняемых растениях)
Ребенок читает стихотворение.
«Мы весну идем встречать
Весна- красна, приди скорей,
Землю солнцем обогрей!
Пусть тает снег,
Исчезнет лед,
А птичка песенку споет.
Скорей набухнут почки
И вырастут листочки!»
- А вот и еще примета весны «Весной на деревьях набухают почки, и появляются листочки»
Дети повторяют.
Показ слайда
Ярко лучики сияют,
за окном сосульки тают,
ручейки везде бегут,
птички весело поют».
-Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы. (слайд перелетные птицы).
- Каких перелетных птиц вы знаете? ( ответы детей: грач, скворец ….)
–Ой! тише, ребятки, кажется, медведь просыпается! Он выбирается из берлоги.
Инсценировка «Медведь»
Дети ложатся на ковёр калачиком. Под стихи, которые читает воспитатель, показывают действия:
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны. (лежат «калачиком»)
Вдруг проснулся косолапый (садятся на колени, зевают)
Слышит – каплет! Вот беда! (показывают на правое ухо – «слушают», огорчились)
В темноте пошарил лапой («шарят» вокруг)
И вскочил – кругом вода! (вскакивают)
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна! (косолапя, встают по краю ковра)
Вылез он и видит лужи! (широкий жест руками – большие лужи)
Тает снег – пришла (хором - весна).
- Весной просыпаются дикие животные после зимней спячки.
Слайд с изображением диких животных
- А еще весной у диких животных появляются детеныши. У медведя-… медвежата, у белки., у зайчихи., у волка., у лисы…
(ответы детей)
-давайте подойдем к столу. Выберете себе любую картинку. А сейчас мы друг за другом расскажем о том, что мы видим. Ответ начинайте со слова «весной». (Весной солнце светит.)
Картинка с изображением приметы весны на каждого ребенка
- Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями! И вот она- красавица Весна! (показ слайда с изображением весны) Она благодарит вас за то, что вы ее разыскали, и так красиво о ней рассказали. И дарит вам свою песню. (звучит песня)