Елена Шнайдер
Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [Ц]-[С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить слухо -произносительной дифференциации звуков (ц, (с); закреплять умение правильно произносить свистящие звуки (с, (ц); слышать их в словах и в фразах; учить детей отвечать на вопросы полными ответами; закреплять умение делить на слоги слова; воспитывать чуткое отношение друг к другу.
Материал: Игрушки: лиса, заяц.
Картинки: солнце, зебра, цыпленок, арбуз, иголка.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Дифференциация звуков [Ц]-[С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цыпленок, курица, пуговица, цветок, сова, стол, совок, капуста, девочка, утка. Картина с цирковой ареной, номера в цирке: тигр прыгает через кольцо; слон танцует на барабане; медведь катается на мотоцикле.
I. Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Здравствуйте.
- Встаньте все в круг. Что вы видите у меня в руке?
- Цветок. Как называется?
- Сейчас мы будем говорить друг другу ласковые слова, и дарить цветок.
II. - Сегодня на наше занятие к нам пришли еще гости. Узнаете вы, кто это, если отгадаете загадки.
1. Хитрая плутовка Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса А зовут ее?
- Лиса.
- А где живет лиса? Назовите еще животных, которые живут в лесу? Как назвать их одним словом.
- Произнесите еще раз слово «лиса». Сколько частей,
- Какой согласный звук вы слышите в середине слова?
- С-с-с
- Какой это звук? (согласный, глухой)
- Какой буквой обозначается этот звук.
- Буквой (х). Покажите ее.
Послушайте 2 загадку.
Что за зверь лесной Встал, как столбик,
Под сосной И стоит среди травы - Уши больше головы?
- Заяц.
- Где живет заяц?
- Произнесите еще раз «за-яц». Прохлопайте и определите, сколько в нем частиц?
- Какой звук слышится на конце слова?
- Ц-ц-ц (повторите хором и индивидуально).
- Какой это звук? (согласный, глухой).
- Какой буквой обозначается этот звук?
- Буквой (цэ).
III. Ребята, лиса и заяц принесли нам задания. Если мы справимся с ними, то нас ждет сюрприз.
- Готовы выполнить задания?
-Да.
- Скажите, а загадки вы любите?
-Да.
- Вам нужно разгадать загадки, назвать первый звук и найти ему соответствующую букву.
1. Один костер, весь мир согревает. Солнце
- Что это?
- Какой первый звук? «С».
- Соединили картинку с буквой, обознач. звук (с).
2. Что за коняшки на всех тельняшки?
- Кто это?
- Зебра.
3. Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
- Что это?
- Арбуз.
4. Они обычно для шитья, и у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, а называются?
- Иголки.
5. Явился в желтой шубке.
Прощайте две скорлупки.
- Кто это?
- Цыпленок.
- Молодцы, ребята. Вы умеете отгадывать загадки. А сейчас мы превращаемся в зайчиков.
Физ. пауза «Зайчики»
Зайцы белые сидят И ушами шевелят.
Вот так, вот так И ушами шевелят.
Зайцам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть,
Вот, так, вот так Надо лапки им погреть.
Зайцам холодно стоять,
Надо зайкам поплясать.
Вот так, вот так Надо зайкам поплясать.
А сейчас тихонечко присядем на стульчики. Я буду произносить слоги. А вы должны будете повторить четко и правильно.
Ца-ца-са, са-са-ца; са-ца-ца;
Ца-цо-цу-цы; ац-оу-уц, иц;
(индивидуально)
А сейчас, я начну, а вы закончите.
Цу-цу-цу - дали нам по огур-цу.
Цы-цы-цы - мы помыли огур-цы.
Со-со-со - у Сони коле-со.
СА-са-са - вот летит о-са.
Су-су-су - не боюсь о-су.
Сы-сы-сы - нет о-сы.
- Вы справились и с этим заданием.
-Молодцы.
- А сейчас, подойдите ко мне, станьте полукругом. Вам нужно из ряда нарисованных картинок, выбрать предметы со звуком (с) и положить их около лисы, а со звуком (ц) отдать зайцу, и определить сколько в слове слогов, (цыпленок, пуговица, цветок, курица, сова, стол, совок, капуста, девочка, утка).
- Сколько предметов у лисы?
-4.
- А у зайца?
-4.
- Что можно сказать о предметах?
- Их поровну, одинаковое количество.
- Сейчас лиса и заяц приглашают нас на Цирковое представление.
- Займите свои места.
- Кто знает, как называется площадка, на которой происходит цирковое представление.
- Арена.
- Произнесите хором. Сколько слогов в этом слове?
- 3. А-ре-на.
- Сейчас на арене цирка появится.
-Кто?
- Слон.
- Что делает слон?
- Слон танцует на барабане.
- Давайте с помощью кубиков посчитаем количество слов в предложении.
- В предложении четыре слова.
А сейчас на арене появится - медведь.
- Что делает медведь?
- Медведь катается на мотоцикле.
- Сколько слов в предложении, посчитайте.
- А сейчас на арене - тигр.
- Что он делает?
- Тигр прыгает через кольцо.
- Сколько слов в этом предложении?
- Молодцы. Вам понравилось представление?
-Да.
- Закончим мы занятие стихотворением, которое прочтете нам Игорь П.
Цыпцы-брынцы, балалайка,
Цыпцы-брынцы, заиграй-ка Цыпцы-брынцы, не хочу.
Цыпцы-брынцы, спать хочу!
Цыпцы-брынцы, куда едешь?
Цыпцы-брынцы, в городок.
Цыпцы-брынцы, чего купишь?
Цыпцы-брынцы, молоток.
IV. Вот мы и отработали.
Чем мы занимались на занятии?
С какими звуками работали?
Вы очень хорошо занимались, поэтому вам заяц и лиса дарят воздушные шарики. Спасибо, вам, ребята!