Юлия Плещева
Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Древние обитатели суши. Динозавры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- знакомство с Древними обитателями суши (пресмыкающимися).
- освоение действий построения схемы внешнего вида древних животных (пресмыкающихся).
Задачи.
Образовательные:
- создание условий для развития представлений детей о времени, пространстве, планете Земля, причинах и следствии;
- ознакомление детей с древними животными, вышедшими на сушу (древними пресмыкающимися);
- обучение детей действию построения схемы внешнего вида древних пресмыкающихся (динозавров) с целью выявления их родства с современными рептилиями;
Публикация «Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе „Древние обитатели суши, Динозавры“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- познакомить с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность.
Развивающие:
- развитие представлений о содержании понятий «пресмыкающиеся»;
- развивать внимание, память;
- развивать умение строить умозаключения, грамматически правильно и связно оформлять свою речь;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, через партнерскую деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать желание беречь и уважать все живое на планете;
- умение работать в группе, слушать собеседника и вступать в диалог;
- воспитывать осознание своих умений и возможностей.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: картинки с изображениями древней Земли в период образования суши, изображение двоякодышащих рыб (латимерия, древних пресмыкающихся (динозавров, их современных потомков (ящериц, змей, черепах, крокодилов).
Оборудование: презентация о древней Земли в период образования суши, ИКТ, ширма, макет древней Земли, 2 контейнера с песком, кисточки, перчатки, деревянный скелет динозавра, компас, рюкзак, бинокль, музыкальное сопровождение полета.
Раздаточный:
Карандаши, блокнот путешественника
Ход занятия.
Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в группе.
Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости. Давайте подойдём к ним и познакомимся. Не забудьте поздороваться.
Дети подходят к взрослым, здороваются, представляются, спрашивают, как зовут взрослых.
Воспитатель. Познакомились, а сейчас все подойдите ко мне. Ребята вы любите путешествовать? А как вы думаете, зачем люди путешествуют?
Ответы детей
Раздается стук в дверь. Заходит помощник воспитателя и приносит рюкзак.
Пом. Воспитатель: Здравствуйте, извините. Юлия Владимировна вам Ирина Алексеевна просила очень срочно передать вот этот рюкзак, сказала, что он вам сегодня пригодится.
Воспитатель: Очень интересно. Спасибо!
Ребята, как вы думаете! А зачем нам рюкзак?
Ответы детей
Воспитатель: А давайте посмотрим, что в рюкзаке?
Открываем рюкзак, достаем компас, картинку с изображением древней Земли, бинокль, блокнот путешественника. Дети называют предметы.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, а зачем нам это передала Ирина Алексеевна?
Дети: Что бы мы отправиться в путешествие!
Воспитатель: Ну, тогда давайте занимать места в нашей ракете, и мы отправляемся в путь.
(включается музыка полет начинается)- слайд 2
Воспитатель: Отправились мы сегодня в прошлое на 400 млн. лет назад. Посмотрите в иллюминатор, и мы увидим нашу Землю.
Слайд 3
Вспомните, где зародились первые живые существа?
Дети: В океане.
показываются картинки с изображением древнего океана - слайд 4,5
Воспитатель: Климат Земли стал резко меняться. Он стал жарким и засушливым. Вода из океана, морей и озер стала испаряться. Постепенно мировой океан стал отступать и образовалась суша.
показывается картинка с изображением древней Земли - слайд 6,7
Воспитатель: Рыбам стало не хватать кислорода в воде. Некоторые рыбы стали высовывать головы из воды, чтобы глотнуть воздуха. Так появились первые рыбы, которые могли дышать и в воде, и на суше. Это рыбы назывались – латимерии. Они могли переползать из одного водоема в другой.
показывается картинка с изображением рыбы латимерии - слайд 8
Воспитатель: Как вы думаете, нужны ли были водным обитателям какие-нибудь приспособления, чтобы существовать на суше?
Дети: Лапы вместо плавников.
показывается - слайд 9
Воспитатель: Шло время и постепенно плавники совсем исчезли и появились лапы, кожа у них стала прочная и сухая, они научились дышать воздухом. Так появились динозавры – первые пресмыкающиеся. Слово динозавр означает «ужасный ящер».
показывается картинка с изображением динозавров - слайд 10
Воспитатель: Пресмыкающиеся – это животные, у которых есть позвоночник, дышат воздухом, т. е. у них есть легкие, кожа покрыта роговыми чешуями, которые защищают тело от высыхания.
Ребята, а вы что- нибудь знаете о динозаврах?
Ответы детей - слайд 11
Воспитатель: Динозавры – это самые крупные животные, которые были на Земле. Существовало очень много видов динозавров. Какие общие черты строения можно выделить у всех этих динозавров?
Дети: У них четыре массивные ноги, есть хвост и очень длинная шея.
Воспитатель: Как вы думаете, почему и для чего динозавры имели такое строение тела?
Дети: Легче добывать пищу и передвигаться по траве.
Воспитатель: А хорошо ли были приспособлены динозавры к окружающему миру? Обратите внимание на растительный мир их место обитания.
показываются картинки с растительностью и рельефом древнего мира - слайд 12
Дети: Да.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети отвечают.
Воспитатель: Были динозавры, которые умели плавать, как рыбы и летать, как птицы. Одни были свирепыми хищниками, ели мясо, другие питались только растениями.
показывается - слайд 13
Воспитатель: Предлагаю нам немного отдохнуть.
Физминутка.
Динозаврик выходи,
Лапки все ты разомни.
Влево, вправо наклонись
И на месте покрутись.
Хлопни, топни, порычи,
Шею вытяни, хвостом поверти.
Стали с ним мы вместе,
Приседать на месте,
Динозаврик запыхтел,
И на корточки присел.
Трудно ведь с такой фигурой,
Заниматься физкультурой.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть блокноты путешественников, давайте попробуем зарисовать волшебную картинку динозавра в блокнот. Только помните, что в рисунке должны отражаться основные черты внешнего вида этих животных. Пройдем к столам и возьмём свои блокноты путешественника и карандаш.
Самостоятельная работа детей, зарисовывают схему строения внешнего вида динозавра.
Воспитатель: Какие основные черты строения первых пресмыкающихся?
Дети: Длинная шея, хвост, четыре лапы.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у наших динозавров современные потомки, которые живут и сейчас? Выберите среди картинок, на доске нужные.
Дети: Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.
Дети выбирают картинки: ящерицы, змеи, черепахи, крокодила.
Воспитатель: Давайте сравним их со схемой, которую мы нарисовали. Выделите общие черты строения этих животных с животными древними.
Дети: Есть хвост, чешуя и лапы.
Воспитатель: Ребята, а как люди узнали о существовании динозавров, ведь в те времена людей на Земле еще не было?
Дети отвечают.
Воспитатель: На самом деле, есть такие люди – ученые, которые ведут раскопки в разных уголках нашей земли и изучают останки давно вымерших животных, растений. Подскажите, как называется эта профессия?
Дети отвечают.
Воспитатель: эта профессия называется - палеонтолог.
Показываются картинки работа палеонтолога, инструменты.
Воспитатель: Палеонтолог на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Все окаменелости и находки палеонтологи реставрируют, и свои экспонаты представляют в музеях. И сегодня я предлагаю Вам тоже попробовать себя в профессии палеонтолога и побывать на раскопках. Вы согласны?
Дети отвечают.
Воспитатель: Для проведения раскопок прошу перед работой надеть перчатки, одеть халат для работы в лаборатории, возьмем инструменты, аккуратно, не торопясь, будем снимать кисточкой слой за слоем. Работаем в команде, четверо ведут раскопки, четверо работаю с картотекой. У палеонтологов есть специальная картотека с названием динозавров. Найденные останки вы сравниваете с картотекой и узнаете, какому динозавру они принадлежат.
Дети работают в команде. На столах стоят ящики наполненные песком внутри каждого ящика находятся деревянный скелет динозавра.
По окончанию раскопок дети называют найденного динозавра.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться обратно. Прошу всех занять места в нашей ракете и мы отправляемся в обратный путь. Не забудем взять с собой нашу находку.
На экране идет обратный отсчет времени.
Воспитатель: Ну, вот и вернулись мы с вами обратно. А зачем мы отправлялись в это путешествие?
Дети: Узнать, что произошло с нашей Землей.
Воспитатель: Мы узнали?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы узнали?
Дети отвечают.
Воспитатель: Понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Еще отправимся путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: А у меня для вас есть сюрприз. Это макет того времени, где мы с вами только, что побывали. Но здесь чего-то не хватает?
Дети: Динозавров.
Воспитатель: Правильно, я предлагаю поставить наш макет в уголок природы и поместить туда скелет динозавра найденного на раскопках.