Марина Бадина
Конспект по развитию связанной речи «Раздел пересказ с опорой на графические схемы» старшая группа (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
«Раздел пересказ с опорой на графические схемы»
старшая группа (5-6 лет)
Пересказ рассказа «Поющий букет» (В. Бирюков)
Обучающие задачи:
упражнять детей в умении пересказывать содержание рассказа с использованием наглядных пособий;
Публикация «Конспект по развитию связанной речи „Раздел пересказ с опорой на графические схемы“ старшая группа (5–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности;
называть отличительные признаки цветов (колокольчика, насекомых (жука) используя графические схемы;
активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
Расширение словаря признаков: жук (какой, цветы (какие)
Развивающие задачи :
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
умение соотносить знаковые символы с образами.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к живой природе (насекомым, растениям, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей: пожалеть, выпустить на волю.
Наглядный материал: графические схемы, нарисованные на доске (4 схемы, в правом верхнем углу нарисован жук около него знак вопроса, в левом верхнем углу нарисованы цветы и также рядом с ними вопросительный знак.
Предварительная работа: развитие познавательной деятельности по темам : «Насекомые», «Полевые цветы», чтение художественной литературы о насекомых, цветах. Наблюдения во время прогулок, рассматривание картинок, тематические дидактические игры, творческая деятельность детей.
Ход занятия
1 часть. Педагог обращается к детям,с просьбой рассмотреть изображения на доске. Воспитатель оповещает о том, что сегодня мы будем учиться с вами, пересказывать рассказ с опорой на графические схемы. Задает вопросы. Как вы думаете о чем или о ком, этот рассказ? Ответы детей. На сколько частей он поделен? Воспитатель хвалит детей за ответы. Посмотрите пожалуйста на доску, назовите кто (что) здесь нарисован (о), воспитатель указывает на изображение жука. Предлагает поиграть в игру «Назови, какой жук?» Начинает игру воспитатель, первым называет прилагательное, а затем вручает флажок первому из детей, ребенок называет одно прилагательное ( образец: большой, блестящий, черный и так далее) и передает флажок следующему ребенку, в игре задействованы все дети. По окончанию игры хвалит детей, подмечает какие, слова придумали дети, чтобы описать жука. Педагог просит детей назвать, что еще нарисовано в верхней части доски, ответы детей. Воспитатель, а теперь поиграем в игру «Опиши, цветы какие?» Дети повторяют правила игры (называть только одно слово, передать флажок следующему, не выкрикивать) По окончанию игры воспитатель обобщает ответы детей, хвалит.
2 часть. Педагог говорит детям, что пришло время послушать рассказ
В. Бирюкова «Поющий букет». Называет автора рассказа и название, просит повторить и запомнить. Читает детям текст.
Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:
-Ой, какой хороший! Сорву его.
- Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.
И вдруг услышала жужжание:
-Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.
-Букет жужжит и поет,- удивилась Наташа.
Осмотрела весь букет, ничего не нашла.
-Чудно. Никого нет, а поет. Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.
-Вот почему букет пел.
-Взяла жучка и выпустила на волю.
После прочтения, воспитатель задает вопросы, как называется рассказ, назовите автора, следующие вопросы по содержанию текста. Назовите имя девочки? Где шла Наташа, что она делала? Куда принесла букет, во что поставила. Что услышала? Что делал букет? Откуда доносилось пение? Кто сидел в колокольчике? Что сделала Наташа с жуком?
Воспитатель следит, чтобы ответы детей были по форме и содержанию вопроса.
Педагог говорит детям, что пересказывать текст мы будем командами по четыре человека, так как графических схем у нас тоже четыре. Один начинает, последующие продолжают, последний завершает рассказывание. Обращает внимание детей на схемы. Что нарисовано на первой схеме, и так далее. Затем предлагает послушать внимательно рассказ еще раз.
3 часть. Пересказ.
Педагог приглашает к доске детей, распределяет между ними схемы, кто за какую отвечает (пересказывает свою часть рассказа).Еще раз напоминает, что дети работают в команде, если кто-нибудь из детей затрудняется в рассказывании текста, помогают члены команды. Воспитатель еще раз напоминает о внимании и взаимовыручке. Педагог слушает пересказ детей.
По окончанию делает выводы, хвалит ребят, формирует следующую команду.
В конце занятия педагог обобщает, спрашивает детей, понравился ли им пересказ с опорой на графические схемы, помогли ли они им вспоминать содержание теста, нравиться работать в команде. На этом наше занятие завершено, всем спасибо.