Наталия Тарасовская
Конспект занятия по развитию речи «Зимние виды спорта» в старшей логопедической группе
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе
Цель: Закрепление знаний по лексической теме «Спорт. Зимние виды».
Программные задачи:
Образовательные:
1. Обогащать и уточнять словарь по теме.
2. Развивать связную речь, координацию речи с движением.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимние виды спорта“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние виды спорта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Спорт. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
3. Актуализировать представление об Олимпийских зимних видах спорта.
4. Учить различать и правильно называть зимние виды спорта, устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.
Развивающие :
1. Продолжать развивать логическое мышление детей, внимание, память.
2. Развивать опыт игровой деятельности.
3. Совершенствовать навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться, и активно использовать в речи слова по теме.
4. Формировать потребность каждого ребёнка в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительные отношения друг к другу.
2. Способствовать формированию навыка работы в коллективе и подгруппах.
Коррекционные:
1. Осуществлять развитие психических процессов (слуховое и зрительное восприятие).
2. Содействовать развитию коррекции речи и движений.
3. Развивать образование сложных слов от заданных: человек бегает на коньках – … конькобежец и т. д. ; продолжать упражнять детей в грамотном изменении слов по падежам.
Методическое обеспечение:
Компьютер, презентация «Зимние Олимпийские виды спорта»; дидактический материал «Окружающий мир. Зимние виды спорта»; глобус, коробка с медалями, картинки с городом Сочи- «Олимпийская деревня», иллюстрации талисманов Олимпиады– 2014; спортивный инвентарь, карточки для выполнения заданий «Разрезные картинки – какой вид спорта?», «Кому, что нужно», медальоны.
Здоровьесберегающие технологии: организация здоровьесберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о зиме, о зимних видах спорта и зимних забавах;
Беседа о зимних Олимпийских играх;
Введение понятия «талисман Олимпийских игр»;
Введение новой лексики (хоккеист – клюшка - хоккей; слалом, биатлонист – винтовка – биатлон, шор-трек, кёрлинг-щетка-«камни» и т. д.)
Знакомство с талисманами зимних Олимпийских игр в Сочи.
Разучивание стихов о спорте.
Ход занятия:
1. Дети построились в колонну и под музыку (спортивный марш) маршируют в группе.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, где проходили зимние Олимпийские игры?
Дети: Они проходили в городе Сочи.
Воспитатель: Правильно проходили у нас в России, в городе Сочи. Ребята послушайте, пожалуйста, стихотворение городе Сочи.
Воспитатель читает стих:
Есть на юге город Сочи-
Солнечный, красивый.
Вся Россия очень рада,
Что там прошла Олимпиада.
Воспитатель: Город Сочи находится в горах. А сейчас высоко в горах сделали дороги, приготовили стадионы, лыжные трассы (показать картинки)
Воспитатель читает стих. :
Приезжали, выступали
И, конечно, побеждали!
Было множество призов.
Будь готов, и ты! И будь здоров!
Воспитатель: Ребята, а что такое «Олимпийские игры»?
Дети: Олимпийские игры - это соревнования.
Воспитатель: Да, это главные соревнования. Они проводятся 1 раз в 4 года.
Ребята, а вы знаете, что каждые Олимпийские игры имеют свой талисман? А какие талисманы были в 2014 году?
Дети: Талисманами в городе Сочи на Олимпиаде были Зайчик, Леопард и Белый Медведь (показать картинки)
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель читает стих:
Наш зайчишка не трусишка,
Леопард – сильнейший зверь!
Пушистой лапой белый мишка
Отворит к победе дверь.
Воспитатель: Ребята, а какие ещё символы Олимпиады вы знаете?
Дети: Олимпийский огонь, который передают друг другу спортсмены, Олимпийский флаг с пятью кольцами, обозначающие пять континентов
Воспитатель (показывает на глобусе) : Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы принять участие в Олимпийских играх?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а что нужно для этого делать?
Дети: заниматься физкультурой и спортом.
Воспитатель: Правильно, делать зарядку по утрам, соблюдать режим дня, укреплять свое здоровье закаливанием, тренироваться - все это поможет быть сильным, быстрым и ловким и, возможно, стать Олимпийским чемпионом.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите кто это к нам пришел? (показывает игрушку-талисман Медвежонок)
Дети: Это Белый Медведь- талисман олимпийских игр.
Воспитатель говорит за белого медведя : Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам в гости, бросив все дела свои. Вы знаете, Олимпийские игры в Сочи уже состоялись, но сегодня я хотел бы рассказать о них и показать вам медали спортсменов (подходит к коробке с медалями)
Но что случилось? Кто-то заколдовал коробку с медалями, а открыть её сможете только вы, ребята. Развеет колдовские чары, только ваша смекалка и грамотность.
Воспитатель: Поможем Медвежонку?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте вместе с Медвежонком познакомимся с зимними видами спорта. Мы сейчас с вами посмотрим на экран (воспитатель показывает презентацию слайды).
2. Презентация. «Зимние олимпийские виды спорта» (5-6 слайдов)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на одежду спортсменов и посмотрите, что у них в руках и на ногах.
Воспитатель: Ребята, вы не устали?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, все спортсмены делают зарядку. Давайте и мы сделаем разминку как настоящие спортсмены, покажем медвежонку!
3. Логоритмика «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
Воспитатель: Ребята поиграть хотите еще? Дети: Да
Воспитатель: Мы поиграем в игру «Угадай вид спорта»
4. Игра ТРИЗ "Да-Нетки” или "Угадай, о каком виде спорта или спортсмене я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "биатлонист”, дети задают вопросы (Это спортсмен? У него есть коньки? У него есть лыжи? Оно прыгает с трамплина? Оно едет по лыжной трассе? Он стреляет из винтовки? Это биатлонист, воспитатель отвечает только "да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
5. Дидактическое упражнение
«Разрезная картинка – какой вид спорта»
Воспитатель: У вас на столах лежат картинки спортсменов (разрезные картинки). Мы с вами разделимся на пары. Вам нужно внимательно посмотреть и собрать картинку, а ещё отгадать, какой зимний вид спорта был изображен, как называют спортсмена, занимающегося этим видом спорта, что ему необходимо для занятий спортом, какой инвентарь? (самостоятельная работа и ответы детей)
Воспитатель: Друзья мои, поиграем еще одну игру? (объясняет правила игры)
6. Дидактическое упражнение «Кому, что нужно»
(употребление дательного падежа имен существительных).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, на столе у вас лежат картинки: с одной стороны, вы видите спортсменов, а с другой – необходимый инвентарь спортсмену, только инвентарь весь перемешался. Вы должны определить где, чей инвентарь и соединить карандашом соответствующие картинки. (Дети соединяют линией схематическое изображение спортсмена и инвентарь; затем проговаривая вслух) :
Дети: - санки - … (саночнику, - лыжи - … (лыжнику, и др.)
Воспитатель: Молодцы, ребята с заданием справились. Давайте теперь встанем в круг и поиграем немного с мячом, разомнём свои ручки и назовём правильно.
7. Речевая игра с мячом «Называем правильно»
(дети передают мяч друг по кругу и называют спортсменов)
- человек бегает на коньках - … (конькобежец).
- катается на санках - … (саночник) и тд.
8. Пантомимика «Живые слова»
Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на две команды, каждой команде я назову шепотом зимний вид спорта, вам нужно с помощью пантомимики изобразить его, а команды соперницы должны отгадать (биатлон, фигурное катание, хоккей, керлинг).
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали об Олимпийских играх, символике, о зимних видах спорта… Если вам понравилось и у вас хорошее настроение, поделитесь своими впечатлениями.
9. Рефлексия.
Педагог предлагает поделиться своими впечатлениями об услышанном на занятии. Воспитатель и дети усаживаются в круг и рассказывают о своих чувствах, что новое они узнали, что больше всего понравилось.
Воспитатель: -Что позволило нам помочь Белому медведю? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Это пригодиться в жизни? Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему?
-Мне было очень приятно видеть, как Антон и Варвара инсценировали спортсменов. Семён и Гоша смогли выполнить трудное задание. Вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?
Воспитатель: -Ребята, используйте полученную информацию, приобретенные умения в самостоятельной деятельности.
Воспитатель говорит за Белого Медведя : -Большое спасибо, ребята! У вас было очень здорово и интересно. Хочу открыть вам секрет, что вы смогли развеять колдовские чары, в этом вам помогли ваша смекалка и грамотность. (открывает и показывает медали спортсменов). Но прежде чем я с вами попрощаюсь и скажу вам: «До свидания» я подарю вам символ олимпийских игр – пять колец, которые символизируют участие спортсменов из разных стран пяти континентов мира.
Будьте всегда спортивные, смелые, отважные, выносливые.
Сюрпризный момент олимпийский Медвежонок (воспитатель) открывает коробку и дарит детям медальоны с олимпийскими кольцами.