Татьяна Кривчикова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи»
▼ Скачать +Заказ
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Овощи»
Цель: Расширить и активизировать словарь по теме «Огород. Овощи»
Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением речи.
Коррекционно-образовательные цели:
• учить детей последовательно составлять описательные рассказы об овощах по схеме;
• закрепить в словаре обобщающее понятие «Овощи» и знания об овощах;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• расширить, активизировать словарь по теме «Овощи» ;
• упражнять детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными;
• Учить образовывать относительные прилагательные;
• продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.
Коррекционно-развивающие цели :
• развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление;
• корригировать произношение;
• корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• корригировать и развивать фонематическое восприятие;
• корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Коррекционно-воспитательные цели:
• формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, воспитывать усидчивость. воспитывать интерес к занятиям;
• воспитывать самостоятельность, инициативность;
• воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие задачи:
• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
• соблюдать правильную посадку детей;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал, тарелки, зашумленные картинки овощей, карандаши, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия.
Логопед:
Какое сейчас время года? (Осень)
- В это время года люди собирают урожай овощей.
-Где растут овощи? (на огороде)
Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи.
Логопед читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Сегодня мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей.
Давайте назовем овощи, которые растут в огороде.
Овощи на огороде растут по-разному:
Что растет в земле (морковь, свёкла, картофель, репа, редиска, чеснок)
Что растет на земле? Помидор, огурец, перец, капуста)
Игровое упражнение «Повтори чистоговорки».
Щи – щи – щи – мы собрали овощи;
Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;
Чок – чок – чок – в огороде кабачок;
Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.
Рассказ логопеда
— Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Отгадывание загадок
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей
Клубни вытащишь на свет —
Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
Сладкий — съешь и целиком,
Горький — тронешь языком,
Обожжет, как огнем,
Не забудешь ты о нем. (Перец.)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться сумели. (Лук)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Красный нос в землю врос,
А зелёный нос снаружи
Нам зелёный нос не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет. (Редька.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная. (картошка)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама режет (Лук)
Муляжи овощей появляются по мере отгадывания загадок.
Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.
Дети по - очереди : Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т. д.
Составление описательного рассказа о картофеле по картинно-графическому плану.
(Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах.)
Многовкусных блюд можно приготовить из овощей.
Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Игровое упражнение «Поварёнок».
Образование относительных прилагательных.
Логопед начинает, а дети заканчивают:
- Давайте приготовим обед из овощей.
- Сварим суп из гороха. Как называется суп?.
- Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?.
- Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?.
- Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?.
- Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?.
- Выжмем сок из моркови. Как называется сок?.
- Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?.
Физкультминутка.
В огород пойдем, Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты,
Дети маршируют на месте,
идут по кругу, взявшись
за руки,
«таскают»,
«копают»,
«срезают»,
Круглый, сочный, очень вкусный - показывают руками,
Щавеля нарвем немножко - «рвут»,
И вернемся по дорожке - идут по кругу, взявшись за руки. (И. Нищева)
Дидактическая игра «Назови ласково» с мячом
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик
морковь-морковочка
Огурец – огурчик
тыква – тыковка
Лук – лучок
свёкла – свёколка
Чеснок – чесночок
капуста – капустка
Горох – горошек
картошка – картошечка.
Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам) Согласование числительных с существительными.
Согласование притяжательных местоимений с существительными
На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста и т. д.
Работа с зашумленными картинками
Логопед:- Посмотрите, что за овощи у вас нарисованы на листочках.
Найдите помидор и обведите его красным карандашом.
Найдите огурец и обведите его зеленым цветом.
Найдите морковь и обведите оранжевым цветом.
Штриховка овощей цветными карандашами.
Итог занятия
Друзей ими угощали
Квасили, ели, солили.
С дачи домой увозили.
Прощай же на год наш друг огород!
Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что растет в огороде.