Барыбина Ольга Александровна
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: составление рассказа по картине «Дети вешают скворечник» 2021 г
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять рассказ по сюжетной картине, развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по картине.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: составление рассказа по картине „Дети вешают скворечник“ 2021 г» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Оборудование: музыка весны. (Звуки природы. Пение птиц, сюжетная картина «Дети вешают скворечник», мяч, мольберт, интерактивная доска.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, дидактические игры «Подзорная труба».
Наглядные: рассматривание сюжетной картины.
Словесные: ответы на вопросы.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.
Ход занятия
Звучит музыка весны. (Звуки природы. Пение птиц.)
1. Психогимнастика «Доброе утро», направленная на релаксацию.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро!- солнцу и птицам.
Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
Доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера
2. Организационный момент
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила электронное письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто же это? (Белый медведь). Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа». Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
Вы хотите помочь Умке? (Да)
А чтобы нам легче было придумывать, я приготовила картину.
3. Игра «Подзорная труба»
Воспитатель: Ребята, давайте мы эту картину внимательно рассмотрим, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Давайте и вы сделаете себе такую подзорную трубу. (Дети делают из бумаги имитацию подзорной трубы). Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите? Например: «Когда я смотрю на картину, то вижу голубое небо; землю с травкой… и т. д. (Девочка, дом, земля, небо, деревья, мальчики, труба, молоток, гвоздь, скворец, скворечник, кот, береза и др.)Но есть еще одно главное правило «Не выкрикивай, выслушай другого до конца, не перебивая!»
4. Беседа по картине «Дети вешают скворечник»
Воспитатель: Давайте поподробнее рассмотрим картину. Скажите, кто нарисован на этой картинке? (дети, а что же изображено на этой части)
Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).
Воспитатель: верно. Как вы думаете, а что он делает?
Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).
Воспитатель: вы правы, ребята! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Воспитатель: правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Воспитатель: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Воспитатель: да, вы описали мальчика правильно.
Воспитатель: Дети, а кто сидит под деревом? (под деревом сидит кошка);
Воспитатель Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая, пушистая);
Воспитатель: На чем стоит мальчик возле дерева? (мальчик стоит на лестнице);
Воспитатель: Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
Воспитатель: Дети, а кто помогает мальчику? (девочка помогает мальчику);
Воспитатель: Что делает девочка? (девочка подаёт мальчику молоток);
Воспитатель: Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
Воспитатель: Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте полукругом.
5. Подвижная игра с мячом «Подбери слова».
Я буду называть объект нарисованный на картине, задавать вопрос и бросать мяч в руки. Например: кошка какая? (полосатая, маленькая, пушистая, ласковая.) (Небо какое? Скворечник какой? Мальчик какой? Девочка какая? Дерево какое? Лестница какая? Погода какая? Забор какой)
Воспитатель: Дети, во что одет мальчик, который стоит на лестнице? (в синие джинсы, зелёную курточку);
Воспитатель: Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
Воспитатель: Для чего он это делает? (чтобы взять молоток);
Воспитатель: Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
Воспитатель: Как вы думаете, называется это дерево? (это дерево называется берёза);
Воспитатель: Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
Воспитатель: Что вы видите на заднем плане картины? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
Дети, давайте немного отдохнем.
Физминутка «Весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок
(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).
Раскрылся колокольчик
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
6. Составление плана рассказа.
Воспитатель просит еще раз рассмотреть картину.
Воспитатель: Придумайте название для своего будущего рассказа.
Воспитатель: Чтобы рассказ был понятен медвежонку, начните его со слов «Наступила весна,» Назовите признаки весны
Воспитатель: В основной части расскажите что делают дети.
Воспитатель: В конце рассказа скажите- нравится детям весна или нет, что могло случиться дальше?
7. Коллективное составление рассказа.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить один общий рассказ. Когда будете составлять рассказ, не забывайте про слова, которые мы с вами говорили в игре с мячом. Рассказывать мы будем по цепочке, проговаривая по одному предложению. Если вы закончили своё высказывание, то коснитесь рукой своего соседа. Нужно быть очень внимательными, следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить его. Рассказ нужно начинать составлять с названия, а дальше по плану. (Дети по очереди рассказывают рассказ по одному предложению.)
8. Рассказы детей.
Воспитатель: Дети, кто хочет составить свой рассказ.
Составление рассказа детьми. Дети по желанию выходят к картине.
9. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Понравилось ли вам придумывать рассказ по картине?
Чей рассказ вам понравился больше? Чем? Хорошее ли дело сделали дети или нет? А хотелось бы вам повесить скворечник и помочь птицам?
Легко ли вам было составлять рассказ? Какие трудности были?
А мне понравилось, как дружно вы сегодня составляли рассказ, как интересно придумывали концовку. Как вы думаете, наши рассказы понравились Умке? Вы все сегодня постарались. Молодцы!